Биографический метод в деятельности социального педагога
Программа курса
Пояснительная записка
В условиях социально-экономических реформ особую актуальность приобретает деятельность социального педагога и социального работника, основная направленность которой заключается в оказании помощи и поддержки клиенту в системе средовых и функциональных взаимодействий. Эффективность деятельности социального педагога зависит от того, насколько он хорошо знает интересы и потребности клиента, условия его жизни. Это достигается в результате постоянной и кропотливой работы по сбору, анализу и интерпретации информации, связанной с нуждами клиентов. Поэтому специалист в области социальной педагогики должен уметь выявлять информацию и собирать факты, необходимые для подготовки социальной истории, оценивая ситуации клиента.
Особую значимость приобретает знание социальным педагогом биографии клиента, условий его жизни. Знание клиента предполагает также определение его стиля жизни, его философии жизни, моральных норм и ценностей, специфики индивидуального жизненного опыта.
Целью спецкурса является ознакомление социальных педагогов и работников с конкретным инструментарием (методом), позволяющим изучать особенности индивидуального развития личности и социального окружения.
Задачами спецкурса является:
1. Познакомить студентов с биографическим методом и особенностями его использования в социальных науках.
2. Познакомить студентов с формами и методами биографического исследования личности.
3. Сформировать умения по процедуре проведения биографического исследования и обработке полученных данных.
Настоящий спецкурс содержит информацию о теоретических основах биографического метода, особенностях его использования в социальной педагогике и смежных науках, а также набор методов и методик, направленных на углубленное изучение личности и коррекцию индивидуального стиля жизни.
В структуру курса включены как лекционные занятия, так и практические, на которых студенты имеют возможность применять полученные знания на практике, формировать умения и навыки биографического исследования личности.
Материал спецкурса может быть использован не только в деятельности социальных педагогов и работников, но и педагогов, воспитателей и родителей, интересующихся проблемами индивидуального развития человека.
Объем курса: 36 часов. Из них: 22 – лекции, 14 – семинары и практические занятия. Кроме ознакомления с основами курса (лекции и семинары) предусмотрено написание контрольной работы по автобиографии. Написание автобиографии рассматривается как важная часть подготовки студентов к исследовательской деятельности, развития навыков биографического исследования.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Лекции | Практич. |
1. | Методы социальной педагогики | - | |
2. | Общая характеристика биографического метода | - | |
3. | Характеристика биографических источников | ||
4. | Биографический метод в контексте гуманитарного знания | - | |
5. | Биографический метод в структуре социально-педагогического процесса | ||
6. | Методики биографического исследования личности в практике социального педагога | ||
7. | Технологии активизации биографического сознания личности | ||
8. | Биографическая компетентность социального педагога | - | |
ИТОГО |
Тема 1 Основные методы социальной педагогики
Как теории и практики
Философские, социологические, общепедагогические и психологические основания социально-педагогической теории и практики. Специфика социально-педагогического процесса. Основные этапы социально-педагогического процесса: наблюдение и анализ, диагностика, выбор и апробация форм и методов. Характеристика основных методов социальной педагогики.
Наблюдение: включенное, структурированное и свободное, ситуативное и долговременное, случайное и целенаправленное. Методы фиксации результатов наблюдения. Использование аудио и видеотехники в процессе наблюдения. Достоинства и недостатки наблюдения.
Методы диагностики социальной среды (паспорт социальной инфраструктуры микрорайона, карта обследования семей , паспорт неформальной подростковой группы). Мониторинг социальной среды и личности.
Опросы в деятельности социального педагога: Прямые устные и письменные, проективные устные опросы.
Тестирование. Возможности и ограничения тестирования в деятельности социального педагога. Визуальная психодиагностика. Метод экспертных оценок. Социометрия. Стратегия сбора информации.
Литература:
1. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М.1994.
2. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М. 1997.
3. Наторп П. Социальная педагогика. СПб, 1911.
4. Пинкус А., Минахан А. Практика социальной работы (формы и методы). М. 1993.
5. Платонова Н.М. Основы социальной педагогики. СПб, 1997.
6. Рабочая книга социального педагога. Ч.2. Социальная педагогика и социальная работа. Пособие для самообразования /Под ред. Н.Ф.Масловой, Орел, 1995.
7. Расчетина С.А. Социальная педагогика – развивающаяся область образования. Псков, 1998.
8. Семенов В.Д. Социальная педагогика: история и современность. Екатеринбург, 1995.
9. Социальная педагогика: курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой. М. 2000.
10. Социальная педагогика: теория, методика, опыт исследования. Свердловск, 1989.
11. Социально-психологический, диагностико-коррекционный инструментарий. М. 1999.