Ii. словообразовательные нормы
Исправьте словообразовательные ошибки.
1) Зазря ты не пришел на премьеру спектакля.
2) Окружающие попросту надсмехались над его постоянной рассеянностью.
3) Откройте эту дверь вовнутрь.
III. ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Отметьте ошибочные варианты использования числительных, исправьте ошибки.
1. Лодка с восьми туристами.
2. Двое котят спали в корзине.
3. На обоих стенах висели картины.
4. Оба кандидата прошли в Парламент.
Определите род имен существительных. Подберите к ним прилагательные (определения)
Жалюзи, иваси, кофе, такси, шампунь, медресе, трюмо, салями, выскочка, жертва, корсаж, жюри, забияка, кенгуру, колибри, эму, крупье.
Просклоняйте числительные (поставьте слова в форму родительного, дательного, творительного и предложного падежей)
Сто четырнадцать, четыреста двадцать восемь, шестьсот восемьдесят два.
Найдите и исправьте ошибки, обусловленные нарушением грамматических норм.
1) Разозленный, он стоял с выкатившими и налитыми кровью глазами.
2) Его охватило сильное беспокойство, получив письмо от родителей.
3) Бабушка его всегда радовается нежданным гостям.
4) Я пылесосю ковры три раза в неделю.
5) На мосте столкнулись сразу три автомобиля.
IV. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Объясните значения омографов, составьте с ними словосочетания.
ВИски – вискИ, забронИровать – забронировАть, кОлледж - коллЕдж, клУбы – клубЫ.
Объясните значения иноязычных слов, составьте с ними предложения.
Экстремизм, сканер, акмеизм, оферта, эволюция.
Объясните значения фразеологических оборотов, составьте с ними предложения.
В тихом омуте черти водятся, гнать волну, держаться на плаву, ждать у моря погоды, львиная доля.
Исправьте ошибки в использовании фразеологизмов.
1) Илья Муромец был косая сажень в плече.
2) Ты сварил эту кашу, ты и расхлебывай.
3) Спустя два часа участникам переговоров так и не удалось столкнуться с мертвой точки.
Найдите и исправьте ошибки, вызванные нарушением лексических норм.
1) Все лето 2010 года стояла нетерпимая жара.
2) О своем плохом проступке он сожалел всю жизнь.
3) Особенности поэтической речи лимитируются общеязыковыми нормами.
4) Наташа Ростова отличалась добротой нрава и эксцентрическим поведением.
5) Во время интервала между уроками дети могут играть в подвижные игры.
6) В этот раз нас приятно порадовали фигуристы.
7) Он дал обед молчания и послушания.
V. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Определите, к какому стилю принадлежит текст, сделайте анализ по плану, представленному в методических рекомендациях.
Воспитанный человек... Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились похвалы. Так что же такое воспитанность? Это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое в человеке. Быть воспитанным – значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным. Мне представляется, что таким был артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он уважал людей и всегда интересовался ими. При нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, достойной заботы. Все ощущали себя в его присутствии умными, очень нужными. Однажды поздно вечером Василий Иванович увидел две странные женские фигуры. Это оказались слепые, которые заблудились. Качалов немедленно предложил им свои услуги, проводил до трамвая, помог сесть в вагон. Корни этого поступка не просто в знании хорошего тона, а в сердечности и доброте к людям. Значит, все дело в мыслях и побуждениях. А знание норм поведения только помогает проявлению внутренней доброты и человечности.
ВАРИАНТ 6
I. ФОНЕТИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Расставьте ударения.
Занята, алкоголь, намерение, введший, индустрия, искус, средства, оптовый, торты, тортов, лифты, откупоривать, каталог, погналась, модерновый, газопровод, ломоть, флюорография, звонишь, склады, некролог, исчерпать, осведомить, свекольный, нормировать, полиграфия, христианин, принудить, вечеря.