Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в КТС
Комиссия по трудовым спорам (КТС) - это орган трудового коллектива данной организации, созданный в соответствии со ст. 384 Трудового кодекса РФ.
КТС образуется по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа их представителей. При этом представители работников избираются общим собранием или делегируются (например, взамен выбывших членов до собрания) профсоюзом с последующим утверждением на общем собрании. Представители же работодателя назначаются в КТС приказом по организации. Работодатель и представительный орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании КТС, обязаны в 10-тидневный срок направить в комиссию своих представителей.
Избрание общим собранием трудового коллектива проходит тайным или открытым голосованием (по усмотрению собрания или конференции). Конференции обычно созываются из представителей всех подразделений организации или расположенных в разных местах подразделений. Порядок избрания, численность, состав и срок полномочий КТС (или без срока) определяет собрание (конференция). Избранными считаются получившие большинство голосов. Из своего состава КТС избирает председателя, его заместителя и секретаря комиссии.
По решению общего собрания трудового коллектива организации могут быть созданы комиссии по трудовым спорам в цехах, отделах и других аналогичных
подразделениях. Эти КТС избираются коллективами подразделений и действуют на тех же основаниях, что и КТС организации, но в пределах прав цеха, подразделения (ст. 384 ТК РФ).
Следовательно, комиссии по трудовым спорам могут быть двух видов:
1) КТС организации и
2) КТС ее подразделения.
Образование КТС подразделения не обязательно, но если они создаются, то после рассмотрения спора в такой КТС он может быть перенесен любой спорящей стороной в суд.
В КТС с заявлением могут обращаться работники в 3-хмесячный срок со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своего права. Если этот срок пропущен по уважительной причине, КТС на заседании может его восстановить. Заявление работника подлежит обязательной регистрации в журнале поступлений заявлений, в котором отмечается дата его приема и рассмотрения спора, его содержание и решение.
Для организационно-технического обслуживания КТС (делопроизводство, хранение дела, выдача выписок из протоколов заседаний) приказом администрации назначается специальный постоянный работник. Он ведет регистрацию поступающих заявлений, оповещает о времени заседания КТС и т.д. Эти действия входят в круг его трудовых обязанностей и выполняются, поэтому в рабочее время. Как правило, такие работники назначаются без указания срока их работы по обслуживанию КТС, т.е. постоянно. КТС не может принимать и рассматривать те трудовые споры, по которым есть уже решение КТС или суда и оно не отменено.
КТС является органом по рассмотрению трудовых споров, возникающих в организациях, за исключением споров, для которых установлен иной порядок их рассмотрения.
Порядок рассмотрения трудовых споров в КТС предусмотрен ст. 387 ТК РФ. Спор рассматривается в удобное нерабочее время и обязательно в присутствии работника-заявителя или его представителя. Заочное рассмотрение спора допускается только по письменному заявлению работника. Если работник (или его представитель) вторично без уважительных причин не явится на заседание КТС, комиссия может вынести решение о снятии заявления с рассмотрения, что не лишает работника права, если исковой срок не пропущен, подать заявление вновь. Спор КТС обязана рассмотреть в течение 10 календарных дней со дня приема заявления.
Рассмотрение заявлений работников, поданных в КТС, представляет собой ряд процедурных и процессуальных отношений, складывающихся в ходе разрешения индивидуального трудового спора в КТС, содержанием которых являются права и обязанности их субъектов.
Процедурные отношения складываются, например, между работником и КТС на стадии обращения работника с соответствующим заявлением о восстановлении нарушенного, по его мнению, трудового права. Содержанием данного правоотношения являются права и обязанности работника, с одной стороны, и КТС - с другой.
Так, работник в силу ч. 1 ст. 386 ТК РФ имеет право обратиться в КТС в установленный законом срок с соответствующим заявлением, а КТС в силу ч. 1 ст. 387 ТК РФ обязана принять заявление работника и зарегистрировать его в установленном порядке.
КТС обязана вести протокол, к которому законодатель предъявляет определенные требования; рассмотреть индивидуальный трудовой спор в присутствии работника, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя (за исключением случаев, установленных законом).
Также к обязанностям КТС относятся:
- изучение материалов дела;
- слушание доводов сторон;
- сбор необходимых для вынесения решения доказательств.
Законом не регламентирована процедура рассмотрения заявления КТС (стадия досудебного разбирательства) и последовательность проведения заседания комиссии. Поэтому именно Положение о порядке разрешения индивидуальных трудовых споров в КТС, принятое в установленном порядке, должно восполнить эти пробелы и установить четкую процедуру проведения таких заседаний.
