Вычлените педагогические задачи, которые учитель будет решать в работе с данным классом

Какие пути решения сложившейся ситуации вы можете предложить?

Составьте текст беседы:

- с учащимися класса;

- с Мариной.

При проведении контрольной работы преподаватель предлагает студентам одно из заданий, решение которого должно быть представлено в виде развернутого ответа (анализ ситуации, формулировка задач, обоснование путей достижения этих задач).

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

по модулю «Практическая педагогика»

Наименование курса Уровень образования (бакалавриат, магистратура) Статус курса в рабочем учебном плане (А, В, С) Количество зачетных единиц / кредитов
Практическая педагогика бакалавриат
Смежные курсы по учебному плану:
Введение в педагогическую деятельность. История образования и педагогической мысли, Теоретическая педагогика
Тема или задание текущей аттестационной работы Вид текущей аттестации Аудиторная или внеаудиторная Минимальное количество баллов Максимальное количество баллов
БАЗОВАЯ ЧАСТЬ(проверка знаний и умений по курсу)
Тема или задание текущей аттестационной работы Проверяемые знания и умения по курсу Продукт текущей аттестации Аудиторная или внеаудиторная Минимальное количество баллов Максимальное количество баллов
Раздел 1. Методология практической педагогической деятельности. Тема 1.1. Взаимосвязь теории и практики в педагогике. Методология практической педагогической деятельности.  
Составление глоссария В глоссарии должны быть отражены следующие понятия: «педагогическая деятельность», «педагогическая ситуация», «педагогическая задача», «педагогически целесообразное взаимодействие», «педагогические технологии», «педагогическое мастерство», «педагогическая техника», «конфликт в педагогической деятельности». ПК-5 Знать: - сущность педагогически целесообразного взаимодействия; - особенности и причины конфликтов в педагогической деятельности (ПК-5) Глоссарий Внеаудит.
Раздел 2. Технология решения педагогических задач, оценка выбора их решения Тема 2.1. Педагогическая ситуация и профессиональная педагогическая задача в структуре деятельности учителя  
Анализ конкретной педагогической ситуации При выполнении данного задания студентам необходимо: 1. Познакомиться с описанием педагогической ситуации. 2. Проанализировать педагогическую ситуацию с использованием алгоритма. 3. Определить, с каким направлением воспитания связана данная ситуация. 4. Сформулировать на основе анализа ситуации педагогические задачи. «Саша пришел в новую школу в 11-й класс. Скоро стало ясно: ровный его характер, доброжелательная манера держаться, а главное, широкая эрудиция сулят немало хороших минут интересного общения с этим молодым человеком. Как-то сразу все потянулись к нему. Но прошел месяц-другой, и Саша все чаще входил в класс один. На это обстоятельство педагоги почти не обратили внимания. Но вот однажды на уроке физики после захватывающего ответа Саши о значении теории относительности педагог предложила ему подготовить об этом доклад. Ученик отказался, мотивируя тем, что учитель знает о его возможностях, а классу это знать необязательно». 5. Отобрать методы, средства для решения поставленных задач. Обосновать свой выбор. 6. Выбрать способы взаимодействия педагога с участниками воспитательного процесса. ПЗ 2. Организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся. ПК-3, ПК-5, ПК-6 Знать: - сущность педагогически целесообразного взаимодействия (ПК-5); - особенности и причины конфликтов в педагогической деятельности (ПК-5); - способы взаимодействия педагога с различными субъектами воспитательного процесса (ПК-5); - теории и технологии педагогического сопровождения субъектов педагогического процесса (ПК-3); - формы организации сотрудничества обучающихся и воспитанников (ПК-6); - способы создания коллектива учащихся (ПК-6). Уметь: - учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные и т.д.), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации (ПК-3); - учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности учащихся (ПК-3, ПК-6); - оценивать качество учебно-воспитательного процесса (ПК-5); - организовывать сотрудничество воспитанников и обучающихся посредством различных методов (ПК-6); - организовывать внутригрупповое и межгрупповое общение детей (ПК-6).   Анализ ситуации Аудит.
Составление плана действий учителя по решению профессиональной задачи При выполнении данного задания студентам необходимо: 1. Проанализировать предложенную ситуацию. 2. Вычленить педагогическую задачу. 3. Отобрать методы и средства реализации поставленной задачи. Обосновать свой выбор. 4. Составить план действий по решению педагогической задачи.   «В начале учебного года учащимся 11 класса было необходимо написать заявление на сдачу выпускных экзаменов. В бланке заявления было две графы: обязательные экзамены и экзамены по выбору. Во второй графе школьники должны были указать те экзамены, результаты которых позволяли бы им в дальнейшем поступить в вуз. Однако многие выпускники испытывали затруднения с выбором: некоторые внесли в эту графу почти все предметы с расчетом, что в конце года можно будет от каких-то экзаменов отказаться; другие же предпочитали отложить выбор предметов до тех пор, пока не определяться, на какую специальность будут поступать». ПЗ 1. Изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования. ПК-3, ПК-5, ПК-6 Знать: - современные методы диагностирования достижений обучающихся (ПК-3); - теории и технологии педагогического сопровождения субъектов педагогического процесса (ПК-3). Уметь: - отбирать методы диагностирования в соответствии с возрастными особенностями учащихся (ПК-3); - использовать методы педагогической и психологической диагностики для решения различных профессиональных задач (ПК-3); - отбирать методы педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения школьников (ПК-3); - оценивать целесообразность выбранных методов (ПК-3); - учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные и т.