Глава iv. понятие уголовно-исполнительного права
§ 1. Место уголовно-исполнительного права в системе права
Основной формой выражения и закрепления уголовно-исполнительной политики является уголовно-исполнительное право. Дать понятие уголовно-исполнительного права - значит, определить его задачи, функции, предмет и метод регулирования, что, в свою очередь, требует раскрытия понятий уголовно-исполнительного правоотношения, норм и системы уголовно-исполнительного законодательства. Но прежде, чем перейти к освещению этих вопросов, необходимо определить место, которое занимает уголовно-исполнительное право в системе права, поскольку от этого зависит и круг рассматриваемых вопросов. Так, если не считать уголовно-исполнительное право самостоятельной отраслью права, то сам собой снимается вопрос о норме уголовно-исполнительного права, об уголовно-исполнительном правоотношении.
Первоначально считалось, что исправительно-трудовое право (так раньше называлось уголовно-исполнительное право) представляет собой специфическую часть, подотрасль уголовного права.
По мере развития исправительно-трудового законодательства, включения в него норм уголовного, уголовно-процессуального, трудового, административного права была высказана точка зрения, что исправительно-трудовое право является комплексной отраслью права. Но постепенно появляется тенденция к выделению исправительно-трудового права в самостоятельную отрасль. Эту точку зрения почти одновременно впервые высказали А.С. Галесник <1> и Б.С. Утевский <2> в 1957 г. В настоящее время она общепризнанна.
--------------------------------
<1> См.: Галесник А.С. О проблемах системы советского права // Советское государство и право. 1957. N 2. С. 110.
<2> См.: Утевский Б.С. Вопросы теории исправительно-трудового права и практика его применения // Советское государство и право. 1957. N 2. С. 84.
Наибольший вклад в обоснование и развитие уголовно-исполнительного права внесли такие ученые, как Н.А. Беляев, А.И. Зубков, И.И. Карпец, А.С. Михлин, Н.А. Стручков, Ю.М. Ткачевский, И.В. Шмаров.
Вместе с тем нельзя забывать, что по отношению к уголовно-исполнительному законодательству уголовное право является базовым. Поэтому следует считать, что уголовное право - фундаментальная отрасль права, а уголовно-исполнительное - специальная.
§ 2. Цели, задачи, функции и методы
уголовно-исполнительного права
Уголовно-исполнительное право имеет своей целью обеспечение исполнения уголовного наказания с тем, чтобы оно не только являлось карой за преступление, но и исправляло осужденных в духе честного отношения к труду, точного исполнения законов и уважения к правилам общежития, предупреждало совершение преступлений как осужденными, так и иными лицами.
Под исполнением наказания понимается определенная деятельность соответствующего государственного органа, призванного обеспечить отбывание осужденным назначенного ему судом наказания.
В общей системе мер борьбы с преступностью уголовно-исполнительное право выполняет свою главную цель - исправление осужденных.
Исправление - это формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.
Достижение этой цели означает достижение цели частной превенции, предупреждение преступлений со стороны осужденных и косвенно влияет на достижение цели общего предупреждения - общей превенции.
Раньше перед исполнением наказания ставилась цель исправления и перевоспитания осужденных <1>. Законодатель употреблял два этих термина, подчеркивая их различие.
--------------------------------
<1> См.: ст. 1 Исправительно-трудового кодекса РСФСР. М., 1987.
Исправление и перевоспитание имеют разные смысловые значения в нравственном и юридическом аспектах.
В нравственном аспекте исправление означает изменение к лучшему отдельных взглядов, отдельных сторон человека, когда в целом личность не нуждается в коренной перестройке, а перевоспитание - это переделка заново сознания человека в процессе преодоления принадлежащих ему принципиально неверных взглядов и представлений.
В юридическом аспекте исправление есть такое изменение личности преступника, которое превращает его в безопасного и безвредного для общества человека. Исправить - значит, добиться такого положения, когда лицо больше не совершает преступлений. Перевоспитание же есть исправление преступника плюс воспитание из него сознательного члена общества.
Некоторые авторы, например А.А. Пионтковский, указывали, что именно перевоспитание является основной задачей исправительных учреждений <1>.
--------------------------------
<1> См.: Пионтковский А.А. Учение о преступлении. М., 1961. С. 21.