Заседание КТС по рассмотрению спора начинается с сообщения председателя комиссии о поданном заявлении и разъяснения права заявителя и администрации сделать отвод любому члену КТС. Если отвод не заявлен, то председатель сообщает о содержании спора и затем предоставляет слово заявителю для аргументации своих требований, а после представителю администрации о заявленных требованиях.
Председательствующий должен вести заседание корректно, демократично, стараясь полно исследовать все обстоятельства и материалы по делу, выслушать заявителя, опросить свидетелей, ознакомиться со всеми имеющимися в деле документами. Высказывания членов комиссии по рассматриваемому спору и вынесение решения происходят также публично в присутствии заявителя, свидетелей и других присутствующих на заседании лиц.
В соответствии с ч. 6 ст. 387 ТК РФ на каждом заседании КТС ведется протокол, который подписывается председателем или его заместителем и заверяется печатью. Следует отметить, что закон не предоставляет секретарю КТС право подписывать протокол заседания.
После изучения обстоятельств дела комиссия переходит к вынесению решения.
Порядок принятия решения имеет большое правовое значение. В соответствии с ч. 1 ст. 388 ТК РФ решение КТС считается принятым, если за него проголосовало большинство присутствующих на заседании членов комиссии.
Если за решение КТС проголосовало менее половины присутствующих на заседании членов комиссии, т.е. в случае, когда решение считается не принятым, работник вправе обратиться за разрешением трудового спора в суд. По просьбе работника ему может быть вручена выписка из протокола (или копия протокола), содержащая сведения о результатах голосования за принятие проекта решения.
Выписка из протокола заседания КТС должна быть подписана председателем (заместителем председателя) комиссии и заверена печатью КТС.
В целях достижения максимальной объективности и непредвзятости при вынесении решения законодатель установил форму тайного голосования. Тайное голосование предполагает наличие бюллетеней для голосования. Обязанность по подготовке и хранению бюллетеней может быть возложена на постоянного работника, назначенного руководителем организации соответствующим приказом (распоряжением) для ведения работы по организационно-техническому обслуживанию КТС. Для проведения тайного голосования необходимо избрать счетную комиссию, которая должна провести подсчет голосов. Результаты работы счетной комиссии должны найти свое отражение в протоколе заседания
КТС.
Поскольку решение комиссии является важным процессуальным документом, закон предъявляет к нему соответствующие требования. Решение готовится в письменной форме. В нем должны быть отражены все сведения, предусмотренные ч. 2 ст. 388 ТК РФ, которые условно можно разделить на 4 части:
1. вводную;
2. описательную;
3. мотивировочную;
4. резолютивную.
Вводная часть решения должна содержать следующие сведения:
- наименование организации, а также структурного подразделения (если спор рассматривается КТС структурного подразделения организации);
- фамилию, имя, отчество, должность, профессию или специальность работника, обратившегося в КТС;
- дату обращения в комиссию и дату рассмотрения спора;
- фамилии, имена, отчества членов КТС и других лиц, присутствовавших на заседании.
В описательной части решения указывается существо спора, четкие требования работника (его представителя), возражения, объяснения других лиц, участвующих в рассмотрении заявления.
В мотивировочной части решения излагаются обстоятельства, установленные в ходе заседания комиссии; доказательства, на которых основаны выводы комиссии; нормативные правовые акты (локальные акты, коллективные договоры, соглашения), которыми руководствовалась комиссия при вынесении решения.
В резолютивной части решения должно быть изложено существо решения со ссылкой на конкретные нормы, содержащиеся в законах, иных нормативных правовых актах, которыми руководствовалась комиссия при вынесении решения, а также отражены результаты голосования.
Решение КТС является обязательным для исполнения сторонами, поэтому оно должно содержать четкие, юридически правильные формулировки и не допускать двойного толкования. Окончательно доработанный вариант проекта решения ставится на голосование.
Например, после резолютивной части решения должно быть отмечено:
Настоящее решение принято большинством голосов: 8 членов из 10 присутствующих на заседании КТС.
В соответствии с ч. 3 ст. 388 ТК РФ копии решения КТС, заверенные надлежащим образом, в течение 3-х дней со дня его принятия вручаются работнику и работодателю. Закон не конкретизирует этот срок, не оговаривая, например, в течение 3-х рабочих или календарных дней должно быть выполнено установленное требование. Скорее всего, речь идет о календарных днях, поскольку иное не предусмотрено законом.
Согласно ч. 2 ст. 390 ТК РФ решение КТС может быть обжаловано работником или работодателем в суд в 10-тидневный срок со дня вручения копии решения.
Срок для обжалования решения КТС исчисляется с момента вручения работнику (работодателю) копии решения КТС и начинается со дня, следующего за днем вручения.
В соответствии с требованием ч. 1 ст. 389 ТК РФ решение КТС подлежит исполнению в течение 3-х дней по истечении 10-ти дней, предусмотренных на обжалование.