д.), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации (ПК-3); - организовывать педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения (ПК-3); - организовывать взаимодействие с родителями, коллегами в разных формах (ПК-5); - проектировать различные формы взаимодействия с родителями, коллегами (ПК-5); - учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности учащихся (ПК-6). План действий учителя Аудит.
Раздел 3. Педагогическое проектирование Тема 3.1. Технология диагностической деятельности педагога
Отбор методов диагностики для конкретной педагогической ситуации При выполнении данного задания студентам необходимо: 1. Проанализировать предложенную ситуацию. «Среди школьников-отличников 9 класса встречаются как добросовестные, усидчивые, трудолюбивые дети с рядовыми способностями, так и по-настоящему талантливые, одаренные ребята». 2. Сформулировать цель диагностики учащихся данного класса. 3. Отобрать методы психологического и педагогического изучения школьников. 4. Ответить на вопрос: «Как впоследствии можно использовать полученную в ходе диагностики информацию в деятельности учителя-предметника, работающего в этом классе?» ПЗ 1. Изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования. ПК-3, ПК-5 Знать: - современные методы диагностирования достижений обучающихся (ПК-3); - теории и технологии педагогического сопровождения субъектов педагогического процесса (ПК-3); - способы психологического и педагогического изучения обучающихся (ПК-3); - конкретные методики (тесты) изучения познавательных и личностных особенностей учащихся (ПК-3). Уметь: - отбирать методы диагностирования в соответствии с возрастными особенностями учащихся (ПК-3); - использовать методы педагогической и психологической диагностики для решения различных профессиональных задач (ПК-3); - отбирать методы педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения школьников (ПК-3); - оценивать целесообразность выбранных методов (ПК-3); - учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности учащихся (ПК-3); - проектировать индивидуальные маршруты обучения, воспитания и развития ребенка с учетом его физиологических и адаптивных возможностей (ПК-5). Набор методов диагностики Аудит.
Разработка диагностического инструментария для конкретной педагогической ситуации Студентам предлагается задание. 1. Представьте, что вы являетесь классным руководителем 8 класса и хотите получить достоверную информацию об интересах и увлечениях школьников. Составьте текст анкеты (в двух вариантах: для учащихся, родителей), с помощью которой возможно узнать такую информацию. 2. Подберите конкретные методики или тесты, позволяющие провести диагностику увлечений и интересов обучающихся. ПЗ 1. Изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования ПК-3 Знать: - современные методы диагностирования достижений обучающихся (ПК-3); - теории и технологии педагогического сопровождения субъектов педагогического процесса (ПК-3); - способы психологического и педагогического изучения обучающихся (ПК-3); - конкретные методики (тесты) изучения познавательных и личностных особенностей учащихся (ПК-3). Уметь: - отбирать методы диагностирования в соответствии с возрастными особенностями учащихся (ПК-3); - использовать методы педагогической и психологической диагностики для решения различных профессиональных задач (ПК-3); - отбирать методы педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения школьников (ПК-3); - оценивать целесообразность выбранных методов (ПК-3); - учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные и т.д.), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации (ПК-3); - учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности учащихся (ПК-3). Инструментарий Аудит.
Составление программы и проведение диагностики в группе (с использованием отобранных методик) Студентам предлагается задание. 1. Представьте, что вы являетесь учителем-предметником в 10 классе и перед вами стоит задача продиагностировать творческие способности школьников. 2. Составьте программу изучения творческих способностей детей, в которой отразите: - цель диагностики учащихся; объект и предмет диагностики; - методы диагностики; - диагностический инструментарий. 3. Самостоятельно подберите 1-2 диагностические методики по выявлению творческих способностей.   ПЗ 1. Изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования. ПК-3, ПК-5, ПК-6 Знать: - современные методы диагностирования достижений обучающихся (ПК-3); - теории и технологии педагогического сопровождения субъектов педагогического процесса (ПК-3); - способы психологического и педагогического изучения обучающихся (ПК-3); - конкретные методики (тесты) изучения познавательных и личностных особенностей учащихся (ПК-3); - способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса (ПК-5). Уметь: - отбирать методы диагностирования в соответствии с возрастными особенностями учащихся (ПК-3); - использовать методы педагогической и психологической диагностики для решения различных профессиональных задач (ПК-3); - оценивать целесообразность выбранных методов (ПК-3); - учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные и т.д.), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации (ПК-3); - учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности учащихся (ПК-3, ПК-6). Программа диагностики Внеаудит./ аудит.
