Тема 1. История методики русского языка как наука.
МОДУЛЬ 2. Обучение грамоте.
Глоссарий
Абакумов Сергей Иванович написал книгу «Творческое чтение».
Алферов Александр Данилович – теоретик методики, автор фундаментального труда по методике.
Балталон Цезарь Павлович возглавил новое направление в литературном образовании школьников, разработал методику самостоятельного выбора книг учениками, внеклассного чтения.
Бунаков Николай Фёдорович– учитель учителей, методист и учитель, разработчик методики развития речи учащихся.
Буслаев Фёдор Иванович – выдающийся лингвист, историк, знаток древнерусской литературы, педагог. В 1844г. вышла его книга «О преподавании отечественного языка» (последнее издание в 1992г.), единодушно признаваемая классикой методики.
Вахтеров Василий Порфирьевич – создатель новой педагогики, автор одной из лучших хрестоматий «Мир в рассказах для детей».
Жедек Полина Соломоновна– автор методики изучения орфографии в начальной школе на основе фонематического принципа.
Корф Николай Александрович – разработчик нового варианта методики обучения грамоте.
Ладыженская Таиса Алексеевна – руководитель авторского коллектива по возрождению риторики.
Метод обозначает способ, путь теоретического или практического осуществления чего-нибудь. В дидактике метод определяется как способ познавательной деятельности учителя и учащихся, направленный на выполнение задач образования. И дидактика устанавливает ведущие методы обучения. К ним относятся рассказ, беседа, объяснение, самостоятельное изучение, наглядность и др.
Острогорский Александр Яковлевич – автор-составитель лучших литературных хрестоматий «Живое слово».
Паульсон Иосиф Иванович – автор многих учебников, составитель книг для чтения.
Пешковский Александр Матвеевич создал учебник для начальных классов «Наш язык» (1923).
Рамзаева Тамара Григорьевна – разработчик единой системы изучения всех сторон языка.
Рождественский Николай Сергеевич – автор монографии «Свойства русского правописания как основа методики его преподавания».
Срезневский Измаил Иванович обосновал цели и содержание учебного предмета «Русский язык» в народной начальной школе.
Тихомиров Дмитрий Иванович – автор и издатель целого семейства учебников русского языка, написавший методическое пособие для учителей «Чему и как учить на уроках русского языка».
Толстой Лев Николаевич создал свой метод обучения грамоте – слуховой и составил «Азбуку» в 4 книгах (1873), которую неоднократно называл главным делом своей жизни (13 лет работы). Современная «педагогика ненасилия», творческие методики своими корнями уходят в богатейшую кладовую идей, замыслов, начинаний этого необыкновенного человека.
Ушаков Матвей Васильевич изучал методику орфографии.
Ушинский Константин Дмитриевич– его труды адресованы народной начальной школе; он создал учебники «Детский мир» и «Родное слово».
Цейтлин Стелла Наумовна – автор книги «Речевые ошибки и пути их предупреждения».
Шапошников Иван Никитич – разработчик методики обучения грамоте «Живые звуки», по которой школьники сами составляли букварь.
Шереметевский Владимир Петрович – страстный оратор, выступивший в защиту живого слова в школе, критик устаревших методик.
Щерба Лев Владимирович – выдающийся лингвист, изучал методологию методики, руководил созданием учебников русского языка.
Тезисы лекций по проблемам современной букваристики
1. Блок «История методики преподавания русского языка»
Тема 1. История методики русского языка как наука.
Цель лекции:
сформировать представление об основных тенденциях, определяющих развитие методики русского языка в начальных классах.
Вопросы к теме:
1. Предмет истории методики русского языка как науки.
2. Основные этапы развития методики русского языка.
Краткое содержание темы (тезисы).
Первое практическое «Руководство учителям 1 и 2 разряда народных училищ» (1783), составленное Ф.И. Янковичем де Мириево, выдержало пять изданий и содержало много рекомендаций, пригодных и сегодня. Основателем научной методики был Фёдор Иванович Буслаев – выдающийся лингвист, историк, знаток древнерусской литературы, педагог. В 1844г. вышла его книга «О преподавании отечественного языка» (последнее издание в 1992г.), единодушно признаваемая классикой методики. Буслаев создал методику изучения в школе живого русского языка на основе анализа образцов художественной литературы, фольклора; учил языку в единстве его элементов – чтения, письма, развития речи, грамматики, лексики, этимологии. Основной задачей он считал развитие врождённого дара слова, в изучении языка видел огромные возможности умственного развития учеников.
