Педагогика в непосредственной подготовке к решению конкретной служебно-боевой задачи

Суть непосредственной подготовки — в обеспечении непосредственной боевой изготовленности к действиям в экстремальных условиях. Экстремальная подготовленность — важная, но не единственная предпосылка успешных действий. Это потенциал, который перед действиями должен воплотиться прежде всего в боевой настрой, актуальный и действующий в данное время и в данном месте. Он характеризуется:

• пониманием сотрудником стоящей служебно-боевой задачи, результата ее выполнения, способа и условий предстоящих действий;

• сосредоточенностью мыслей, направленностью воли на действия, их мысленное проигрывание;

• внутренним эмоциональным подъемом, нетерпеливым жела­нием приступить поскорее к действиям;

• внутренней собранностью, мобилизованностью и приливом сил, настроем органов чувств (зрения, слуха и др.) и двигательного аппарата, соответствующим предстоящим действиям;

• чувством уверенности в себе, товарищах, командире и успехе действий.

Однако непосредственная подготовка носит более развернутый характер, и ее масштабы зависят от наличия времени до начала действий. Бывает, что она начинается за месяц до оправки личного состава в зону экстремальных событий, в процессе переезда к ней, в экстремальных условиях — от 1—3 дней до нескольких часов, а то и минут. По возможности она включает максимум из приведенного ниже перечня мер с педагогическим аспектом:

• разъяснение поставленной задачи, обстановки, противника (террориста, бандитской группы и пр.), ожидаемых трудностей;

• информирование об уже действующих в районе силах или привлекаемых к решению задачи, с которыми предстоит взаимодействовать;

• разъяснение плана действий и способов его выполнения;

• напоминание об отработанных ранее действиях, наставлениях, рекомендациях и их значении для решения данной задачи;

• проведение практических занятий и тренировок для актуали­зации и совершенствования потребных для действий навыков, умений, качеств, а также взаимодействия в группе. Их лучше проводить в месте, похожем на то, где придется действовать;

• требование неукоснительного соблюдения законности, внима­ния к гражданам, оказания помощи нуждающимся в ней;

• напоминания о строгом соблюдении дисциплины, организованности, слаженности действий, постоянном «чувстве локтя» и взаимопомощи; связи между собой и руководителем операции и взаимовыручке;

• напоминание о постоянной бдительности, готовности к неожиданностям, заботе о личной безопасности и безопасности других;

• проверка всех компонентов изготовленности сотрудников и группы к действиям с учетом педагогической структуры ее основы — экстремальной подготовленности и устранение до начала действий возможных недостатков, слабостей, упущений;

• добрые напутствия, пожелания успехов и удач, выражение уверенности в успешном и благополучном решение задачи.

Непосредственную подготовку проводит начальник, командир, руководитель группы. В ответственных случаях оправдали себя встречи со старшими начальниками, ветеранами, участниками аналогичных операций, представителями местной власти и обществен­ности, прослушивание и исполнение патриотических песен, групповое исполнение сложившихся в группе ритуальных движений — объединение обнявшись в крут, соединение рук в единый кулак, произнесение мантр26 и девизов-клятв (типа, например, «один за всех и все за одного») и др.

Наиболее обстоятельной должна быть непосредственная подготовка групп, скомплектованных из малознакомых, не сработавшихся в совместном опыте действий сотрудников. Не может упускаться и непосредственная подготовка начальников и командиров.

Наши рекомендации