Тема 3.2. Технология проектировочной деятельности педагога
Проектирование взаимодействия учителя-предметника с учащимися на конкретном этапе урока (с неуспевающим или одаренным ребенком – на выбор студентов) Студентам предлагается задание. «Представьте, что вы являетесь учителем-предметником в 7 классе, в котором обучается неуспевающий ребенок и одаренный ребенок. Спроектируйте взаимодействие: - с неуспевающим ребенком на этапе проверки домашнего задания; - с одаренным ребенком на этапе объяснения нового материала».   ПЗ 2. Организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся. ПК-3, ПК-5 Знать: - современные методы диагностирования достижений обучающихся (ПК-3); - теории и технологии педагогического сопровождения субъектов педагогического процесса (ПК-3); - способы психологического и педагогического изучения обучающихся (ПК-3); - конкретные методики (тесты) изучения познавательных и личностных особенностей учащихся (ПК-3); - способы взаимодействия педагога с различными субъектами воспитательного процесса (ПК-5). Уметь: - отбирать методы диагностирования в соответствии с возрастными особенностями учащихся (ПК-3); - использовать методы педагогической и психологической диагностики для решения различных профессиональных задач (ПК-3); - оценивать целесообразность выбранных методов (ПК-3); - учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные и т.д.), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации (ПК-3); - учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности учащихся (ПК-3, ПК-6); - проектировать индивидуальные маршруты обучения, воспитания и развития ребенка с учетом его физиологических и адаптивных возможностей (ПК-5). План (программа) взаимод. Аудит.
Проектирование взаимодействия учителя-предметника или классного руководителя с коллегами в работе с конкретным учащимся или коллективом (на выбор студентов) Студентам предлагаются задания. 1. Представьте, что вы являетесь классным руководителем класса, где учится трудный ребенок. Он систематически не выполняет домашнего задания, опаздывает, нарушает дисциплину, оговаривается с учителями. Спроектируйте взаимодействие с коллегами (учителями-предметниками) в работе с таким учащимся. 2. Представьте, что вы являетесь учителем-предметником в 11 классе. Спроектируйте взаимодействие с другими учителями-предметниками в работе с данным классом. ПЗ 2. Организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся. ПК-3, ПК-5 Знать: - теории и технологии педагогического сопровождения субъектов педагогического процесса (ПК-3); - способы психологического и педагогического изучения обучающихся (ПК-3); - конкретные методики (тесты) изучения познавательных и личностных особенностей учащихся (ПК-3); - способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса (ПК-5). Уметь: - отбирать методы диагностирования в соответствии с возрастными особенностями учащихся (ПК-3); - использовать методы педагогической и психологической диагностики для решения различных профессиональных задач (ПК-3); - отбирать методы педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения школьников (ПК-3); - оценивать целесообразность выбранных методов (ПК-3); - учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные и т.д.), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации (ПК-3); - организовывать педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения (ПК-3); - учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности учащихся (ПК-3); - организовывать взаимодействие с родителями, коллегами в разных формах (ПК-5); - проектировать различные формы взаимодействия с родителями, коллегами (ПК-5); - проектировать индивидуальные маршруты обучения, воспитания и развития ребенка с учетом его физиологических и адаптивных возможностей (ПК-5). План (программа) взаимод. Аудит.
Проектирование индивидуального маршрута обучения, воспитания и развития ребенка При выполнении данного задания студентам необходимо: 1. Проанализировать предложенную ситуацию. «Игорю - 15 лет. Он жил с матерью, которую осудили за преступление и посадили в тюрьму. Мальчик остался на попечении дяди (дальнего родственника матери) и тяжело переживал эту трагедию, замкнулся, перестал общаться с друзьями, с одноклассниками. Ему, с его еще не окрепшей душой, выпало непосильное испытание - необходимость разрешить сложнейшие задачи - определить свое отношение к матери и подумать, как жить дальше самому». 2. Вычленить на основе анализа ситуации педагогические задачи. 3. Отобрать средства, методы и технологии реализации поставленных задач. 4. Спроектировать программу обучения и воспитания данного ребенка. ПЗ 1. Проектирование на основе полученных результатов образовательных программ, дисциплин и индивидуальных маршрутов обучения, воспитания, развития. ПК-3, ПК-5 Знать: - теории и технологии педагогического сопровождения субъектов педагогического процесса (ПК-3); - способы психологического и педагогического изучения обучающихся (ПК-3); - способы взаимодействия педагога с различными субъектами воспитательного процесса (ПК-5). Уметь: - отбирать методы диагностирования в соответствии с возрастными особенностями учащихся (ПК-3); - использовать методы педагогической и психологической диагностики для решения различных профессиональных задач (ПК-3); - оценивать целесообразность выбранных методов (ПК-3); - учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные и т.