Неизмеримо велик вклад К.Д. Ушинского в методику русского языка, его труды адресованы народной начальной школе; он создал учебники «Детский мир» и «Родное слово». По мнению К.Д. Ушинского, овладение языком – разносторонняя деятельность, но стержнем её должен быть курс грамматики, имеющий практическую направленность. Этот курс раскрывает логику языка, приобщает к нормам склонений, спряжения, словосочетания, развивает мышление и дар слова у школьника.
Яркий след в методике родного языка оставил Лев Николаевич Толстой. Он создал свой метод обучения грамоте – слуховой и составил «Азбуку» в 4 книгах (1873), которую неоднократно называл главным делом своей жизни (13 лет работы). Современная «педагогика ненасилия», творческие методики своими корнями уходят в богатейшую кладовую идей, замыслов, начинаний этого необыкновенного человека.
Конец ХIХ и начало ХХ в. – это время необычайного подъёма творческой мысли в педагогике и в методике русского языка.
Создаются новые программы и учебники для разных типов школ и для разных концепций обучения. У учителя был огромный выбор учебников: по данным Н.М. Соколова и Г.Г. Тумима за 1913г., выбор «Букваря» был обеспечен не менее чем 100 вариантами для различных типов школ, регионов, методических концепций – методов обучения грамоте, для разных родных языков России. Это разнообразие в какой-то степени отразила книга «От Азбуки Ивана Фёдорова до современного букваря», вышедшая в 1974г. – к 400-летию первой печатной азбуки в России.
В эти десятилетия особенно глубокий след в методике оставили: И.И. Срезневский, обосновавший цели и содержание учебного предмета «Русский язык» в народной начальной школе; Д.И. Тихомиров – автор и издатель целого семейства учебников русского языка, написавший методическое пособие для учителей «Чему и как учить на уроках русского языка»; И.И. Паульсон – автор многих учебников, составитель книг для чтения; Н.А. Корф – разработчик нового варианта методики обучения грамоте; Н.Ф. Бунаков – учитель учителей, методист и учитель, разработчик методики развития речи учащихся; А.Я. Острогорский – автор-составитель лучших литературных хрестоматий «Живое слово»; А.Д. Алферов – теоретик методики, автор фундаментального труда по методике; В.П. Шереметевский – страстный оратор, выступивший в защиту живого слова в школе, критик устаревших методик; Ц.П. Балталон – возглавивший новое направление в литературном образовании школьников, разработавший методику самостоятельного выбора книг учениками, внеклассного чтения; В.П. Вахтеров – создатель новой педагогики, автор одной из лучших хрестоматий «Мир в рассказах для детей». В эти счастливые десятилетия (до 30-х годов ХХ в.) А.М. Пешковский создал учебник для начальных классов «Наш язык» (1923), Н.П. Шапошников – методику обучения грамоте «Живые звуки», по которой школьники сами составляли букварь; С.И. Абакумов написал книгу «Творческое чтение»; в эти годы вера в творческие возможности школьников достигла высокого уровня.
В первые три десятилетия ХХ в. активно работали в методике выдающиеся лингвисты – В.И. Чернышов (обосновал теорию выразительного чтения), Л.В. Щерба (изучал методологию методики, руководил созданием учебников русского языка), А.В. Миртов (развитие и культура речи), М.В. Ушаков (методика орфографии), М.А. Рыбникова (методика литературного чтения), К.Б. Бархин (творческая деятельность школьников в области речи), Е.Е. Соловьёва (драматизация, речь, чтение, хрестоматии «Родная речь»), П.О. Афанасьев (общие теоретические основы методики русского языка).
В начале ХХ в. появились первые целостные курсы методики для учительских семинарий и для вузов: Н.К. Кульмана (1916), Н.С. Державина (1917), П.О. Афанасьева (1923), С.П. Редозубова (1947), Н.И. Каноныкина и Н.А. Щербаковой (1947), Н.С. Рождественского и В.А. Кустарёвой (1965) и др. Их структура становится традиционной и сохраняется и поныне: научные основы методики – обучение грамоте – чтение, основы литературы – грамматика, методика изучения языковой теории – обучение правописанию – развитие речи учащихся – внеклассная работа. В 1988г. вышел первый «Словарь-справочник по методике русского языка» М.Р. Львова, в котором собрана и истолкована терминология. Таким образом, курс методики русского языка приобрёл черты системности.
