Учреждение высшего профессионального образования как институт воспитания
Структура воспитательной работыреализуется в учреждениях высшего профессионального образования через совокупность трех подсистем и их компонентов:
1 уровень - подсистема воспитания и развития личности, включающая участников воспитательного взаимодействия, воспитание в учебном процессе (студенты, профессорско-преподавательский состав, административно-управленческий персонал, и организаторов внеучебной работы; воспитание во внеаудиторное время (те же и специалисты различного профиля: художественного, спортивного и др.); воспитание личности во внешней социальной деятельности (социум через лидеров и участников общественных молодежных организаций, неформальных движений, политических партий, спортивных и творческих организаций, церковь);
2 уровень - подсистема направлений внеучебной работы и реализуемых видов деятельности в каждом образовательном учреждении. Она включает следующие направления: формирование мировоззрения и системы базовых ценностей: общечеловеческих, гражданских, профессиональных; нравственно-этическое воспитание; правовое; гражданско-патриотическое; эстетическое; физическое; экологическое и природоохранное; семейно-бытовое.
3 уровень - подсистема обеспечения и ее нормативно-правовое сопровождение.
Нормативно-правовое обеспечение внеучебной работы учреждения высшего профессионального образования - перечень основополагающих документов образовательного учреждения по внеучебной работе, основывающихся на общей законодательной и нормативной базе Министерства образования и науки Российской Федерации, вводящих норму и обеспечивающих ее регулирование в конкретном образовательном учреждении на уровне различных органов управления и их компетенций.
В.Т. Лисовский «Воспитание студентов вузов РФ (материалы концепции)»: общая цель воспитания в вузе – всестороннее развитие личности будущего конкурентоспособного специалиста с высшим профессиональным образованием, обладающего социальной активностью и качествами гражданина России, высокой общей культурой российского интеллигента, направленное на социализацию выпускника вуза.
«Примерная программа воспитания социально активной личности студента» (исследовательский коллектив под руководством В.С. Кагерманьяна):Целью современной системы воспитания должна стать подготовка профессионально и культурно ориентированной личности, обладающей мировоззренческим потенциалом, способностями к профессиональному, интеллектуальному и социальному творчеству, владеющей устойчивыми умениями и навыками выполнения профессиональных обязанностей. Личностная составляющая в структуре цели воспитания призвана обеспечить самореализацию, самоутверждение, самоосуществление и самовоспитание. Социально-общественная составляющая цели воспитания призвана реализовать процесс адаптации, социализации личности, её формирования и воспитания.
Педагогика и психология высшей школы:Приоритеты воспитания: ориентированность личности на общечеловеческие гуманистические ценности; демократизм и толерантность; сочетание космизма и национальной идеи; раскрытие сущностных креативных способностей личности; региональный аспект воспитания, направленный на формирование потребностей реализовать свой творческий потенциал в «обустройстве» малой родины.
Челябинский государственный педагогический институт:Цели воспитания в вузе сводятся к трем позициям. Первое – создать условия для максимально полного освоения студентом материальной культуры и духовных ценностей, накопленных человечеством, российским обществом в частности. Второе – помочь студенту раскрыть его внутренние потенции, содействуя тем усилиям, которые он сам предпринимает для самоопределения, самоутверждения, самореализации. Третье – стимулировать процесс познания молодым человеком самого себя, выработку индивидуального образа (стиля) жизни и поведения. Важный ориентир воспитательной работы в современных условиях – формирование у будущего специалиста такого качества, как толерантность, готовность принять и терпимость к разнообразным подходам и мнениям, уважение к другим культурам и образу жизни, к поведению людей, не укладывающихся в рамки повседневного опыта, но не выходящих за рамки законов.
Забайкальский государственный педагогический университет:Цель воспитательной работы в вузе – формирование отношения личности к избранной профессии. Молодой специалист 21 века – это разносторонне образованный, нестандартно мыслящий, обладающий широким кругозором профессионал, граждански активный, духовно, нравственно и профессионально подготовленный к работе по избранной специальности. Он знает себе цену на рынке труда, способен, если требуют обстоятельства, свободно менять специализацию в рамках определенного в вузе направления. Он психологически подготовлен строить межличностные отношения, уважать мнение других, быть толерантным, находить выход из сложных производственных и бытовых конфликтных ситуаций.
5. Сущность понятия «воспитательная система». Воспитательная система вуза
В педагогической теории и практике используются понятия «система воспитания», «система воспитательной работы», «воспитательная система», «воспитательная среда». Эти понятия отражают различные аспекты и уровни воспитательной деятельности вуза. Система воспитания – это совокупность теоретических положений и выстраиваемых на их основе воспитательных стратегий; устойчивый, обладающий свойствам целостности социально-педагогический механизм, реализующий в практике заданные цели воспитания. Система воспитательной работы – система взаимосвязанных воспитательных мероприятий. Она существует на уровне опыта деятельности конкретных субъектов воспитания, отражает специфику целей, содержания, оценки результативности их работы. Воспитательная система – развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов исходной концепции; интегральное выражение целостной совокупности компонентов процесса воспитания (учебно-методических, научно-методических, управленческих, кадровых, материально-технических). Воспитательная среда вуза – совокупность окружающих социальных, дидактических, материальных и духовных условий, в которых протекает процесс профессионально-личностного становления студента.
Важнейшими структурными компонентами системы воспитания в вузе, требующими нового теоретико-методологического осмысления и целенаправленного моделирования, являются: содержание воспитания; цели и задачи воспитания; субъект и объект воспитания; современная воспитательная система; направления воспитательной деятельности. Источниками содержания воспитания выступаютценности, нормы, эмоции, социально-психологические эталоны, стандарты, стереотипы поведения, ритуалы, опыт, воспитывающая ситуация, пример. Содержание воспитания на теоретическом уровне представлено в виде концепций, моделей, программ воспитания. И.А. Колесникова с соавторами выделяет в структуре содержания воспитания следующие блоки: нормативный - социокультурные нормы и традиции (функция адаптации); креативный - творчество воспитанника по отношению к своему человеческому образу (креативная функция); корректирующий - восполнение пробелов в воспитании (корректирующая функция);- прогностический - идеальные личностные свойства и поведенческие характеристики, обращенные в будущее (прогностическая функция).
Разрабатывая концепцию воспитательной системы учреждения высшего профессионального образования, следует учитывать специфику вуза как образовательной системы и особенности среды. Воспитательная система учреждения профессионального образования существует в социокультурном контексте, и потому при ее проектировании необходим анализ и учет условий и заказа макро-мезо-микро социокультурной среды; анализ программных документов по проблемам воспитания: федеральных программ по развитию воспитания в системе образования, по патриотическому воспитанию, программы модернизации образования, документов по организации самоуправления и созданию общественных организаций.