д.), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации (ПК-3); - организовывать педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения (ПК-3); - учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности учащихся (ПК-3); - организовывать взаимодействие с родителями, коллегами в разных формах (ПК-5); - проектировать различные формы взаимодействия с родителями, коллегами (ПК-5); - проектировать индивидуальные маршруты обучения, воспитания и развития ребенка с учетом его физиологических и адаптивных возможностей (ПК-5). Программа индивид. маршрута Внеаудит.
Тема 3.3. Технология организаторской, контрольно-корректировочной, оценочной деятельности педагога
Организация взаимодействия детей разных возрастных групп в ходе подготовки воспитательного мероприятия Студентам предлагается задание. «Представьте, что вы, как классный руководитель 10 класса, вместе с детьми готовите воспитательное мероприятие на тему «Государственная символика Российской Федерации». На этапе подготовки такого мероприятия вам необходимо объединить учащихся 10 и 7 класса. Как вы организуете такое взаимодействие детей?» ПЗ 3. Организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач профессиональной деятельности. ПК-5, ПК-6 Знать: - способы взаимодействия педагога с различными субъектами воспитательного процесса (ПК-5); - теоретические основы организации сотрудничества обучающихся и воспитанников (ПК-6); - способы построения межличностных отношений в группах разного возраста (ПК-6); - формы организации сотрудничества обучающихся и воспитанников (ПК-6). Уметь: - учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности учащихся (ПК-6); - организовывать сотрудничество воспитанников и обучающихся посредством различных методов (ПК-6); - организовывать внутригрупповое и межгрупповое общение детей (ПК-6). Решение задачи Аудит.
Организация взаимодействия классного руководителя с родителями трудного ребенка   Студентам предлагается проанализировать ситуацию и выполнить задание: «Учителю не нравится, как ученик ведет себя на уроке: сидит вразвалку, ноги вытянуты из-под парты, перебивает одноклассников, отвечающих у доски, у него периодически звонит мобильный телефон. Учитель делает замечание, просит ученика сесть ровно вести себя как положено. Ученик игнорирует учителя и продолжает заниматься тем же. На следующее замечание мальчик отвечает, что делает то, что считает нужным. Становится понятно, что дальнейшее взаимодействие педагога и ученика может спровоцировать конфликт, поэтому учитель решается прибегнуть к помощи родителей». Представьте себя на месте этого учителя. Как вы будете выстраивать взаимодействие с родителями такого ученика? ПЗ 3. Организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач профессиональной деятельности. ПК-3, ПК-5 Знать: - теории и технологии педагогического сопровождения субъектов педагогического процесса (ПК-3); - способы психологического и педагогического изучения обучающихся (ПК-3); - конкретные методики (тесты) изучения познавательных и личностных особенностей учащихся (ПК-3); - способы взаимодействия педагога с различными субъектами воспитательного процесса (ПК-5); - особенности и причины конфликтов в педагогической деятельности (ПК-5). Уметь: - отбирать методы диагностирования в соответствии с возрастными особенностями учащихся (ПК-3); - использовать методы педагогической и психологической диагностики для решения различных профессиональных задач (ПК-3); - отбирать методы педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения школьников (ПК-3); - оценивать целесообразность выбранных методов (ПК-3); - учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные и т.д.), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации (ПК-3); - организовывать педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения (ПК-3); - учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности учащихся (ПК-3); - бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса (ПК-5); - организовывать взаимодействие с родителями, коллегами в разных формах (ПК-5); - проектировать различные формы взаимодействия с родителями, коллегами (ПК-5); - оценивать качество учебно-воспитательного процесса (ПК-5); - проектировать индивидуальные маршруты обучения, воспитания и развития ребенка с учетом его физиологических и адаптивных возможностей (ПК-5); - выбирать конструктивные способы поведения в конфликтном взаимодействии с учащимися, их родителями, коллегами (ПК-5). Решение задачи Аудит.
Раздел 4. Виды педагогических технологий Тема 4.1. Информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса
