Факторы риска приобщения к ПАВ
· Биологические
· алкоголизм и различные патохарактерологические аномалии у
родителей;
· перинатальные и ранние постнатальные вредности, отрицательно
влияющие на психическое развитие ребенка;
· органические поражения головного мозга;
· хронические соматические заболевания;
· степень изначальной толерантности.
· Индивидуально-психологические
· ограниченность интересов;
· отсутствие установок на общественную деятельность;
· низкий внутренний контроль;
· эмоционально-волевой дисбаланс.
III. Социальные
Макросоциальные
· доступность ПАВ;
· ухудшение социально-экономической ситуации в стране;
· традиции общества;
· ценностный плюрализм.
Микросоциальные
в семье:
· злоупотребление ПАВ в семье;
· рассогласование между социальными нормами и поведением членов семьи;
· неправильные стили воспитания;
· неполная семья;
· наличие семейных конфликтов;
· постоянная занятость родителей
в образовательном учреждении:
· академическая неуспеваемость;
· конфликтные отношения со сверстниками и педагогами;
· наличие в ближайшем окружении лиц, употребляющих ПАВ или лиц с девиантным поведением;
· одобрение наркотизации в ближайшем окружении.
В противоположность факторам риска выделяют защитные факторы - условия, препятствующие злоупотреблению ПАВ. Современные профилактические программы должны быть ориентированы на защитные факторы, т.к. создание и поддержание этих условий позволяет с достаточной степенью уверенности говорить о предотвращении любых форм девиантного поведения.
Факторы защиты от возможной алкоголизации и наркотизации.
1. Личностные:
· гармоничное развитие личности ребенка;
· социализация – адаптация к социокультурному окружению и проявление уникальности личности в обществе;
· внутриличностный антинаркотический барьер – наличие антинаркотических установок, обеспечивающих реализацию поведения в рамках здорового образа жизни.
2. В семье:
· крепкие семейные отношения;
· активное участие родителей в жизни детей;
· понимание проблем и личных забот детей;
· ясные правила внутри семьи, постоянные обязанности.
3. В образовательной среде:
· усиление связи учащихся со школой;
· участие в общественных мероприятиях;
· выработка негативного отношения к употреблению ПАВ, понимание последствий употребления.
4. В среде сверстников:
· коммуникабельность, позитивные отношения со сверстниками;
· устойчивая способность отказаться в ответ на предложение ПАВ.
К сожалению, профилактика любых форм наркозависимости весьма слабо представлена в плане гигиенического просвещения и воспитания детей и молодежи, несмотря на то, что мировая практика пришла к выводу, что более эффективным и экономически выгодным является вложение средств в предотвращение этого разрушительного явления, нежели в устранение его последствий.
В зависимости от контингента, с которым проводится профилактическая работа, различают первичную, вторичную и третичную профилактику.
Первичная профилактика – это комплекс превентивных мероприятий, направленных на предупреждение формирования негативных ценностей и мотивов употребления ПАВ, пропаганду здорового образа жизни. Эта форма профилактики предусматривает работу с контингентом, не знакомым с действием алкоголя и наркотиков.
Она рассчитана на все население, но, прежде всего, на детей и подростков. Цель - предотвращение вовлечения детей и подростков в потребление ПАВ.
Программы первичной профилактики включают антинаркотическую пропаганду, организацию здорового досуга, вовлечение молодежи в общественно полезную творческую деятельность, занятия спортом, искусством, туризмом и т.п.