Другие авторы, в частности М.Д. Шаргородский, считали, что такая цель перед исправительными учреждениями вообще не стоит, поскольку воспитать сознательного гражданина общества далеко не всегда удается даже в условиях нормальной семьи, школы и коллектива. Тем более утопично ставить эту цель перед мерами уголовного наказания, где речь идет о наиболее трудном воспитании контингента и где условия воспитания более затруднены <1>. Постановка этой цели перед применением наказания превосходит действительные возможности исправительных заведений. Преувеличенные намерения, оторванные от реальной пенитенциарной действительности, ведут к идеализации целей наказания: с теоретической точки зрения это ошибочно, а с практической - совсем нежелательно.
--------------------------------
<1> См.: Шаргородский М.Д. Наказание и его эффективность. Л., 1973. С. 56.
Решение цели исправления осужденных означает и решение цели предупреждения совершения ими новых преступлений, т.е. цели частной превенции. Последнее вовсе не означает, как считают А.И. Марцев и С.В. Максимов, что частнопревентивное воздействие на осужденных ограничивается предупреждением преступлений в период отбывания наказания <1>. Цель частной превенции состоит в том, чтобы осужденные не совершали новых преступлений как в период наказания, так и после его отбытия. Иначе все разговоры об исправлении осужденных оставались бы только словами и грош цена была бы деятельности исправительных учреждений.
--------------------------------
<1> См.: Марцев А.И., Максимов С.В. Общее предупреждение преступлений и его эффективность. Томск, 1989. С. 49.
Исполнение наказания имеет также цель не допустить совершения преступления иными лицами, т.е. цель общей превенции. Следует сказать, что ряд юристов, например И.С. Ной, относятся скептически к общепредупредительному эффекту наказания. Они обосновывают это тем, что, несмотря на применение мер наказания, преступность не уменьшается <1>. Но это говорит лишь о том, что только наказанием с преступностью не справиться. Трудно представить, какой уровень преступности был бы в стране, если бы не применялись существующие меры наказания. Граждане не совершают преступление не потому, что боятся наказания, а потому, что преступление противоречит их убеждениям. Наказание играет устрашающую роль для лиц, склонных к совершению преступлений. Именно в этом заключается цель общей превенции.
--------------------------------
<1> См.: Ной И.С. Сущность и функции уголовного наказания. Саратов, 1973. С. 67.
Но это не означает усиление репрессий и жестокости наказаний. Еще Монтескье указывал, что предупредительное значение наказания обусловливается не его жестокостью, а его неотвратимостью. Важно не то, чтобы за преступление было назначено тяжкое наказание, а то, чтобы ни одно преступление не осталось нераскрытым. Это положение является основным для правоохранительных органов, для уголовной и уголовно-исполнительной политики.
Таким образом, цели уголовно-исполнительного права как бы вытекают одна из другой, являясь звеньями одной цепи. Задача одного звена вытекает из задачи предшествующего, она же служит средством новой задачи в следующем звене и т.д.
Целью уголовно-исполнительного права в собственном смысле слова выступает обеспечение исполнения наказания. А это означает создание таких условий, при которых наказание выполняло бы свою главную цель - исправление осужденных. В то же время исправление осужденных является средством для достижения цели предупреждения совершения ими новых преступлений, т.е. цели частной превенции. Строгое и точное исполнение наказания необходимо для решения цели предупреждения преступления иными лицами - цели общей превенции. И наконец, достижение всех этих целей направлено на решение цели, поставленной перед всеми правоохранительными органами, - способствовать уменьшению преступности.
Поставленные перед уголовно-исполнительным законодательством цели достигаются путем решения конкретных задач: а) регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний; б) определение средств исправления осужденных; в) охрана их прав, свобод и интересов; г) оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
Решение этих задач обеспечивается социально-экономической базой и всем правовым механизмом государства, деятельностью его правоохранительных и других органов, а также активным участием в ней общественных формирований, трудовых коллективов и отдельных граждан <1>.
--------------------------------
<1> См.: Уголовно-исполнительное право России: Учебник / Под ред. А.И. Зубкова. М., 2006. С. 388.
Функции уголовно-исполнительного права иногда отождествляют либо с задачами права, либо с его методами.
Функциями права являются:
1) организация общественных отношений;
2) охрана общественных отношений.
Для уголовно-исполнительного права основной функцией является последняя.
Можно выделить следующие методы уголовно-исполнительного права:
1) по способу правового регулирования - императивный;
2) по способу воздействия на поведение людей - запрещающий;
3) по характеру воздействия - карательный;
4) по способу реализации - метод санкций;
5) по характеру связей между участниками правоотношений - метод власти и подчинения.