Подготовка фрагмента родительского собрания с использованием информационно-компьютерных технологий (проигрывание этого фрагмента на ЛПЗ) Студентам предлагается следующее задание. «Представьте, что вы являетесь классным руководителем 9 класса и вам необходимо провести лекторий для родителей школьников на тему профилактики вредных привычек. Во время данного мероприятия вам предстоит познакомить родителей с тематической презентацией. В связи с этим: 1. Подготовьте презентацию, посвященную профилактике вредных привычек. 2. Разработайте фрагмент родительского лектория, когда вы сможете использовать презентацию: - что вы будете рассказывать родителям; - какие слова подведут вас к презентации; - какими комментариями вы будете сопровождать ход презентации; - как материалы презентации вы будете использовать после ее демонстрации».   ПЗ 4. Использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий. ПК-3, ПК-5 Знать: - теории и технологии педагогического сопровождения субъектов педагогического процесса (ПК-3); - способы взаимодействия педагога с различными субъектами воспитательного процесса (ПК-5). Уметь: - отбирать методы диагностирования в соответствии с возрастными особенностями учащихся (ПК-3); - использовать методы педагогической и психологической диагностики для решения различных профессиональных задач (ПК-3); - оценивать целесообразность выбранных методов (ПК-3); - учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные и т.д.), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации (ПК-3); - учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности учащихся (ПК-3); - организовывать взаимодействие с родителями, коллегами в разных формах (ПК-5); - проектировать различные формы взаимодействия с родителями, коллегами (ПК-5); - осуществлять координацию совместной работы с родителями в рамках профессиональной деятельности по сохранению здоровья школьников (ПК-5). Проект фрагмента мероприятия Внеаудит./ аудит.
Тема 4.2. Коммуникативная деятельность педагога. Формы и технологии взаимодействия субъектов педагогического процесса
Составление беседы с родителями, посвященной здоровьесбережению школьников (проигрывание фрагментов беседы на ЛПЗ) Студентам предлагается следующее задание. «Представьте, что вы являетесь классным руководителем 11 класса. Учащимся данного класса необходимо подготовиться к выпускным экзаменам не только содержательно, научившись выполнять тестовые задания и писать сочинения, но и психологически. Решая эту задачу, вы запланировали проведение беседы с родителями. Для этого: 1. Составьте план беседы с родителями, продумав, как ее можно выстроить. 2. Предложите текст такой беседы. 3. Составьте рекомендации для родителей по психологической подготовке школьников к сдаче выпускных экзаменов». ПЗ 3. Организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач профессиональной деятельности. ПК-5 Знать: - способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса (ПК-5). Уметь: - организовывать взаимодействие с родителями, коллегами в разных формах (ПК-5); - проектировать различные формы взаимодействия с родителями, коллегами (ПК-5); - осуществлять координацию совместной работы с родителями в рамках профессиональной деятельности по сохранению здоровья школьников (ПК-5). План, текст беседы, рекомендации Внеаудит./ аудит.
Итого (базовая часть):
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Тема или задание текущей аттестационной работы Проверяемые знания и умения по курсу Продукт текущей аттестации Аудиторная или внеаудиторная Минимальное количество баллов Максимальное количество баллов
Разработка процедуры диагностики профессиональных потребностей старшеклассников ПЗ 1. Изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования. ПК-3 Знать: - современные методы диагностирования достижений обучающихся (ПК-3); - теории и технологии педагогического сопровождения субъектов педагогического процесса (ПК-3); - способы психологического и педагогического изучения обучающихся (ПК-3); - конкретные методики (тесты) изучения познавательных и личностных особенностей учащихся (ПК-3). Уметь: - отбирать методы диагностирования в соответствии с возрастными особенностями учащихся (ПК-3); - использовать методы педагогической и психологической диагностики для решения различных профессиональных задач (ПК-3); - отбирать методы педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения школьников (ПК-3); - оценивать целесообразность выбранных методов (ПК-3); - учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные и т.д.), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации (ПК-3); - организовывать педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения (ПК-3); - учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности учащихся (ПК-3). Владеть: - способами осуществления диагностирования достижений учащихся, педагогического сопровождения (ПК-3). Проект (процедура диагностики) Внеаудит.
Разработка плана классного руководителя (с учетом целей, задач работы с классом, направлений деятельности и возможности взаимодействия классного руководителя с участниками образовательного процесса: коллегами, родителями учащихся и др.) ПЗ 3. Организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач профессиональной деятельности. ПК-5, ПК-6 Знать: - способы взаимодействия педагога с различными субъектами воспитательного процесса (ПК-5); - теоретические основы организации сотрудничества обучающихся и воспитанников (ПК-6); - способы построения межличностных отношений в группах разного возраста (ПК-6); - формы организации сотрудничества обучающихся и воспитанников (ПК-6); - способы создания коллектива учащихся (ПК-6). Уметь: - организовывать взаимодействие с родителями, коллегами в разных формах (ПК-5); - проектировать различные формы взаимодействия с родителями, коллегами (ПК-5); - осуществлять координацию совместной работы с родителями в рамках профессиональной деятельности по сохранению здоровья школьников (ПК-5); - проектировать мероприятия, направленные на создание коллектива (ПК-6). Владеть: - способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса (ПК- 5); - приемами и способами организации взаимодействия с родителями, коллегами (ПК- 5); - способами организации и поддержания взаимодействия обучающихся и воспитанников (ПК -6). Проект (план классного рук.) Внеаудит.
