Использование активных методов в режиме интерактивного обучения
Последнее время все большее число преподавателей пытаются модифицировать собственные технологии обучения в направлении применения интерактивного режима, при котором информационные потоки носят двусторонний характер, так как построены на диалоговом взаимодействии субъектов педагогического процесса. В нем и преподаватель, и студент автономны. Но при внешней независимости и свободе субъекты педагогического процесса находятся в постоянном сотрудничестве. Совместная деятельность рассматривается как деятельность диалоговая, причем на условиях равноправия, безусловно позитивного отношения, доверия к партнеру.
Интерактивное обучение реализует главную человеческую потребность — потребность в общении. Главное достоинство такого обучения состоит в том, что опыт, полученный при решении учебных задач, личность может перенести на внешний мир, поскольку в процессе активного взаимодействия усваиваются еще и поведенческие функции. При интерактивном обучении происходит осознание студентами ценности других людей, формируется потребность оказывать поддержку другим людям (своим товарищам по учебной группе, дошкольникам, преподавателям и т.д.) в ходе совместной деятельности. Учебное занятие, организованное как непосредственный диалог, предлагает студентам критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения. Поэтому для интерактивного взаимодействия применяются и дискуссия, и мозговой штурм, и метод эвристических вопросов.
Важной особенностью интерактивных занятий становится и то, что их итогом являются не столько внешние результаты, сколько внутренние, пролонгированные во времени. Такие занятия — это специальная форма организации познавательной деятельности.
Учебное занятие в интерактивном режиме обучения включает в себя организационно-педагогические условия: постановку целей групповой или коллективной работы; постановку задач урока, построенных на непосредственном опыте или интересе присутствующих на занятии студентов; организацию учебного пространства, формирование подгрупп, знакомство студентов с правилами сотрудничества; выработку и оптимизацию системы оценок учебной совместной деятельности; создание специальных ситуаций, побуждающих студентов к интеграции усилий для решения поставленной задачи; определение методов, средств активизации познавательной деятельности и отработки студентами межличностных навыков анализа и самоанализа.
Важным является и определение способов формирования группового единства, рефлексии, личностной и групповой готовности студентов к совместной деятельности и межличностному взаимодействию; определение системы «поддерживающих» приемов общения; атмосферы психологического комфорта.
Интерактивное взаимодействие между студентом и преподавателем, студентом и студентом, студентом и учебными средствами
реализуется с помощью коллективных и групповых способов организации учебной деятельности.
Коллективный подход в обучении имеет девиз «Все обучают каждого и каждый обучает всех». В коллективных способах обучение осуществляется методом «погружения» (М.П.Щетинин). Суть его заключается в том, что каждый думает не только о себе, но и о товарищах, каждому из которых, возможно, потребуется помощь, так как учебно-познавательная деятельность организуется как коллективный труд по выполнению общего дела — задания преподавателя. Особенность коллективных способов обучения в том, что каждый выступает в роли учителя и ученика; ведущего и ведомого; организатора коллективной работы и ее рядового участника.
Организация учебной деятельности учащихся коллективным способом в системе интерактивного режима обучения просто необходима, поскольку разрешается противоречие между мотивацией и стимуляцией учения за счет сотрудничества в обучении; между пассивно-созерцательными и активно-преобразовательными видами учебной деятельности, поскольку студенты работают не в статических объединениях, а в парах сменного состава и микрогруппах; между психологическим комфортом и дискомфортом, так как общение носит живой, непринужденный характер; между воспитанием и обучением, поскольку совместная деятельность базируется на правиле «безусловной нормы», благодаря которому в процесс взаимодействия вступают субъекты, равноправные партнеры.
Коллективный способ обучения включает в себя коллективную, групповую, парную и индивидуальную формы.
Методика организации обучения строится на соблюдении таких принципов, как наличие сменных пар учащихся, их взаимообучение, взаимоконтроль, взаимоуправление.
Чтобы осуществлять обратную связь по выявлению эффективности внедрения коллективного способа обучения, можно предложить учащимся следующую анкету:
Анкета
- Что вам нравится в коллективных занятиях?
- Какие трудности вы испытываете при обучении в парах?
- Что изменилось в вашем отношении к предмету при изучении его на коллективных занятиях?
- Требуют ли коллективные занятия от вас специальных навыков? Если да, то каких?
- Изменили ли коллективные занятия ваши взаимоотношения с другими студентами? Если изменили, то как?
- Изменили ли коллективные занятия ваши взаимоотношения с преподавателем? Если изменили, то как?
- Ваши предложения педагогу по организации коллективных занятий.
- Ваши предложения студентам по участию в коллективных занятиях.
