Методы логопедической работы по формированию словообразования существительных, глаголов и прилагательных
Словообразование существительных
Образование существительных при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов
В процессе коррекционной работы в первую очередь отрабатывается продуктивный суффикс -ик-; затем проводится работа с менее продуктивными суффиксами: -чик-; -очк-; -ечк-;-ц-.
Примерные виды заданий и игровых упражнений для образования уменьшительно-ласкательных существительных в экспрессивной речи
а) Образование уменьшительно-ласкательных форм су
ществительного но опорным словам с помощью картинок.
Дидактический материал — парные картинки.
Логопед обращает внимание ребенка на разложенные картинки, например, нос — носик; рот — ротик; назывет 2-3 пары картинок, четко выделяя голосом суффикс -ик-. Затем предлагает ребенку самому образовать новые слова, например, таз — тазик; сад — садик; лоб — лобик; клюв — клювик; гвоздь — гвоздик; куст — кустик; карандаш — карандашик; хвост — хвостик; халат — халатик; лист — листик и т. д.
б) Образование уменьшительно-ласкательных форм су
ществительного с помощью суффикса -чик-.
Дидактический материал — парные картинки (шкаф — шкафчик; стул — стульчик; чемодан — чемоданчик; вагон — вагончик; диван — диванчик; суп — супчик; попу гай — попугайчик; помидор — помидорчик; портфель — портфельчик и т. д.).
Логопед просит ребенка назвать картинки.
в) Образование уменьшительно-ласкательных форм су
ществительных при помощи суффиксов -ц-; -иц-.
Дидактический материал — парные картинки (дерево — деревцо; платье — платьице; окно — оконце; одеяло — одеяльце; кресло — креслице; зеркало — зеркальце и т. д.).
Логопед называет большой предмет, а ребенок — маленький.
г) Образование уменьшительно-ласкательных форм су
ществительных при помощи суффикса -очк-/-ечк-.
Дидактический материал — парные картинки (ваза — вазочка; юбка — юбочка; бочка — бочечка; лапа — лапочка; вилка — вилочка; чашка — чашечка; тарелка — тарелочка; ложка — ложечка; лента — ленточка; клетка — клеточка; кружка — кружечка; куртка — курточка; подушка — подушечка; стена —- стеночка; почка — почечка и т. д.).
Логопед предлагает ребенку назвать только маленькие предметы.
Образование существительных с помощью суффикса -ниц-
со значением вместилища
Коррекционная работа по образованию данных форм проходит в два этапа. На I этапе отрабатываются словообразовательные формы без чередования звуков в основе производного слова. На II этапе — словообразовательные формы с чередованием звуков в основе производного слова.
Для закрепления употребления суффикса -ниц-(со значением вместилища) может быть использован следующий примерный речевой материал: соус — соусница; сахар — сахарница; суп — супница; пепел — пепельница; хлеб — хлебница; чай — чайница; сухари — сухарница; чернила — чернильница; салат — салатница; мыло — мыльница и т. д.
Примерные виды заданий и игровых упражнений
а) Игра «Назови предмет».
Логопед предлагает ребенку назвать предметы на столе (хлеб, сахар, конфеты, мыло и т. д.) и спрашивает, где они хранятся: хлеб — в хлебнице, конфеты — в конфетнице; сахар — в сахарнице, мыло в мыльнице и т. д. Затем логопед произносит слова, выделяя голосом суффикс -ниц-,и просит ребенка определить общую часть. Делается вывод, что предметы, в которых что-то лежит, обязательно включают в свое название частичку -ниц-.После этого логопед снова задает ребенку вопросы, а он на них отвечает. Например: Как называется то, куда кладут салат? Сухари? Наливают суп? Держат чай? и т. д.
б) Игра «Что для чего?».
Логопед просит ребенка посмотреть на предметы, которые находятся перед ним, и сказать, что для чего. Например: для чая нужна чайница; для соуса — соусница; для салата — ... и т. д. При затруднениях логопед произносит 1-2
слога слова, а ребенок его заканчивает, например, для чая нужна чай... (ница), для салата — салат (ница).