Проектирование индивидуально-дифференцированного подхода в работе с одаренным ребенком ПЗ 1. Проектирование на основе полученных результатов образовательных программ, дисциплин и индивидуальных маршрутов обучения, воспитания, развития. ПК-3, ПК-5 Знать: - современные методы диагностирования достижений обучающихся (ПК-3); - теории и технологии педагогического сопровождения субъектов педагогического процесса (ПК-3); - способы психологического и педагогического изучения обучающихся (ПК-3); - конкретные методики (тесты) изучения познавательных и личностных особенностей учащихся (ПК-3); - способы взаимодействия педагога с различными субъектами воспитательного процесса (ПК-5). Уметь: - отбирать методы диагностирования в соответствии с возрастными особенностями учащихся (ПК-3); - использовать методы педагогической и психологической диагностики для решения различных профессиональных задач (ПК-3); - отбирать методы педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения школьников (ПК-3); - оценивать целесообразность выбранных методов (ПК-3); - учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные и т.д.), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации (ПК-3); - организовывать педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения (ПК-3); - учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности учащихся (ПК-3); - организовывать взаимодействие с родителями, коллегами в разных формах (ПК-5); - проектировать различные формы взаимодействия с родителями, коллегами (ПК-5); - осуществлять координацию совместной работы с родителями в рамках профессиональной деятельности по сохранению здоровья школьников (ПК-5). Владеть: - способами осуществления диагностирования достижений учащихся, педагогического сопровождения (ПК-3); - способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения (ПК-3); - приемами и способами организации взаимодействия с родителями, коллегами (ПК- 5); - способами оценки качества учебно-воспитательного процесса (ПК- 5). Проект (программа работы с одаренным ребенком) Внеаудит.
Разработка программы мероприятий, направленных на создание коллектива школьников ПЗ 2. Организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся. ПК-3, ПК-6 Знать: - современные методы диагностирования достижений обучающихся (ПК-3); - способы психологического и педагогического изучения обучающихся (ПК-3); - конкретные методики (тесты) изучения познавательных и личностных особенностей учащихся (ПК-3); - теоретические основы организации сотрудничества обучающихся и воспитанников (ПК-6); - способы построения межличностных отношений в группах разного возраста (ПК-6); - формы организации сотрудничества обучающихся и воспитанников (ПК-6); способы создания коллектива учащихся (ПК-6). Уметь: - отбирать методы диагностирования в соответствии с возрастными особенностями учащихся (ПК-3); - использовать методы педагогической и психологической диагностики для решения различных профессиональных задач (ПК-3); - оценивать целесообразность выбранных методов (ПК-3); - учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные и т.д.), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации (ПК-3); - учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности учащихся (ПК-3); - организовывать сотрудничество воспитанников и обучающихся посредством различных методов (ПК-6); - проектировать мероприятия, направленные на создание коллектива (ПК-6); - организовывать внутригрупповое и межгрупповое общение детей (ПК-6). Владеть: - способами осуществления диагностирования достижений учащихся, педагогического сопровождения (ПК-3); - способами организации и поддержания взаимодействия обучающихся и воспитанников (ПК -6). Проект (программа мероприятий) Внеаудит.
Разработка процедуры общения учителя с участниками педагогического процесса в конфликтной ситуации ПЗ 3. Организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач профессиональной деятельности. ПК-5 Знать: - способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса (ПК-5); - способы взаимодействия педагога с различными субъектами воспитательного процесса (ПК-5); - особенности и причины конфликтов в педагогической деятельности (ПК-5). Уметь: - бесконфликтно общаться с различными субъектами образовательного процесса (ПК-5); - бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса (ПК-5); - организовывать взаимодействие с родителями, коллегами в разных формах (ПК-5); - проектировать различные формы взаимодействия с родителями, коллегами (ПК-5); - выбирать конструктивные способы поведения в конфликтном взаимодействии с учащимися, их родителями, коллегами (ПК-5). Владеть: - способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса (ПК- 5); - способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды (ПК- 5); - приемами и способами организации взаимодействия с родителями, коллегами (ПК- 5); - конструктивными способами взаимодействия в конфликте в зависимости от его предмета и социально-психологических характеристик субъектов педагогического процесса (ПК- 5). Проект (процедура общения) Внеаудит.
Методические рекомендации к проектным заданиям представлены в разделе «Самостоятельная работа по модулю «Практическая педагогика»».    
Итого (дополнительная часть):
Итого за задания по модулю:
Зачет
                     

