II. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ. Исправьте словообразовательные ошибки.

Исправьте словообразовательные ошибки.

1) Некоторые помещики отличались беспощадством.

2) С. Есенин заслужил бессмертность своим творчеством.

3) Спортсмен подскользнулся и больно ударил колено.

III. ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Образуйте формы родительного падежа множественного числа имен существительных.

Застолье, баклажан, помидоры, грузин, ботинок, апельсин, яблоко, директор, слесарь, крем, грамм, лимоны, розги, серьги, солдаты, партизаны, носок, туркмены таджик, сумерки, церковь, кочерга, ясли-сад, плащ-палатка, блюдце, полотенце.

Определите род имен существительных, подберите к ним прилагательные (определения).

Жабо, колибри, кольраби, ножницы, забияка, Мехико, дилетант, инкогнито, кенгуру, коллега, жертва, кофе, ножницы, гравюра, иваси, какаду, манго, авеню, пенни, пеня, алоэ.

Просклоняйте числительные (поставьте слова в форму родительного, дательного, творительного и предложного падежей).

Двести шестьдесят два, шестьсот двадцать четыре, девятьсот девяносто девять.

Найдите и исправьте ошибки, обусловленные нарушением грамматических норм.

1) Впереди показалось Гималаи.

2) Почувствовав слабость, у меня закружилась голова.

3) По приезду во Францию писатель сразу поехал в Париж.

4) С отсталой страны Китай превратился в великую державу.

5) Я искренне удивляюсь и восхищаюсь талантом Достоевского.

IV. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

1. Подберите современные эквиваленты устаревшим словам.

Уста, выя, ланиты, глаголет, десница, шуйца, очи, перст, зрачный.

Объясните значения иноязычных слов, составьте с ними предложения.

Кворум, рефлексия, волюнтаризм, плюрализм, эмпирический.

Объясните значения фразеологических оборотов, составьте с ними предложения.

На руках носить, ветер в голове, держать ухо востро, гнуть спину, язык проглотить.

Исправьте ошибки в использовании устойчивых словосочетаний.

1) Известие о приезде ревизора привело городничего в тупик.

2) Львиная часть женской аудитории предпочитает сериалы о любви.

3) СМИ пытаются вбить клины в отношения между Россией и Европой.

Найдите и исправьте ошибки, вызванные нарушением лексических норм.

1) Кругозор мой расширялся, моё отношение к книгам становилось более разборочным.

2) В отношениях между моими родителями наблюдается стагнация.

3) Петр стоял, облокотившись спиной на опору моста.

4) Он выучил английский язык еще в глубокой юности.

5) Два единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло.

6) Открыта свободная вакансия на должность бухгалтера фирмы.

7) Данный вопрос не играет существенного значения в решении задачи.

V. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Определите, к какому стилю принадлежит текст, сделайте анализ по плану, представленному в методических рекомендациях.

Плакета – памятная или декоративная медаль, имеющая форму многоугольника (с четырьмя углами и более). Другие названия – плакет или плакетка. Само слово происходит из французского языка и переводится как дощечка. Отличием от других медалей является форма – плакета всегда имеет острые углы. Чеканится она в качестве сувенира или для украшения. В последнее время стало модным изготовлять плакеты к различным праздникам, юбилеям, церемониям, хотя раньше для таких целей использовали круглые медали.

Плакета никогда не может быть постоянным наградным элементом, как это часто бывает с медалями. Например, Медаль за Отвагу в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Плакета изготовляется только раз, имеет определенный рисунок и вид. Впоследствии могут создаваться только ее копии.

Создается плакета из металлов – медь, серебро, золото, которые позволяют изображать мелкие детали. Лицевая сторона плакеты называется аверс – на ней изображен какой-либо рисунок. Аверс несет основное художественное наполнение медали. На оборотной стороне – реверсе – ничего не изображают, авторы указывают свое имя и дату изготовления. Это связано с тем, что часто плакеты висят на стенах или хранятся в специальных футлярах, поэтому оборотную сторону никто не видит. Грани плакеты (гурты) – ровные, без каких-либо рифлений.

Размеры плакет бывают разнообразны: от нескольких миллиметров до метров. Большие плакеты выглядят как настоящие картины: на металле вырезают героев, пейзажи, строения. Подобные медали могут весить до нескольких килограмм.

Если первые медали круглой формы появились еще в Древней Греции, то плакеты стали изготовлять в эпоху Возрождения. Одними из самых известных произведений плакетного искусства являются плакеты, изготовленные французским медальером Оскаром Роти. Это плакета с портретом французского микробиолога и химика Луи Пастера, созданная в 1892 году, а также плакетка, приуроченная к похоронам четвёртого президента Третьей французской республики Сади Карно в 1894 году.

Наибольшую популярность плакеты приобрели в начале ХХ века. В Германии в течении 13 лет выходил журнал «Архив медалей и плакет», который издавался нумизматом директором Государственного нумизматического собрания Мюнхена Георгом Хабихом.

Наши рекомендации