Образование существительных с помощью суффикса -инк-
Образование существительных с помощью суффикса -инк-проходит с учетом наличия чередования звуков в основе производного слова.
На I этапе отрабатываются словообразовательные формы с суффиксом-инк-без чередования звуков, н а II эта-п е проходит работа над формами с чередованием звуков в основе производного слова.
В ходе обучения может быть предложен следующий примерный речевой материал: пыль — пылинка, дождь — дождинка, виноград — виноградинка, солома — соломинка, бусы — усинка, изюм — изюминка, град — градинка, икра — икринка, роса — росинка, хворост — хворостинка; горох — горошинка, чай — чаинка, снег — снежинка, песок — песчинка.
Вышеназванные словообразовательные формы отрабатываются в процессе игр и игровых упражнений.
В качестве примера предложим игру «Измени слово».
Речевой материал подбирается в зависимости от этапа работы. Логопед предлагает ребенку послушать, как говорит Буратино, и изменить названное слово по его образцу: Виноград — виноградинка, солома — ... и т. д.
Образование названий детенышей животных и птиц Логопедическая работа по данному направлению осуществляется с учетом наличия или отсутствия чередования звуков в основе слова и проходит в три этапа.
I этап — работа над словообразовательными формами без чередования звуков в основе производного слова.
II этап — работа над словообразовательными формами с чередованием звуков в основе производного слова.
III этап — работа над словообразовательными формами, в основе которых лежит явление супплетивизма (замена корня производного слова).
Этапы работы | Речевой материал |
Iэтап | Лиса (лисенок), гусь (гусенок), ворона (вороненок), еж (ежонок), лось (лосенок), тигр (тигренок), слон (слоненок),олень (олененок) |
II этап | Индюк (индюшонок), орел (орленок), белка (бельчонок), волк (волчонок), кошка (котенок), медведь (медвежонок), заяц (зайчонок), лев (львенок), кролик (крольчонок), галка (галчонок) |
III этап | Овца (ягненок), корова (теленок), лошадь (жеребенок), свинья (поросенок), курица (цыпленок), собака (щенок) |
Для закрепления словообразовательной формы в импрес-сивной речи ребенку предлагается принести картинку, показать картинку, соединить пары картинок.
Примерные виды заданий и игровых упражнений для образования
названий детенышей животных и птиц в экспрессивной речи
а)Игра «Собери семью».
Дидактический материал — предметные картинки (игрушки) взрослых животных, птиц и их детенышей.
Речевой материал подбирается с учетом этапа работы над словообразовательной формой.
Логопед предлагает рассмотреть картинки (игрушки), соединить их по парам и назвать животного и его детеныша.
б) Игра «Помоги Незнайке».
Логопед говорит, что невнимательный Незнайка перепутал, кто с кем живет, и неправильно соединил взрослых животных и их детенышей. Далее он показывает картинки, которые соединил Незнайка: корова и жеребенок, еж и утенок и т. д. Логопед просит ребенка исправить ошибки, которые допустил Незнайка, и назвать, кто с кем живет.
Речевой материал используется с учетом этапа работы над словообразовательными формами.
в) Игра «Гости». (Закрепление названий детенышей
животных и птиц в единственном и множественном числе.)
Игра проводится с мячом. Логопед бросает мяч ребенку и говорит: «Пришел котенок». Ребенок ловит мяч и, возвращая его, отвечает: «Ушли котята» и т. д.
г) Понимание грамматического значения
суффиксов существительных.
Логопед читает рассказ: «Жил в лесу Пру к. Вместе с ним жила Прукиха. У них был Прукенок. Рядом жила еще одна прукиная семья». Затем логопед просит ребенка объяснить, кто такие Прук, Прукиха и Прукенок. В случае трудностей при объяснении ребенку предлагаются картинки сказочных зверей (Прука, Прукихи, Прукенка).
