Тема 1. Краткая история русского языка

Ответьте на следующие вопросы

- Расскажите о происхождении русского языка. Кратко охарактеризуйте каждый этап.

-Какова роль русского языка в современном мире?

-Охарактеризуйте функции языка.

Тема 2. Литературный язык. Языковая норма. Уровневый характер языковой нормы

Ответьте на следующие вопросы

1. Дайте определение понятию «норма языка». Назовите основные признаки нормы.

2. Перечислите все известные вам виды словарей.

3. Перечислите и охарактеризуйте аспекты культуры речи.

4. Дайте понятие орфоэпии.

5. Перечистите основные трудности в области русского произношения.

6. Охарактеризуйте понятие «языковой паспорт человека», назовите основные слагаемые языкового паспорта.

7. Назовите функции речевого этикета.

8. Дайте определения следующим понятиям: вербальный , невербальный.

9. Словари русского языка.

10. Уместность слова.

11. Многозначность и омонимия.

12. Заимствования. Иностранные слова и их значения в русском языке.

13. Фразеологические средства русского языка. Способы их использования. 14. Русский речевой этикет. Основные трудности речевого этикета.

Тема 3. Стилистическая система современного русского языка

Ответьте на следующие вопросы

1. Что такое функциональные стили и чем обусловлено их наличие?

2. Назовите основные отличия и сферу употребления каждого стиля.

3. Существует ли различие между устной и письменной формами официально-делового стиля (оформление, композиция, языковые средства) В чём основное различие между конспектом и тезисами, докладом и рефератом, курсовой работой и дипломным сочинением?

4. Особенности научного стиля: его разновидности.

5. Виды научных текстов (конспект, тезисы, доклад, реферат, курсовая работа, дипломное сочинение).

6. Особенности публицистического стиля.

7. Правила оформления деловых писем.

8. Особенности разговорного стиля.

9. Влияние СМИ на языковые пристрастия общества.

Тема 4. Речевые ошибки и их исправление

1. Приведите примеры различныхтипов речевых ошибок: а) лексических и фразеологических; б) морфологических; в) синтаксических. г) стилистических.

Оформление титульного листа

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА» (МИИТ)

РОАТ

Кафедра «Иностранные языки»

Дисциплина «Русский язык и культура речи»

Контрольная работа №1

Вариант-№ __________

Студент: ____________________________________

Шифр______________________________________

Курс:_______________________________________

Специальность: _______________________________

Факультет: ____________________________________

Дата сдачи работы:______________________________

Работу проверила: преподаватель кафедры "Иностранные языки" __________________________ И.Е. Хантурова «______»______201___год

201__ -201__ учебный год

Контрольная работа №-1

Вариант-1

Задание 1. Расставьте ударение в словах.

Алфавит, алкоголь, бензопровод, верование, генезис, договор, жалюзи, завсегдатай, каталог, квартал, обеспечение, щавель, электропривод, грушевый, откупорить, осведомить, давнишний, плесневеть, избалованный, кухонный, оптовый, задолго, издавна, избаловать, закупорить, звонить, принудить, уведомить, усугубить, черпать.

Задание 2. Расставьте ударение в следующих словах. Составьте предложения.

Видение (способность видеть)- видение (мираж, призрак)

Характерный (упрямый, своенравный)- характерный (особенный)

Задание 3.Образуйте от данных слов формы именительного падежа множественного числа.

Адрес, берег, бухгалтер, вексель, директор, договор, инструктор, катер, лектор, почерк, торт, поезд, якорь.

Задание 4. От приведенных слов образуйте родительный падеж множественного числа.

Абрикос, ананас, баклажан, банан, басни, грузин, килограмм, мандарин, носки, полотенца, простынь, сапоги, туфли, чулки, яблони.

Задание 5. Вставьте пропущенные буквы. Обоснуйте выбранное вами окончание.

1)Рядом с торговым центром открыт… кафе-столовая. 2)Плетен… кресло-качалка стоял… на террасе. 3) Театр Табакова воспитал… немало талантливых актеров. 4) Архитектор Серова рассказал… корреспондентам о проекте нового жилого комплекса. 5) Российская творческая интеллигенция, в частности киноработники, был… отмечен… наградами правительства. 6) Все, даже мама, был… сегодня против него. 7) «Фигаро»(журнал) опубликовал… новые сведения о похищении французского бизнесмена. 8) На экзамен пришл… всего два студента. 9) Большинство голосовал… за предложенный бюджет. 10) Его самолюбие, точнее эгоизм, неприятно поразил… всех. 11) Большинство спортсменов был… готов… к новым играм. 12) Большинство игроков команды борол…сь за победу самоотверженно. 13) Полмесяца прошл… с тех пор, как начались экзамены.