Анкета обучающегося

АНКЕТА для студентов

Уважаемый студент!

Университет считает своей приоритетной задачей повышение качества образования, поэтому для нас важно Ваше мнение о содержании и организации образовательного процесса. Просим Вас искренне ответить на предложенные вопросы

Анкета анонимная.

Внимательно прочтите инструкцию по заполнению таблицы после каждого вопроса

Благодарим Вас за сотрудничество!

1. Насколько интересна для Вас была изученная дисциплина? (1 – минимальное значение, 5 – максимальное)

  Индикаторы
1.1 Дисциплина вызвала интерес к предмету изучения          
1.2 Вы удовлетворены полученными знаниями и умениями          
1.3 Вам захотелось изучать родственные по тематике курсы (дисциплины)          
1.4 Вы изучаете дополнительную литературу по данной проблематике          
1.5 Вы обдумывали и обсуждали предмет вне учебных занятий          
1.6 Дисциплина значима для Вашей дальнейшей профессиональной деятельности          

2. Как Вы оцениваете качество организации и проведения аудиторных занятий (лекций, практические занятия, лабораторные работы) по следующим индикаторам? (1 – минимальное значение, 5 – максимальное)

  Индикаторы
2.1 Доступность изложения материала          
2.2 Использование преподавателем инновационных и (или) интерактивных форм и методов проведения занятий (дискуссии, круглые столы, игровые технологии)          
2.3 Использование электронных технологий обучения          
2.4 Новизна излагаемого материала          
2.5 Использование современных (актуальных) источников (данных)          
2.6 Отработка практических умений          

3. Как Вы оцениваете качество организации и контроля самостоятельной работы студентов (СРС) по следующим индикаторам? (1 – минимальное значение, 5 – максимальное)

  Индикаторы
3.1 Эффективность используемых форм и методов организации самостоятельной работы.          
3.2 Использование электронных технологий организации и контроля самостоятельной работы посредством системы Moodlе          
3.3 Прозрачность системы оценивания самостоятельной работы          
3.4 Включение в научно-исследовательскую деятельность          
3.5 Обеспеченность учебной литературой и оборудованием          

4. Оцените, пожалуйста, используемые преподавателем формы и методы контроля качества знаний студентов по следующим индикаторам? (1 – минимальное значение, 5 – максимальное значение)

  Индикаторы
4.1 Прозрачность          
4.2 Объективность          
4.3 Полнота          
4.4 Эффективность          

5. Как Вы оцениваете свои успехи в овладения компетенциями в ходе изучения дисциплины?

  показатели
8.1 Полнота, глубина, системность знаний          
8.2 Сформированность умений          
8.3 Готовность использовать знания и умения при решении профессиональных задач          

6. Ваши дополнительные комментарии или пожелания:

_____________________

Спасибо за ответы!