Групповой способ обучения тоже имеет ряд преимуществ, поскольку комплексно решает несколько задач: во-первых, коммуникативно-развивающую, направленную на формирование у студентов таких коммуникативных навыков, как умение слушать, умение встать на точку зрения другого, умение разрешать конфликты; во-вторых, социально-ориентационную, направленную на формирование личностно-профессиональных качеств студентов, таких как умение работать сообща для достижения общей цели, самоуважение, дружеская взаимопомощь; умение избегать негативных сторон соревнования между партнерами по общению; в-третьих, конкретно-познавательную, непосредственно связанную с учебной ситуацией.
Техника организации групповой формы обучения складывается из нескольких этапов.
1. Организация групп. Группы могут образовываться по-разному:
- формальным способом, когда объединение происходит по принципу сидящих рядом;
- состав группы определяет преподаватель;
- преподавателем или студенческой группой выбираются лидеры, которые затем сами набирают участников своей минигруппы;
- каждый из студентов выбирает для себя проблему, а затем они объединяются для ее решения;
- студенты объединяются для совместной работы по конкретному виду деятельности;
- самоорганизующаяся группа выбирает одновременно для себя и проблему, и вид деятельности;
- поэтапное формирование подгрупп. В начале обучения в группу объединяются только студенты, достигшие определенных успехов в изучении темы. Они работают отдельно от остальных. По ходу изучения материала к ним подключаются другие студенты. Выросшая группа разбивается на подгруппы в соответствии с нужным количественным составом.
2. Принятие студентами правил групповой деятельности. Правила могут либо преподноситься студентам в готовом варианте, разработанном педагогом, либо разрабатываться самими студентами на основе рекомендаций преподавателя. В инструкции по составлению правил указывается: их количество (не более 5 — 7); что следует, а чего не следует делать при совместной групповой работе; обязательность строгого выполнения всеми студентами; способы визуального оформления.
Пример таких правил:
- объединитесь по группам быстро и тихо;
- принесите необходимые материалы;
- говорите тихо;
- слушайте, когда кто-то говорит;
- знайте ваше задание;
- оставайтесь в вашей группе, пока вам не указано делать другую работу.
3. Распределение ролей. Чаще всего в группах выделяют руководителя, аналитика, эксперта, генератора идей и т.д. Наличие роли и ее функциональные обязанности зависят от основного метода групповой работы.
4. Распределение заданий. Возможные варианты: подготовка выступлений перед студенческой аудиторией; обсуждение проблем и определение способов их решения; выдвижение гипотез; демонстрация опыта работы; выполнение творческого задания; выступление в роли оппонентов; продумывание альтернативных вопросов по теме и т.д.
5. Выделение типов и форм группового обучения. Существуют такие типы обучения, как в парах, в группе из сидящих вместе, в маленькой команде, посредством задания для всех.
Групповой способ обучения включает в себя несколько форм: индивидуальную, когда каждый студент учит себя; групповую, когда один одновременно учит многих; парную, когда один учит другого.
Рассмотрим конкретные примеры.
1. Организация групповой работы в парах (диадах).Эта форма чаще всего используется для закрепления усваиваемого материала. Поэтому в основном парная работа строится на базе последовательного пересказа друг другу определенной части учебного материала; взаимопроверки проделанной работы для возможного применения в программированном контроле; работы в режиме интервью (ответы на заранее подготовленные вопросы).
Выделяют два типа учебных пар — постоянного (замкнутого) и динамического (сменного) состава. Студентов объединяют в пары или по принципу «сильный—слабый», или «спорщик—спорщик», или «спорщик—терпеливый». Студенты могут объединяться для совместной работы и по желанию. Если преподаватель намерен в течение длительного времени работать методом пар сменного состава, то следует учесть, что условно выделяют шесть уровней подготовленности учащихся: самые сильные, сильные, средние, слабые, очень слабые, слабее слабых. В начале работы в пару включают студентов соседних уровней подготовленности: самые сильные и сильные, сильные и средние, средние и слабые.
Остановимся подробнее на технологических аспектах организации пар сменного состава, поскольку именно они являются основой коллективных способов обучения. Один из партнеров является носителем информации — это «учитель». Он знает решение, содержание темы, может провести эксперимент. Он передает эту информацию своему партнеру рассказывает, объясняет, отвечает на вопросы, показывает, записывает. Другой — «ученик» — слушает, задает вопросы, сомневается, обсуждает. Следует заметить, что при обучении в паре сменного состава важным является отношение «учителя» и «ученика» к информации. Они могут вместе знакомиться с новым материалом, а возможно, «учитель» будет знать больше и рассказывать это товарищу.
