Под редакцией Е.Н. Степанова
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие | |
Глава I. Изучение эффективности воспитательного процесса | |
Глава II. Методики, методики, методики | |
2.1. Методики для изучения процесса и результатов развития личности учащегося | |
2.1.1. Методика «Пословицы» | |
2.1.2. Тест «Размышляем о жизненном опыте. | |
2.1,3. Адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников | |
2.1.4. Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности. | |
2.1.5. Методика «Ситуация выбора» | |
2.1.6. Методика «Акт добровольцев» | |
2.1.7. Методика «Цветик-семицветик» | |
2.1.8. Методика определения общественной активности учащихся | |
2.1.9. Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся | |
2.1.10. Методика диагностики уровня творческой активности учащихся | |
2.1.11. Смотр-конкурс «Ученик года | |
2.1.12. Методика «Составление расписания | |
2.1.13. Методика «Диагностическая контрольная работа» | |
2.1.14. Школьный тест умственного развития (ШТУР) | |
2.1.15. Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии . | |
2.1.16. Методика для изучения социализированности личности учащегося. | |
2.1.17. Игра «Магазин» | |
2.1.18. Методика «Репка» . | |
2.2. Методики диагностики сформированности коллектива | |
2.2.1. Методика «Выявление мотивов участия учащихся в делах классного и общешкольного коллектива» | |
2.2.2. Методика «Мы — коллектив? Мы — коллектив. Мы — коллектив!» | |
2.2.3. Методика «Социально-психологическая самоаттестация коллектива | |
2.2.4. Методика «Какой у нас коллектив» | |
«Песчаная россыпь» | |
«Мягкая глина» | |
2.2.5. Игра «Морские командные учения» | |
Обоснование правильного ранжирования предметов | |
2.2.6. Социометрия | |
2.2.7. Методика «Наши отношения» | |
2.2.8. Методика «Психологическая атмосфера в коллективе» | |
2.2.9. Анкета для старшеклассников | |
2.2.10. Методика Сочинения учащихся | |
2.2.11. Методика для изучения степени развития основных компонентов педагогического взаимодействия. | |
2.2.12. Методика «Выбор педагога в разных жизненных ситуациях» | |
2.2.13. Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе . | |
2.3. Методики для исследования удовлетворенности педагогов, учащихся и родителей организацией воспитательного процесса и жизнедеятельностью в учебном заведении | |
2.3.1. Анкета выпускника | |
2.3.2. Анкета для учащихся старших классов | |
2.3.3. Анкета для учащихся 7—11-х классов | |
2.3.4. Экспериментальная методика изучения объяснения школьником факторов собственного развития. | |
2.3.5. Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью | |
2.3.6. Комплексная методика для изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения — | |
2.3.7. Анкета «Ваше мнение | |
2.3.8. Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения | |
2.3.9. Методика изучения удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении.-, | |
Литература |
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС:
ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Методические рекомендации
Под редакцией Е.Н. Степанова
Творческий Центр
Москва 2001
ББК 74.200 В60
Авторы-составители: Е.Н. Степанов, Л.В. Бай-бородова, А. А. Андреев, С.М. Петрова.
В книге использованы материалы, подготовленные Б.С. Алишевым, М.К. Беловой, Н.М. Витковской,Л.А. Во-ловичем, Л.Г. Жедуновой, И.А, Забусласвой, В.М. Ивановой, М.Г. Казакиной, Л.В. Краснобаевой, О.А. Лепневой, О.В. Лишиным, А.Н. Лутошкиным, В.Н. Максимовой, Р.С. Немовым, Р.В. Овчаровой, Т.В. Павловой, М.И. Рожковым, К. Рудестамом, О,В, Соловьевым, Е.А. Тимошко, Ю.С. Тюнниковым, В.Б. Успенским, Н.Е. Щурковой.
В60 Воспитательный процесс:изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е. Н. Степанова.- М.: ТЦ «Сфера», 2001 - 128с. ISBN 5-89144-153-5
В книге кратко изложены теоретические и технологические аспекты изучения эффективности воспитательного процесса, представлены методики для исследования результативности процесса развития личности ребенка, формирования школьного и классных коллективов, определения степени удовлетворенности педагогов, учащихся и родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения, организацией и результатами процесса воспитания.
Методические рекомендации адресованы педагогам и руководителям учреждений образования, студентам педвузов и слушателям ИПК, научно-методическим работникам.
ББК 74.200
ISBN 5-89144-153-5 © 000 «ТЦ Сфера». 2000
ПРЕДИСЛОВИЕ
Определение эффективности воспитательного процесса относится к числу наиболее сложных педагогических проблем. Когда начинаешь размышлять над этой проблемой, то в сознании почему-то возникают две странные картинки. На первой из них изображен уверенный в себе человек, одетый в светлый халат и держащий в руках логарифмическую линейку, которая как бы символизирует его огромные возможности в познании и преобразовании всего окружающего. Трудно понять, кто по профессии этот человек — врач, инженер или кто-то другой? Но одно очевидно, что с помощью своей линейки он готов сейчас же с точностью до нескольких десятых или даже сотых долей сделать «замеры» душевности и духовности своего пациента, измерить его интеллект, волю, эмоции и чувства. А вот на другой картинке предстает его противоположность — сгорбившийся человек, украдкой смотрящий вперед, полный сомнения, боязни и нерешительности. Из его уст можно услышать лишь слова с частицей отрицания: не надо, не трогай, не делай и т.п. Такой человек уж точно не станет изучать другого.