Аннотация

Целью освоения модуля «Практическая педагогика» является формирование у студентов профессиональных компетенций, обеспечивающих их готовность решать профессиональные задачи на основе анализа конкретной педагогической ситуации; применять современные методы и технологии в собственной профессиональной деятельности; осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессиональной ориентации обучающихся; организовывать взаимодействие между участниками образовательного процесса.

Модуль «Практическая педагогика» является составной частью дисциплины профессионального цикла «Педагогика». Изучение данного модуля базируется на освоении студентами модулей «История образования и основы педагогики» и «Теоретическая педагогика».

К началу изучения модуля студенты должны осознавать социальную значимость будущей профессии, понимать сущность профессиональной педагогической деятельности учителя, основы организации учебно-воспитательного процесса; владеть способами использования систематизированных теоретических и практических знаний в области гуманитарных, социальных и др. наук для решения профессиональных задач, основами речевой профессиональной культуры.

Освоение данного модуля позволяет подготовить студентов к осознанному прохождению педагогической практики в различных образовательных учреждениях, в ходе которой им предстоит проектировать учебно-воспитательный процесс и решать конкретные профессиональные задачи, а также к качественному выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ.

В результате освоения модуля у обучающегося должны быть сформированы компетенции:

· способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК – 3);

· готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК – 5);

· способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК – 6).

В результате освоения модуля обучающийся должен:

Знать:

· особенности политической культуры общества и процесса политической социализации граждан; современные методы диагностирования достижений обучающихся; теории и технологии педагогического сопровождения субъектов педагогического процесса; способы психологического и педагогического изучения обучающихся; конкретные методики (тесты) изучения познавательных и личностных особенностей учащихся (ПК-3); сущность педагогически целесообразного взаимодействия; способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса; способы взаимодействия педагога с различными субъектами воспитательного процесса; особенности социального партнёрства в системе образования; особенности и причины конфликтов в педагогической деятельности (ПК-5); теоретические основы организации сотрудничества обучающихся и воспитанников; способы построения межличностных отношений в группах разного возраста; формы организации сотрудничества обучающихся и воспитанников; способы создания коллектива учащихся; сущность психологического сопровождения, идеи психологической поддержки (ПК-6).

Уметь:

· отбирать методы диагностирования в соответствии с возрастными особенностями учащихся; использовать методы педагогической и психологической диагностики для решения различных профессиональных задач; отбирать методы педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения школьников; оценивать целесообразность выбранных методов; учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные и т.д.), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации; организовывать педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения; сравнивать психологические характеристики различных возрастов; выделять основные новообразования возраста, ведущую деятельность, социальную ситуацию развития, характерные особенности познавательных процессов и особенностей личности на разных возрастных этапах; учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности учащихся; применять методики психодиагностики: экспресс-диагностика потребностей, мотивов, целей потребителя, выделять главные психологические особенности учащихся (ПК-3); бесконфликтно общаться с различными субъектами образовательного процесса; бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса; организовывать взаимодействие с родителями, коллегами в разных формах; проектировать различные формы взаимодействия с родителями, коллегами; оценивать качество учебно-воспитательного процесса; проектировать индивидуальные маршруты обучения, воспитания и развития ребенка с учетом его физиологических и адаптивных возможностей; осуществлять координацию совместной работы с родителями в рамках профессиональной деятельности по сохранению здоровья школьников; выбирать конструктивные способы поведения в конфликтном взаимодействии с учащимися, их родителями, коллегами (ПК-5); учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности учащихся; организовывать сотрудничество воспитанников и обучающихся посредством различных методов; проектировать мероприятия, направленные на создание коллектива; организовывать внутригрупповое и межгрупповое общение детей (ПК-6).

Владеть:

· способами осуществления диагностирования достижений учащихся, педагогического сопровождения; способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения (ПК-3); способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса; способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды; приемами и способами организации взаимодействия с родителями, коллегами; способами оценки качества учебно-воспитательного процесса;конструктивными способами взаимодействия в конфликте в зависимости от его предмета и социально-психологических характеристик субъектов педагогического процесса (ПК- 5); способами организации и поддержания взаимодействия обучающихся и воспитанников; способами организации сотрудничества разных возрастных групп (ПК -6).

Общая трудоемкость модуля составляет 2 зачетных единицы.

Разработчики: Алексеева Е.Ю., к.п.н., доцент кафедры педагогики.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки 050100 «Педагогическое образование». Разработчик(и):

Фамилия, имя, отчество Учёная степень Учёное звание Должность Дата разработки Подпись
Алексеева Елена Юрьевна к.п.н.   Доцент кафедры педагогики 24.11.2010  
           
           

Рецензент(ы):

Наши рекомендации