Основные тенденции, определяющие развитие методики родного языка в начальных классах за последние десять лет:
1. Несомненное и существенное повышение научности и в содержании учебного предмета, и в психологической и лингвистической обоснованности методики.
2. Первые шаги разных уровней образования, нацеленного на индивидуальные возможности и интересы самого ученика.
3. Допущение в школу различных лингвометодических концепций, известный плюрализм программ, учебников и методов обучения при жёстком соблюдении государственного образовательного стандарта.
4. Попытки создания реальных возможностей выбора школой, учителем программ, учебников и методов – методики.
5. Общее гуманитарное направление развития школы, методики, гуманный подход к детям; отказ от политизированных, тенденциозных текстов в учебниках по языку и литературе, в дополнительных материалах.
6. Высокий эстетический уровень всех занятий и по языку, и по литературе, высокий уровень познавательных интересов и мотивации учения; ориентация на высокие классические образцы, на творческую деятельность детей, на связь языковых занятий с другими предметами.
Задания для самоконтроля
1. Дайте определение предмета, целей и задач методик обучения русскому языку как науки. Укажите специфику методики применительно к начальному образованию.
2. Ознакомьтесь со «Словарём-справочником по методике русского языка». Выберите примеры тех понятий, которые:
а) связывают методику с дидактикой (дидактико-методические) – не менее 10 понятий;
б) относятся к области преподаваемого предмета, к его теории и практике – не менее 10 понятий;
в) связаны с процессом обучения, с деятельностью учителя и учащихся, так называемой технологией обучения.
Литература:
1. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах.: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2000.
2. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М., 1987.
3. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка. – М., 1999.
Тема 2. История методов обучения грамоте.
Цель лекции:
сформировать представление о методах обучения грамоте.
Вопросы к теме:
1. Буквослагательный метод.
2. Переход к звуковым методам.
3. Обучение грамоте в разработке В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, А.Ф. Шанько.
4. Обучение грамоте в разработке Д.Б. Эльконина, В.В. Репкина.
Краткое содержание темы (тезисы).
С давних пор в методике начального обучения всё, что относилось к обучению грамоте, именовалось термином метод (в старину употребляли словоформу с иным ударением – метóда).Однако правильнее говорить, если речь идёт об обучении грамоте, не о методе, а именно о системе занятий, системе, которая реализуется с помощью разных дидактических методов – и беседы, и рассказа учителя, и самостоятельной деятельности учеников, и использовании средств наглядности и т.д.
Однако в последующем изложении, отдавая дань традиции, будет употребляться термин метод, подразумевая при этом под ним систему занятий.
Буквослагательный метод
Самым древним методом обучения грамоте был буквослагательный. Забелин отмечал, что первоначально эта система имела целью обучение церковнослужителей и потому ограничивалась затвержением букваря и необходимых в церковной службе часослова и псалтыря; со временем эта же система обучения в том же «первобытном составе от духовенства стала постепенно переходить в народ, в круг образования гражданского», где она «возводилась с тем же характером догматизма, непреложности и как нечто неприкосновенное».
Всё обучение грамоте по буквослагательной методе предполагало прохождение ученика по четырём стадиям.
Первая из них заключалась в заучивании всех букв алфавита.
Вторая стадия состояла в обучении чтению слогов: сначала двухбуквенных, потом трёхбуквенных и далее, вплоть до пяти- и шестибуквенных. Чтение слогов проходило так: сначала нужно было назвать первую букву слога, допустим «буки», затем присоединить к ней название второй буквы «аз». После этого произносился весь слог сразу, целиком – «ба».
Выучивание слогов сменялось новой, третьей, стадией обучения по буквослагательному методу – обучением чтению отдельных слов.
Отдельные слова прочитывались по складам. Выглядело это так: в предъявленном, т.е. выбранном для чтения, слове надо, было выделить первый слог и буква за буквой называть каждую из них в слоге, а затем произнести весь слог сразу, далее нужно было переходить к следующему слогу и проделать с ним ту же операцию, что и при чтении столбиков слогов. Так, к примеру, слово грамотеи читалось следующим образом: «глаголъ», «рцы», «аз» = гра; «мыслете», «он» = грамо; «твёрдо», «есть» = те = грамоте; «иже» = грамотеи.