Методы воздействия не сводятся к применению наказания за нарушение норм уголовно-исполнительного законодательства, но тем не менее карательный метод служит тем основным методом, при помощи которого государство принуждает к соблюдению этих норм.
§ 3. Предмет уголовно-исполнительного права -
уголовно-исполнительные правоотношения
Предметом уголовно-исполнительного права являются регулируемые этим правом общественные отношения, возникающие в процессе исполнения уголовных наказаний, т.е. уголовно-исполнительные правоотношения. Эти отношения специфичны по своему содержанию и не регулируются нормами других отраслей права.
Как и всякие иные правоотношения, уголовно-исполнительные имеют следующие элементы:
1) субъекты правоотношений;
2) содержание правоотношений;
3) объект правоотношений;
4) юридические факты.
Субъекты уголовно-исполнительных правоотношений - это стороны в них, обладатели определенных прав и обязанностей, установленных нормами права.
К субъектам уголовно-исполнительных отношений прежде всего относятся учреждения и органы, исполняющие наказания (ст. 16 УИК РФ).
На каждое учреждение или орган возложено исполнение определенного вида наказания:
- на суд - лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (ч. 3 ст. 16 УИК РФ);
- на уголовно-исполнительную инспекцию - обязательные и исправительные работы (ч. 4, 5 ст. 16 УИК РФ);
- на учреждения уголовно-исполнительной системы - ограничение свободы, арест, лишение свободы и смертная казнь (ч. 7 - 11 ст. 16 УИК РФ);
- на дисциплинарную воинскую часть - содержание в этой части;
- на командование гарнизонов - арест;
- на командование воинских частей, в которых проходят службу военнослужащие, - ограничение по военной службе (ч. 12 ст. 16 УИК РФ).
Субъектами уголовно-исполнительных правоотношений могут выступать прокуроры, осуществляющие надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказание. Они участвуют в решении многих правовых вопросов, связанных с исполнением и отбыванием наказаний, например дают санкцию на задержание осужденного, уклоняющегося от выезда к месту отбывания наказания в виде ограничения свободы (ст. 48 УИК РФ), дают согласие на введение режима особых условий в исправительном учреждении (ч. 3 ст. 85 УИК РФ), санкционируют задержание осужденного при уклонении от возвращения в исправительное учреждение (ч. 11 ст. 97 УИК РФ) и т.д.
Указанные субъекты уголовно-исполнительных правоотношений обладают наибольшим объемом прав и обязанностей, предусмотренных нормами данной отрасли права. Меньшим объемом прав и обязанностей наделяются общественные объединения (ст. 23 УИК РФ), попечительские советы (ст. 142 УИК РФ), отдельные граждане, священнослужители и родственники осужденных, посещающие исправительные учреждения, лица, работающие на предприятиях совместно с осужденными.
Содержание уголовно-исполнительных правоотношений - совокупность прав и обязанностей субъектов, определенных нормами уголовно-исполнительного права, и соответствующее им поведение субъектов этих правоотношений.
При анализе общественных отношений следует иметь в виду, что субъективным правам одной стороны соответствуют юридические обязанности другой, ибо нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
В уголовно-исполнительных правоотношениях права органов государства в области организации исправительно-трудового процесса соответствуют обязанностям осужденных, вытекающим из порядка отбывания ими наказания.
Вместе с тем так как исполнение наказания протекает в рамках уголовно-исполнительных правоотношений, то и осужденный обладает определенными правами, а органы, исполняющие наказание, несут перед ними определенные обязанности.
Субъективные права субъектов правоотношений. Субъективное право представляет собой вид и меру дозволенного поведения субъекта и основанную на нормах права возможность с его стороны требовать от других определенных действий или воздержания от определенных действий.
Права и обязанности субъектов уголовно-исполнительных правоотношений определяются в нормах права с учетом спецификации процесса исполнения наказания.
Государство наделило органы, осуществляющие уголовное наказание, соответствующими правами. В общем плане можно сказать, что органы, исполняющие наказание, в лице своей администрации имеют право требовать от осужденных определенного поведения, соответствующего правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, и применять меры воздействия, поощрения и взыскания в целях обеспечения соответствующего поведения осужденных. Администрация исправительных учреждений для обеспечения режима в местах лишения свободы имеет право подвергать осужденных обыску, корреспонденцию - цензуре, передачи - досмотру; к осужденным, нарушающим установленный режим и уклоняющимся от работы, - применять меры взыскания, предупреждения, вплоть до помещения в штрафной изолятор и перевода в помещение камерного типа.