Для работы в парах преподаватель выбирает несколько тем (не более 7). Тема — это параграф или его часть, представленные подробно в учебном пособии (учебнике). По содержанию темы таковы, что студент может изучать их в любой последовательности, но они небольшие по объему. У каждого студента своя последовательность их изучения, но за определенный промежуток времени он должен усвоить все темы. Преподаватель готовит описание алгоритмов работы студентов. Каждый студент получает тему-задание, готовит к работе тетрадь: записывает название темы и дату, делит страницу на четыре части (номер абзаца, о чем абзац, узловые понятия, в последней указывается, с кем работал студент над изучением темы). В паре студенты, каждый — со своим текстом, сначала изучают одну тему, затем другую. Вместе обсуждают абзац, выделяют ключевые понятия, слова, выражающие его суть. Все предложения обсуждаются. Когда предложения удовлетворяют обоих студентов, производится запись в графе «О чем абзац». Так, последовательно заполняется и графа «Узловые понятия». После того как «ученик» хорошо усвоил материал, работа прекращается.
Приведем примеры заданий, которые без особой модификации подходят студентам средних специальных учебных заведений и носят относительно универсальный характер.
Пример 1. «Изучение по вопроснику». Студенты изучают определения понятий, отвечают на вопросы и выполняют задания:
1. Какие знакомые термины вы встретили в определении?
2. Какое понятие определяется?
3. Для каких явлений, процессов вводится данное понятие?
4. Приведите пример, подтверждающий корректность данного определения.
5. Приведите пример, удовлетворяющий этому определению. Обоснуйте его.
6. Приведите пример, не удовлетворяющий этому понятию. Обоснуйте его.
7. Встречали ли вы раньше аналогичное понятие? В чем вы находите сходства и различия?
8. Что выражает данное понятие: свойство, признак, объект, явление?
9. Рассмотрите частные случаи.
10. Назовите исключения.
Пример 2. «Совместное изучение». Студентам предлагается учебный текст. Его выписывают на карточки. К тексту предлагается большое количество вопросов и указаний типа: «Объясните, почему...», «Приведите пример, подтверждающий...», «...Сравните с...», «Попробуйте еще один способ решения...», «Сделайте аналогично...», «Можно ли это применить к...».
2. Организация групповой работы в тройках (триадах).Эта форма работы имеет особую эффективность, так как деятельность студентов приобретает большую коллегиальность, аргументированность за счет большего числа возникающих идей; наблюдается большая контактность и лабильность группы; за счет появления третьего лица повышается рефлексивность проделанной работы. Это происходит потому, что в тройке взаимодействие участников осуществляется по принципу «третий — лишний» или «артисты — зрители». Работа учебных триад может быть организована как в статичном ключе, в виде поиска общего решения проблемы только внутри триады, так и в динамике, т. е. со взаимопереходами. Суть заключается в том, что после выполнения задания, данного тройке, студенты покидают свою триаду и образуют пары временного состава. В них происходит обсуждение проделанной в триаде задания. Студенты образуют новые пары и обсуждают в них свои результаты до тех пор, пока не вернутся в исходную тройку.
Понятием «малая группа» обычно обозначается относительно устойчивая, небольшая по численности группа, члены которой находятся в непосредственном взаимодействии друг с другом, что приводит к возникновению эмоциональных связей, а также специфических межличностных ценностей и норм. В условиях образовательного процесса такая группа представляет собой объединение студентов с целью решения конкретно-познавательных, коммуникативно-развивающих и нравственно-воспитательных задач. Объединение учащихся в группы может иметь как относительно постоянный (творческая лаборатория, проблемная группа, действующие в течение учебного года), так и временный (одно воспитательное дело, один урок и т.д.) характер.
3. Организация работы учебных четверок («междусобойчик»).Здесь предусматриваются конкретные э т а п ы, в каждом из которых выделяется свое содержание.
1. Индивидуальная работа. Педагог предлагает задание (достаточно большое по объему): изучить и составить конспект трех-четырех параграфов учебника; продумать вопросы к дискуссии по актуальной теме и т.д. На подготовку и выполнение данного задания дается 15 — 20 минут. Важно, чтобы к концу контрольного времени каждый член группы имел свой вариант выполненного задания.
2. Работа в парах по принципу горизонтальных связей. Каждый участник выбирает себе партнера. Задание по содержанию остается прежним, но цель данного этапа заключается в нахождении общего решения пары. Важно, чтобы это решение выражало общее мнение двух участников. Время для обсуждения — 10 минут.
3. Работа в парах по принципу вертикальных связей. Партнеры меняются парами. Содержание работы остается прежним. Новые партнеры обмениваются своими решениями и ищут возможность обновления проблемы. Время для обсуждения — 10 минут.
4. Принятие группового решения.Члены группы собираются вместе. Поскольку все уже осведомлены о возможных способах решения, цель данного этапа заключается в выработке общих положений. При этом большое внимание уделяется не только содержанию, но и форме решения задачи (группа может предложить решение в виде конспекта, рисунка, схемы, стихов и т.д.). Время — 10 минут.