Образование существительных, обозначающих профессии В образовании существительных, обозначающих профессии, участвуют суффиксы -щик-; -чик-;-иц-; -ниц-.Поэтому работа проводится именно над этими суффиксами с учетом последовательности появления их в онтогенезе. Работа осуществляется в два этапа. На I этапе отрабатываются словообразовательные формы с суффиксами -щик-; -чик-,обозначающие мужские профессии. На II этапе — словообразовательные формы с суффиксами -иц-; -ниц-,обозначающие женские профессии.
Примерные виды заданий и игровых упражнений для образования
существительных, обозначающих профессии
а) Игра «Как назвать того, кто ... ». (Образование существительных с суффиксом -щик- по картинкам и опорным словам.)
Дидактический материал — картинки. Например: Сварщик сваривает трубы. Стекольщик вставляет стекла. Крановщик работает на кране. Часовщик чинит часы и т. д.
Логопед говорит ребенку, показывая соответствующую картинку: «Это упаковщик. Он упаковывает вещи. Это танцовщик. Он танцует на сцене». При этом логопед интонационно выделяет голосом суффикс -щик-.Затем логопед просит ребенка показать, кто работает на кране и назвать его профессию (крановщик). В случае затруднений логопед называет одну из профессий: «На сцене танцует танцовщик, а кто работает на кране?»
б) Игра «Кто ты?».
Логопед говорит ребенку: «Посмотри на картинку. Это танцовщик. Он танцует на сцене. А теперь давай с тобой поиграем. Я буду говорить, что ты делаешь, а ты будешь называть свою профессию. Например, ты свариваешь трубы. Кто ты? (Сварщик.)»
в) Образование названий профессий с помо
щью суффикса -чик-.
Дидактический материал — картинки (летчик, резчик, грузчик, переплетчик, переводчик, перевозчик, водопроводчик, докладчик и т. д.).
Логопед предлагает ребенку посмотреть на картинки и назвать того, кто грузит грузы; переплетает книги; чинит водопровод и т. д.
г) Образование названий женских профес
сий при помощи суффиксов -ниц-; -иц-.
Дидактический материал — картинки (воспитатель — воспитательница; учитель — учительница; художник — художница; певец — певица; писатель — писательница и т. д.).
Логопед называет мужскую профессию, например, художник и предлагает ребенку назвать соответствующую женскую профессию (художница).
Словообразование прилагательных
Данная работа проходит с учетом появления прилагательных в онтогенезе по плану:
1) образование притяжательных прилагательных (сначала — с суффиксом -ин-, затем — с суффиксом -j-);
2) образование качественных прилагательных;
3) О образование относительных прилагательных (сначала — с суффиксом -ов-, затем — с суффиксом -н-).
Образование притяжательных прилагательных Образование притяжательных прилагательных проводится в следующем порядке.
I этап — образование прилагательных с суффиксом-ИН-.
II этап — образование прилагательных с суффиксом -j- без чередования звуков в основе производного слова.
III этап — образование прилагательных с помощью суффикса -j- с чередованием звуков в основе производного слова.
Особое внимание уделяется на всех этапах коррекцион-ного воздействия формированию среднего рода прилагательных, которое начинается после усвоения мужского и женского рода.
Примерный речевой материал для образования притяжательных
4) прилагательных
5)
Этапы работы | Речевой материал |
1этап | Формы мужского и женского рода прилагательных: папин, мамин, бабушкин, дедушкин, тетин, дядин, мышиный (мышиная), лосиный (лосиная), гусиный (гусиная), голубиный (голубиная), лебединый (лебединая) |
II этап | Лисий (лисья), коровий (коровья), бараний (баранья) |
III этап | Беличий (беличья), волчий (волчья), медвежий (медвежья), собачий (собачья), овечий (овечья), заячий (заячья) |
Образование качественных прилагательных
При образовании качественных прилагательных на I этапе отрабатываются формы с продуктивным суффиксом -н-. На II этапе закрепляются формы с менее продуктивным суффиксом -лив-.