В интересах успешного решения задачи - исправления осужденных - администрация решает вопрос об их бесконвойном перемещении; при хорошем поведении и добросовестном отношении к труду администрация по истечении указанного в законе срока имеет право переводить осужденных на улучшенные условия содержания, а также применять к ним разнообразные меры поощрения: от объявления благодарности до представления к помилованию.
Осужденные, в свою очередь, обладают специфическими правами, вытекающими из отбывания наказания. Среди субъективных прав осужденных выделим права, обычно регулируемые нормами государства (например, трудовые права), но подвергающиеся определенному изменению на основе норм уголовно-исполнительного права.
Сюда относятся: право на труд, на охрану труда, на отдых и др.
Следует особо сказать о праве осужденных на подачу жалоб в любую государственную инстанцию и общественную организацию. Существенно для обеспечения законности в деле исполнения наказания право осужденного на подачу жалоб, отправку писем в прокуратуру, суд, контролирующие органы в закрытом виде при отсутствии права администрации на ознакомление с этими жалобами.
Среди прав, не имеющих аналогов в обычных гражданских правах, можно назвать право осужденного на получение гарантированного питания, одежды и другого материально-бытового обеспечения.
Юридические обязанности субъектов уголовно-исполнительных правоотношений. Юридическая обязанность представляет собой вид и меру должного поведения лица, соответствующие субъективному праву другого лица.
В общем плане юридической обязанностью органов, исполняющих наказание, является организация именно исполнения наказания.
Важнейшими юридическими обязанностями исправительных учреждений являются:
1) проведение в жизнь установленных для осужденных правил поведения;
2) соблюдение распорядка дня;
3) недопущение паразитического образа жизни;
4) обязательная изоляция и постоянный надзор с тем, чтобы исключалась возможность совершения осужденными новых преступлений или других антиобщественных поступков.
Специфическими обязанностями администрации исправительных учреждений являются обязанности, связанные с:
1) созданием для осужденных необходимых жилищно-бытовых условий;
2) обеспечением их питанием по установленным нормам;
3) бесплатным проездом к месту жительства и соответствующим материальным довольствием (для освобождаемых из мест лишения свободы).
В области трудового воспитания осужденных важными обязанностями исправительных учреждений являются:
1) обеспечение привлечения осужденных к общественно полезному труду, по возможности, в соответствии с имеющейся специальностью;
2) организация профессиональной подготовки.
Основные обязанности осужденных:
1) соблюдать в местах лишения свободы правила внутреннего распорядка, режимные требования;
2) трудиться;
3) участвовать в установленном порядке в общеобразовательной и профессиональной подготовке (для не имеющих образования и специальности).
Участие осужденных в различных формах культурно-массовой работы, самодеятельных организациях не является их юридической обязанностью, а поощряется и учитывается при определении степени их исправления. Поэтому осужденные, отказывающиеся участвовать в художественной самодеятельности, в спортивных соревнованиях, не могут привлекаться к дисциплинарной или иной ответственности.
Выполнение субъектом уголовно-исполнительного правоотношения своих прав и обязанностей образует поведение этих субъектов, т.е. уголовно-исполнительные правоотношения наполняются конкретным содержанием тогда, когда права и обязанности субъектов оживляются в их фактически конкретном поведении. Само это поведение выражается как в совершении активных действий, так и в невыполнении конкретных действий, обязанность выполнения которых предусматривается нормами права.
Таким образом, содержанием уголовно-исполнительного правоотношения является фактическая деятельность субъектов этих правоотношений: с одной стороны, деятельность органов государства по исполнению наказания, с другой стороны, поведение осужденных в период отбывания наказания, определяемое их правами и обязанностями.
Деятельность органов государства по исполнению наказания отличается большим разнообразием и затрагивает все стороны уголовно-исполнительного процесса. Создание определяемых нормами права режимных условий, организация воспитания осужденных - вся эта деятельность протекает в рамках уголовно-исполнительных правоотношений.
Характеризуя поведение осужденных, следует подчеркнуть его зависимость от вида отбывания наказания, так как поведение осужденного связано с его правовым положением.
Отбывание лишения свободы приводит к тому, что осужденный лишается выбора вариантов своего поведения не только в смысле свободы передвижения. Правовыми предписаниями ему определяются жесткие линии поведения в области его трудовой деятельности, распорядка дня, системы общения, взаимоотношений с администрацией и другими осужденными и даже в плане удовлетворения его личных запросов, лишенных антисоциальной направленности (например, запрещение разведения животных и птиц и др.).