Задание 6. Составьте предложения с опорой на следующие пары словосочетаний, используя предлоги благодаря, из-за, по причине, вследствие, в связи с … .

Срыв поставок – расторжение договора; эффективная работа отдела рекламы – повышение спроса на выпускаемую продукцию.

Задание 7.Образуйте падежные окончания числительных.

1) Прибыл поезд с 287 экскурсантами. 2) Длина окружности равна 422 (сантиметр) 3) Из 596 вычесть 387. 4) К 1778 прибавить 852.

Задание 8.Найдите нарушения и исправьте их.

1) Об этом мальчике говорят, что он большая плакса. 2) Глаза у собачки прорезались недавно, и один глаз у него был больше другого. 3) Девочка выпила стакан сладкого чаю. 4) Больной попросил сестру налить себе воды. 5) Студент сел, доволен своим ответом. 6) Я обоими руками проголосую за это предложение. 7) Положь дневник в портфель. 8) «Нельзя быть такой попрошайкой,»- говорила я брату. 9) Домой Алеша всегда возвращался к полудню; он устал и проголодался. 10) Менее правильнее решена вторая задача контрольной работы. 11) В 19… году на предприятие были приняты 21 специалист. 12) Сотня спортсменов разбежались по стадиону в разные стороны.

Задание 9. Подберите антоним выделенному слову.

Абитуриенты продемонстрировали на вступительных экзаменах глубокие знания.

Рыбак с трудом оттолкнуллодку от берега.

Он принял это сообщение с удивительным спокойствием.

Игорь оказался одаренным учеником.

Задание 10.Найдите синонимичные фразеологизмы.

Море по колено. 1) и горя мало

2) со спокойной совестью

3) сесть в лужу

4) сам себе хозяин

Переливать из пустого в порожнее. 1) напустить туману

2) терять голову

3) ломать комедию

Задание 11.

1.Выпишите фразеологизмы, характеризующие человека с отрицательной стороны: водой не разольешь, душа нараспашку, взятки гладки, растопить лед, от большого ума, схватывать на лету.

2.Выпишите фразеологизмы, характеризующие человека с положительной стороны: широкая натура, мал да удал, потом и кровью, горит в руках, схватывать на лету, мое дело сторона, попасть пальцем в небо.

Задание 12.Раскройте скобки, поставьте существительное в нужном падеже.

Согласно(приказ директора, постановление правительства, желание большинства).

Благодаря(помощь и поддержка друзей, успешное стечение обстоятельств, забота родителей).

Вопреки(ожидание, здравый смысл, мнение большинства, советы врача).

Задание 13.Какие функциональные стили русского языка представлены?

Текст 1. Девальвация - обесценивание национальной валюты, выражающиеся в снижении ее курса по отношению к иностранным валютам и международным счетным денежным единицам, ранее - к золоту. Причины девальвации – инфляция, неравномерность ее развития в отдельных странах, дефицитность платежного баланса. Понятие девальвации в процессе эволюции претерпело значительные изменения.

Текст 2. События, начавшиеся 17 августа, долго еще будут будоражить страну. Тем более что к экономическому кризису 23 августа добавился кризис политический. И даже для неискушенного наблюдателя стало очевидным, что Россия находится в тяжелейшем положении. По мнению многих западных политиков, возникла реальная угроза отхода России с пути реформ и демократии.

Текст 3. С благодарностью подтверждаем получение Вашего письма с приложенными каталогами и сообщаем, что этот информационный материал мы направили на рассмотрение нашим заказчикам. В случае проявления ими интереса к изделиям Вашей фирмы, мы Вам сообщим об этом дополнительно.

Текст 4. По крайнему в степи проулку январским вечером 1930 года въехал в хутор Гремячий Лог верховой. Возле речки он остановил усталого, курчаво заиневшего в пахах коня, спешился. Над чернью садов, тянувшихся по обеим сторонам узкого проулка, над островами тополевых левад высоко стоял ущербленный месяц. В проулке было темно и тихо. Где-то за речкой голосисто подвывала собака, желтел огонек.

Текст 5. – Ой, глянь-ко, что это?

- А! То тюлень. Тюлень, сынок, подплыл на нас поглядеть.

- Знаю. А где он живет?

- В море живет. Днем рыбу промышляет, а ночью к берегу плывет, на камнях спит в местах глухих…

- А почто его бьют? Его ведь не едят.

- Шкура у него хороша и жиру много.

Задание 13. Определите средства художественной выразительности в приведенных ниже примерах.