Трудность данной технологии заключается в том, что уже на третьем и особенно на четвертом этапе у учащихся может возникнуть негативное отношение к репродуктивному характеру деятельности (сколько можно говорить на одну и ту же тему?). В таком случае преподаватель предлагает найти новую форму для воплощения освоенного содержания: схему, рисунок, таблицу и т.д.
5. Работа «звездочками».Можно активизировать работу студентов уже с этапа образования групп. Для этого достаточно подготовить блоки по пять карточек, объединенных одной темой. Карточки раскладываются «рубашкой» вверх. Педагог предлагает студентам разобрать карточки, объединиться в учебные пятерки по своей теме, подготовить мини-выступление по данной теме.
Так, блок карточек по истории педагогики может включать в себя причины, дату, событие, историческое лицо (дидакт), последствия. Задание может заключаться в восстановлении исторической цепочки и подробном описании события, предшествующего созданию реформистских направлений в образовании.
Трудности, возникающие при организации учебных «звездочек», связаны с тем, что часто количество студентов оказывается не кратным пяти, что ведет к укрупнению групп до шести-семи человек. Могут возникнуть сложности при оценке вклада каждого члена группы в общее решение. Увеличение в малых группах количества участников до шести человек может привести к распаду шестерок на тройки — это может осложнить работу.
6. Организация групповой работы в семерках.Увеличение численного состава группы приводит к тому, что камерные формы работы, приемлемые для диад и триад, сменяются дискуссионными. Поэтому работа семерками хорошо вписывается в учебную дискуссию, диспут, собеседование. Нередко эта форма групповой работы становится основной при организации семинарского занятия.
Таким образом, внедрение интерактивного режима обучения обеспечивает:
-для конкретного студента: осознание включенности в общую работу; развитие личностной рефлексии; становление активной, субъектной позиции в учебной и иной деятельности, связанной с личностными интересами;
- для учебной микрогруппы: развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе; формирование ценностно-ориента-ционного единства группы; поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации; принятие нравственных норм и правил совместной деятельности;
- для студенческой учебной группы в целом: формирование групповой общности; повышение познавательной активности студентов; развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;
-для связки «учебная группа—преподаватель»: нестандартное отношение к организации образовательного процесса; многомерное освоение учебного материала; формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Дайте определение понятию «активные методы обучения».
2. Представьте графически классификацию АМО.
3. Подберите афоризмы, которые могут звучать как правила эвристической беседы.
4. Сколько вариантов мозгового штурма существует? Приведите примеры их использования на учебном занятии в колледже.
5. Придумайте свой вариант вербальной интерпретации основного правила мозгового штурма.
6. Каковы особенности интерактивного режима обучения?
7. Сформулируйте свои личные приобретения по изученной теме. Выделите причины, по которым это произошло. Запишите цели дальнейшего освоения этой темы.
8. Решите педагогические задачи.
А. Куратор учебной группы готовится к проведению классного часа и просматривает список студентов. Студенту Петру Иванову грозит отчисление за плохую успеваемость в течение семестра. Однако все знают, что он неоднократно защищал честь колледжа в спортивных соревнованиях по плаванию, а еще — команда КВН учебной группы, где Петр — играющий капитан, вышла в финал фестиваля КВН колледжа.
Проанализируйте ситуацию и выполните следующие задания:
- определите тип учебной задачи;
- определите, какова фабула задачи. Если считаете нужным, реконструируйте ее по своему усмотрению;
- сформулируйте вопросы к задаче;
- обозначьте проблему;
- определите, сколько подходов к решению задачи может быть.
Б. Преподаватель в присутствии студента вынужден оценить действия своего коллеги, у которого по его вине возникла конфликтная ситуация с этим студентом. Педагог оказался перед выбором: признать некорректность действий своего коллеги и отменить его решение или проявить так называемую «профессиональную солидарность»?
Решите задачу, используя предложенную в § 2.1 памятку. Дополните памятку своими правилами.
8. Найдите в художественной литературе, в журнальных или газетных статьях педагогические ситуации, которые могли бы стать основой для составления учебной задачи. Опишите ее, используя заданный в тексте параграфа алгоритм.
9. Выполните тестовые задания:
1. Этот этап решения эвристических задач характеризуется системой вопросов «Кто, что, зачем, где, как, когда?» в отношении:
а) понимания смысла поставленной проблемы;
б) осуществления плана;
в) контроля и самоконтроля.
2. Вставьте название недостающего этапа в подготовке мозгового штурма:
а) формирование проблемы;
б)...;
в) выделение правил проведения мозгового штурма;
г)...;
д) разработка критериев оценки поступивших идей.
3. Какая из разновидностей метода аналогий строится на принципе замещения:
а) прямая;
б) личная;
в) фантастическая;
г) символическая.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1