В ходе коррекционно-логопедического воздействия может быть использован следующий речевой материал (прилагательные): сильный (сильная, сильное), жадный (жадная, жадное), морозный (морозная, морозное), холодный (холодная, холодное), радостный (радостная, радостное), красный (красная, красное), голодный (голодная, голодное), грязный (грязная, грязное), длинный (длинная, длинное) (I этап); дождливый (дождливая, дождливое), трусливый (трусливая, трусливое), непоседливый (непоседливая, непоседливое), жалостливый (жалостливая, жалостливое), заботливый (заботливая, заботливое), завистливый (завистливая, завистливое) (II этап).
Образование относительных прилагательных
В ходе коррекционной работы выделяется несколько этапов с учетом продуктивности той или иной модели, а также наличия или отсутствия чередования з в у к о в в основе производного слова.
I этап — словообразовательные модели с продуктивным
суффиксом -ов-/-ев- (без чередования звуков в основе производного слова; с чередованием звуков в основе производного слова).
II этап — словообразовательные модели с менее продуктивным суффиксом -н- (без чередования звуков в основе производного слова; с чередованием звуков в основе производного слова).
III этап-— словообразовательные модели с суффиксами -енн-, -ск-, -ян-, -ан-.
На каждом этапе формы прилагательных отрабатываются в таком порядке: формы мужского рода, формы женского рода, формы среднего рода. Значительное внимание уделяется среднему роду прилагательных, в связи с поздним его усвоением в онтогенезе, а также большим количеством ошибок у дошкольников с ЗПР.
Примерный речевой материал
Этапы работы | Речевой материал |
Iэтап. Словообразование с суффиксами -ов/-евбез чередования звуков в корне | Формы мужского и женского рода прилагательных: шелковый (шелковая), резиновый (резиновая), вишневый (вишневая), меховой (меховая), березовый (березовая), кленовый (кленовая), рябиновый (рябиновая), пуховый (пуховая), малиновый (малиновая), дубовый (дубовая) |
II этап.Словообразование с суффиксом -и- без чередования звуков в корне | Кирпичный (кирпичная), ватный (ватная), зимний (зимняя), лимонный (лимонная), картофельный (картофельная), грибной (грибная), хрустальный (хрустальная) |
С чередованием звуков | Снежный (снежная), воздушный (воздушная), речной (речная), бумажный (бумажная), брусничный (брусничная), клубничный (клубничная) |
IIIэтап. Словооб- | Шерстяной (шерстяная), глиняный (глиня- |
разование с суффиксами -енн-, -ск-, -ан-, -ян- | ная), соломенный (соломенная), матросский (матросская), кожаный (кожаная), масляный (масляная), утренний (утренняя) |
Примерные виды заданий и игровых упражнений для закрепления словообразования прилагательных от существительных Речевой материал для каждой игры подбирается с учетом этапа работы, а также наличия или отсутствия чередования звуков в основе производного слова.
а) Игра «Угадай, кто хозяин». (Образование притяжательных прилагательных.)
Дидактический материал — картинки (например, сумка мамы; платок бабушки; рога лося; хвост лисы; рог коровы; лапа тигра; мордочка белки; нос собаки; уши зайца; ухо медведя и т. д.).
Логопед предлагает ребенку внимательно рассмотреть и назвать картинки, отвечая на вопросы: «Чей это? Чья это? Чье это? Чьи это?»
б)Игра«Найди ошибки Незнайки». (Образование качественных прилагательных.)
Логопед говорит ребенку: «Незнайка составил предложения, но допустил ошибки. Послушай внимательно предложения и исправь ошибки Незнайки». Например: На улице льет (сила) дождь. Наступит холодная (дождь) осень. На опушку выскочил (трус) заяц. По лесу бродит (голод) волк. Сегодня чудесный (мороз) день. Мальчик вернулся с улицы весь (грязь).
в) Лото «Назови предмет». (Образование относи
тельных прилагательных.)
Дидактический материал — картинки и словосочетания (например, халат из шелка; лодка из резины; гвоздь из железа; ложка из дерева; одеяло из пуха; дом из снега; стена из кирпича; крыша из соломы; стакан из хрусталя; кувшин из глины; ведро из железа и т. д.).