1. Вино лилось рекой.

2. Беспокойная ласковость взгляда,

И поддельная краска ланит,

И убогая роскошь наряда –

Все не в пользу ее говорит. (Некрасов)

3. Смерть и бессмертье, жизнь и погибель

И деве и сердцу ничто. (Лермонтов)

Задание 14.Напишите сочинение-рассуждение на тему: « Просторечие или литературный язык. Что сильнее?»

Теоретический вопрос.Дайте определение понятию «языковая норма». Назовите основные признаки нормы.

Контрольная работа №-1

Вариант-2

Задание 1.Прочитайте приведенный отрывок и определите к какому функциональному стилю он принадлежит. Докажите принадлежность текста к данному стилю (перечислите основные особенности данного стиля с примерами из текста). Расставьте знаки препинания.

При предъявлении претензий по количеству и качеству поставленного товара поставляющая Сторона в обязательном порядке прилагает к заявлению о претензии следующие обосновывающие ее документы транспортный документ а в соответствующих случаях и коммерческий акт составленный органами транспорта рекламационный акт составленный с участием представителя Стороны получающей товар официальной контрольной организации Стороны получающей товар.

Определить стилистическую принадлежность приведённых слов. В трудных случаях использовать словарь:

Отчизна, бард, наудалую, потеха, очи, глупый, щуплый, поджилки, вкушать, ледышка, зажилить, глубокоуважаемый, в силу того что, анонс, приватизация, лапоть, уста, историк, нижеподписавшийся, консенсус, прекрасный, метла, повелитель, ограничитель, чебурахнуться, очарованный, лес, идти, очернить, теодолит.

Образец выполнения:

Официально-деловой стиль Научный стиль Публицистический стиль Разговорный стиль Литературно-художественный стиль Нейтральный стиль (межстилевая лексика)
нижеподписавшийся          

Задание 2.Объясните значение иноязычных слов (устно). Подберите к ним вариант из русского языка. Составьте предложения с выделенными словами. При выполнении задания использовать словарь иностранных слов.

Альтернатива, анахронизм, анимация, апологет, бомонд, брифинг, вернисаж, дайджест, инсинуация, кампания, имидж, дезавуировать, декларативный, диаспора, моветон, мимикрия, пиетет.

Задание 3.Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Пос…дел мужчина, пос..деть на скамейке, разр..дить морковь, разр…дить ружье, прим…рять друзей, прим…рять платье, просв…щение, посв…тить стихи, разв…вать тему, разв…ваться над крышей, раздр…жать окружающих, з..мл..тр…сение.

Задание 4.Спишите слова, поставьте в них ударение. В трудных случаях использовать словарь.

Агент, банты, баловать, брелоки, валовой, вероисповедание, воспринял, вручит, газопровод, гербы, с деньгами, диспансер, досуг, закупоривать, запломбированный (зуб), звонят, каталог, квартал, колледж, кремов, начать, обеспечение, одновременно, электропровод.

Задание 5.

Определите, какие семантические отношения связывают приведенные в парах слова.

Прелестный – очаровательный, я лечу самолетом- я лечу больного, шутливо – серьезно, скупой – жадный , сломанный – сломленный, проселочная дорога – дорога как память, противотанковая мина – капризная мина, живая рыба – живой ум.

Задание 6. Составьте предложения с паронимами.

Добрый – добротный, понятный - понятливый, конструкторский – конструктивный, земляной - земельный, усложнить-осложнить.

Задание 7. Образуйте от данных слов формы множественного числа именительного падежа.

Возраст, джемпер, договор, инженер, ордер, паспорт, якорь.

Образуйте от данных слов формы множественного числа родительного падежа.

Ботинок, валенок, баклажан, мандарин, томат, макарон, басня, георгин, свеча, ясли.

Выберите правильный вариант ответа.

Секретарь (выдал, выдала) нам справки.

Смогли обеспечить всем необходимым (обоих, обеих) дочерей.

На выполнение задания не хватило (троих, трех) суток.

Не хватает (сто двадцати, ста двадцати) рублей.

Вместо точек употребите один из синонимов, приведенных в скобках.

По приглашению друзей мне … ( довестись, посчастливиться, прийтись) … (побывать в, посетить) Праге.

Просклоняйте числительные в составе с существительными.

63 процента, 2346 страниц, 1915 год

Определите род. Составьте предложения с выделенными словами.

УКВ, НИИ, РФ, США, ФБР, СТС, МКАД, ЗАГС, МВФ, ЕС, СНГ, РЖД, МИИТ, МВД, НТВ, ЭВМ, МРОТ.

Наши рекомендации