Четвёртая стадия состояла в чтении «по верхам», т.е. когда слова прочитывались сразу, целиком, баз какого-либо выделения отдельных букв и слогов, т.е. так, как читает и современный человек, хорошо владеющий навыком чтения.
Буквослагательный метод страдал многими отрицательными и органически присущими ему недостатками, часть которых, и притом большая, усиливалась из-за низкого профессионального уровня большинства учащих, т.е. мастеров грамоты, учителей.
Одним из самых очевидных недостатков буквослагательного метода была его большая продолжительность по времени, затягивавшаяся на два-три года.
Другой наиболее существенный недостатков этого метода состоял в том, что он обрекал учеников на механическое усвоение основных элементов.
Третий недостаток состоял в разрыве технической и смысловой сторон чтения, притом смысловая отходила на самые последние планы, фактически отдавалась на откуп самому учащемуся.
Органический недостаток заключался в том, что фактически отсутствовала забота о возбуждении у учеников мотивации к учению.
Заметной попыткой усовершенствования стал переход в обучении сразу к чтению и запоминанию слогов. В результате стараний многочисленных сторонников подобного подхода из этой системы выделилась особая слоговая система обучения грамоте. Она была представлена в нескольких вариантах.
Переход к звуковым методам
Событием качественного порядка стало появление в первой половине ХIХ в. в русской школе звуковых систем: сначала синтетической (В.Ф. Одоевский, Н.А. Корф), затем аналитической (В.А. Золотов, П.П. Мироносицкий), наконец, аналитико-синтетической (К.Д. Ушинский, В.И. Водовозов, Н.Ф. Бунаков, В.П. Вахтеров, В.А. Флёров и др.).
Звуковой метод обучения грамоте впервые возник в Германии (1527), его первооткрывателем стал В. Икельзамер. Обучение грамоте начиналось с выработки у детей умения выделять звуки из речи. Но только в конце Х\/III в., благодаря немецкому педагогу Г. Стефани, звуковая система стала распространяться в Европе. Он разрабатывал приёмы звукового синтеза. Одновременно совершенствовался звуковой анализ, его связывают с именем француза Ж. Жакото. Обучение строилось так. Брали предложение из художественного произведения, дети со слов учителя выучивали фразу наизусть. Сначала выделяли гласные звуки, так как их можно тянуть. Заучивали слова, в которых изучаемый звук стоит в начале, в середине, в конце слова. Результата, т.е. чтения слов и текста, добивались ценой многократных повторению. Обучение письму шло параллельно обучению чтению. Письменная часть урока завершалась тем, что ученики писали по памяти. Особенное внимание уделялось каллиграфии, чёткости письма.
В России разработчиком звуковой методики стал В. Золотов, но более всего – К.Д. Ушинский, назвав её методом историческим: дети сами как бы «изобретали» буквы: письмо шло впереди чтения.
Естественной ступенью в развитии методики на звуковой основе стало появление аналитико-синтетической деятельности учащихся: слова и текст расчленялись на слоги и звуки, а в произношении и на письме из них опять строили слова и их сочетания. Аналитико-синтетическому методу суждено было занять магистральную позицию в совершенствовании методики обучения грамоте в трудах Н.А. Корфа, В.И. Водовозова, И.И. Паульсона и других, а в ХХ в. – С.П. Редозубова, А.И. Воскресенской, Л.К. Назаровой, В.А. Кирюшкина и др.
Задания для самоконтроля
1. Укажите лингвистические основы обучения грамоте в разных методических системах.
2. Объясните механизмы чтения ребёнка на разных этапах овладения чтением.
3. Укажите главные особенности методики обучения грамоте в системах Л.Н. Толстого, И.Н. Шапошникова, Д.Б. Эльконина.
4. Для чего и как нужно классифицировать методы обучения грамоте?
Литература:
1. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах.: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2000.
2. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М., 1987.
3. Вахтеров В.П. Избранные пед. соч. – М., 1987.
4. От «Азбуки» Ивана Фёдорова до современного букваря. - М., 1974.
5. Толстой Л.Н. Пед. соч. – М., 1953.
6. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в 2-х тт. – М., 1974.
7. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. – М., 1968.
8. Фоменко Н.В. Уроки нравственности «Азбук» Л.Н. Толстого. // Начальная школа. – 1993. - № 3.
9. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. – М., 1976.