У ребенка находятся картинки с изображением различных предметов. Логопед называет предмет и материал, из которого он сделан. Например, стакан из стекла. Ребенок находит изображение этого предмета на карточке и, называя словосочетание прилагательного и существительного, (например, стеклянный стакан), закрывает картинку фишкой.
г) Игра «Деревья».
Дидактический материал — картинки (например, лист дуба — дубовый лист; лист осины; лист березы; лист клена; лист липы; лист яблони; лист рябины; лист вишни; шишка сосны; иголка ели и т.д.).
Словообразование глаголов
Образование возвратных глаголов
Работа над возвратными глаголами начинается с закрепления их понимания в импрессивной речи. С этой целью используется игра «Чем отличаются слова?».
Логопед просит ребенка внимательно посмотреть на картинки и показать на картинках, кто умывает, а кто умывается; кто прячет, а кто прячется {обувает — обувается;
купает — купается; качает — качается; вытирает — вытирается и т. д.).
После завершения игры логопед делает вывод, что слова умывается, обувается, купается, качается, прячется, вытирается и т. д. обозначают, что человек делает что-то сам с собой.
После уточнения понимания возвратных глаголов в им-прессивной речи проводится формирование правильного употребления возвратных глаголов в экспрессивной речи. С этой целью предлагается назвать различные действия по картинкам, а затем составить с возвратными глаголами предложения.
Образование и дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида
В работе над глаголами совершенного и несовершенного вида можно выделить 2 этапа:
I этап — образование глаголов с помощью приставок;
II этап — образование глаголов с помощью суффиксов.
Для закрепления понимания данных глаголов предлагалось: показать картинку, которую называет логопед; выбрать картинку по заданию логопеда.
Примерные виды заданий для закрепления употребления глаголов совершенного и несовершенного вида
а) Образование глаголов совершенного и несовершенного
вида с опорой на картинки и вопросы (с помощью при
ставок).
Логопед предлагает ребенку рассмотреть картинки. Затем логопед задает вопрос, а ребенок отвечает. Например: Что делает мальчик? — Мальчик пишет. Что сделает мальчик? — Мальчик напишет и т. д.
Примерный речевой материал: пишет — напишет; красит — закрасит; ставит — поставит; несет — принесет; видит — увидит; думает — придумает и т. д.
б) Образование глаголов совершенного и несовершенного
вида с опорой на картинки и вопросы (с помощью суф
фиксов).
Логопед предлагает ребенку рассмотреть картинки и задает вопросы. Ребенок отвечает. Например: Что делал мальчик? — Мальчик писал. Что сделал мальчик? — Мальчик написал и т. д.
Примерный речевой материал: умывается — умылся', одевается — оделся; решает — решил; прыгает — прыгнул и т. д.).
Образование и дифференциация приставочных глаголов (приставки: в-, вы-, при-, от-, у-, пере-)
Последовательность работы над приставками определяется временем их появления в онтогенезе.
Каждая приставка отрабатывается отдельно по плану:
1) усвоение значения приставки (выделение общего элемента в глаголах с одной приставкой и разными корнями (например, влетел, внес, вбежал);
2) сопоставление однокоренных глаголов с различными приставками (например, влетел — вылетел);
3) усвоение соотношения приставки и соответствующего предлога (например, вылетает из клетки [вы — из], влетает в клетку [в — в]);
4) дифференциация приставок с разным значением.
С целью уточнения понимания приставок в импрессив-ной речи рекомендуются задания: показ картинки по заданию логопеда; выполнение действий по заданию логопеда (например, подойди к столу; отойди от стола).
Для закрепления правильного употребления приставочных глаголов в самостоятельной речи используются следующие виды упражнений:
а) Образовать от данных слов однокоренные слова с помощью приставок (с опорой на картинки), например, с помощью приставок в-, вы-, при-, от-, у-, пере- образовать однокоренные слова от глагола нести и т. д.
б) Исправить словосочетание с неправильным приставоч
ным глаголом, например, {улетел к клетке; пришла в ма
газина; выносит через дорогу; переходит из дома; вбегает
от дерева и т. д.).
в) Составить предложение с приставочным глаголом.