Осужденные могут совершать действия и не регулируемые уголовно-исполнительным законодательством, например обратиться в нотариальную контору по месту открытия наследства с заявлением о принятии наследства или передать заявление соответствующим органам для оформления авторского права на свое изобретение. Но, конечно, не эти действия входят в содержание уголовно-исполнительных правоотношений.
Еще раз подчеркнем, что следует различать юридическое содержание уголовно-исполнительных правоотношений - права и обязанности субъектов и фактическое содержание - поведение субъектов.
Объект уголовно-исполнительных правоотношений. Общественные отношения не могут ни сложиться, ни быть правильно поняты, если нет социальной ценности, необходимость в обеспечении существования которой связывает людей друг с другом, ибо людям незачем вступать в пустые, беспредметные отношения.
Иными словами, объектом правоотношений, в том числе и уголовно-исполнительных, является та социальная ценность, по поводу которой и образуются общественные отношения.
Эти ценности весьма разнообразны. Ими могут быть определенные блага, интересы, предметы и др.
В качестве объектов уголовно-исполнительных правоотношений выступают различные стороны порядка и условий исполнения наказания: право на получение посылок, передач, свиданий, право на условно-досрочное освобождение и др.
Вся деятельность субъектов правоотношений направлена на соответствующие объекты.
Юридические факты. Строго говоря, юридические факты не являются элементами правоотношений.
Элемент - составная часть какой-либо системы. Юридические факты не входят в содержание правоотношений, а влияют на их возникновение, изменение или прекращение.
Юридические факты - это условия или обстоятельства, с которыми нормы права связывают определенные юридические последствия.
Юридические факты делятся на действия и события в зависимости от их связи с волей людей.
Действие есть проявление поведения человека во внешнем мире. Действие носит сознательный и целенаправленный характер.
Событие - это явление, не зависящее от воли людей: стихийное бедствие, достижение определенного возраста, смерть и т.д.
Но надо иметь в виду, что и события могут быть результатом деятельности человека, как, например, смерть - результатом убийства, а пожар - результатом поджога. Но если действие, как было сказано, есть проявление поведения человека во внешнем мире, то событие - проявление самого этого внешнего мира, его сил и закономерности, хотя источником такого проявления могла быть деятельность человека.
Иногда к числу юридических фактов относят состояния. Но любое состояние порождается действием или событием.
Так, правоотношение между осужденным к лишению свободы и администрацией исправительного учреждения по поводу свидания осужденного с близкими родственниками возникает на первый взгляд вследствие состояния пребывания на свободе, но, по существу, само это состояние порождено действием - вынесением судом приговора и событием - истечением указанного в законе срока, необходимого для приобретения осужденным права на свидание. Следовательно, состояния не являются юридическими фактами.
Чаще для возникновения, изменения, прекращения уголовно-исполнительных правоотношений необходимо не одно какое-либо действие или событие, а сложный фактический состав, состоящий из совокупности юридических фактов.
Возникновение уголовно-исполнительных правоотношений связано с комплексом юридических фактов (фактическим составом), состоящих из:
1) вынесения обвинительного приговора;
2) его вступления в законную силу;
3) обращения приговора к исполнению.
Вступление приговора в законную силу и обращение его к исполнению - та юридическая граница, где кончаются уголовно-процессуальные отношения и начинаются уголовно-исполнительные. Следует, однако, учитывать, что уголовно-процессуальные отношения возникают и после, например при возникновении надзорного производства или при привлечении к уголовной ответственности осужденного за новое преступление.
Основания прекращения уголовно-исполнительных правоотношений указаны в ст. 172 УИК РФ.
В жизни часто приходится сталкиваться не с прекращением, а с изменением уголовно-исполнительных отношений. Перечень юридических фактов, влияющих на эти изменения, обширный. Ряд из них связан с повседневной практикой исправительных учреждений, как-то: применение администрацией к осужденным мер поощрения и взыскания, а ряд мер - с прогрессивной системой отбывания наказания, т.е. возможностью улучшения условий отбывания наказания осужденных в зависимости от их поведения.
Сказанное позволяет сделать вывод, что основаниями возникновения или прекращения уголовно-исполнительных правоотношений являются юридические факты, не связанные с деятельностью исправительно-трудовых учреждений, например приговор или определение суда.
Основаниями изменения уголовно-исполнительных отношений выступают юридические факты, связанные с правоприменительной деятельностью исправительных учреждений.