Странные картинки... А может, и нет, ведь эти образы характерны для сегодняшней ситуации с диагностикой результатов воспитательного процесса, когда на одном полюсе педагогической практики находятся учителя, которые хотят и пытаются измерить все, что можно и нельзя, а на другом — педагогические работники, которые не верят в возможности диагностики и не желают овладевать ее приемами и методами.
Обращение к научно-методической литературе показывает, что вопросу изучения эффективности воспитательного процесса посвящено большое количество публикаций, Одна-
ко до сих пор остается немало белых пятен в теории, методике и практике диагностики результативности воспитательной деятельности. Необходимость разработки новых подходов к изучению эффективности процесса воспитания учащихся обусловлена рядом причин, из которых три обстоятельства являются наиболее важными. Во-первых, в последние годы претерпевает значительные изменения методологическая основа теории воспитания. Ранее многие теоретические положения о воспитании основывались на марксистско-ленинской теории, документах КПСС, поэтому не случайно содержательные аспекты диагностики эффективности воспитательного процесса были детерминированы партийно-государственными установками (установками сверху). Во-вторых, в последнее десятилетие существенно изменилась практика воспитания ребенка. На смену социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру подхода к построению воспитательного процесса пришла парадигма гуманистического, личностно ориентированного воспитания. В соответствии с этой парадигмой надо внести значительные коррективы в диагностико-результативный компонент воспитательной деятельности. В-третьих, с каждым годом обогащается теоретический, методический и практический арсенал психолого-педагогической диагностики, что позволяет усовершенствовать диагностический инструментарий исследования эффективности воспитательного процесса. Если ранее диагностика результативности воспитания строилась чаще всего на основе педагогического наблюдения и экспертной оценки, то сейчас существует обширная палитра диагностических методик.
Эти обстоятельства побудили нас выразить свою точку зрения на эффективность процесса воспитания, на подходы и способы диагностики результатов воспитательной деятельности. В научных дискуссиях и опытно-экспериментальной работе рождались страницы предлагаемой читателю брошюры. Условно данную книгу можно разделить на две части. В первой главе «Изучение эффективности воспитательного процесса» изложены теоретические положения, которые составляют концептуальную основу изучения результативности воспитательного процесса в образовательном учреждении, а также описаны технологические аспекты осуществления диагностического исследования. Вторая глава «Ме
тодики, методики, методики...» представляет, собой собрание приемов и методов диагностики результативности воспитательной деятельности, с помощью которых можно получить достоверную информацию о развитии личности учащегося, формировании ученического коллектива, наличии или отсутствии у педагогов, учащихся и родителей чувства удовлетворенности жизнедеятельностью учебного заведения и результатами процесса воспитания. Здесь помещены уже известные и совершенно новые методики, которые адресуются прежде всего тем, кто непосредственно занимается воспитательной деятельностью, т.е. классному руководителю, заместителю директора учреждения образования по воспитательной работе, педагогу-организатору.
Завершая вступительное слово к читателю, авторы считают необходимым подчеркнуть, что каждый из нас отчетливо осознает сложность рассматриваемой проблемы и понимает, что пока не представляется возможным ее полное и детальное освещение, поэтому в брошюре предложены разработки лишь некоторых аспектов диагностики эффективности воспитательного процесса.
Глава I
ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Большинство педагогов стремятся определить эффективность своего труда и тех процессов, с которыми связана их профессиональная деятельность. К числу наиболее важных процессов, входящих в сферу профессиональной педагогической деятельности, относится воспитательный. Руководители и педагоги образовательных учреждений пытаются выявить эффективность процесса воспитания учащихся. У одних эти попытки оказываются удачными, у других — безуспешными. К сожалению, преобладают неудачные. Нередко педагогические работники не могут точно и убедительно ответить на такие вопросы: 1) Что такое эффективность воспитательного процесса и как можно ее определить?
2) Какие диагностические средства следует использовать?
3) Каким образом анализируется и хранится полученная в ходе изучения информация?
Постараемся ответить на эти вопросы, чтобы помочь педагогам избежать неудач в изучении процесса и результатов воспитательной деятельности.
Сначала необходимо определить понятие «эффективность воспитательного процесса». Если обратиться за подсказкой к справочной литературе, то в большинстве источников содержание понятия эффективности раскрывается посредством таких слов, как действенный, результативный, дающий эффект. В педагогических публикациях под эффективностью воспитательного процесса, как правило, понимается действенность, результативность воспитательной работы, способность обеспечить достижение цели. Ученые предлагают ее определять как отношение достигнутого результата к целевым ориентирам воспитательной деятельности. Они советуют произвести и еще одну операцию — соотнести полученные результаты с достижениями прошлых лет, чтобы стали более очевидными тенденции происходящих изменений. Таким образом, эффективность воспитательного процесса— это со-
отнесенность полученных результата» с целями а прошлыми достижениями в воспитательной практике.
Теперь следует назвать те теоретические положения, которые можно рассматривать в качестве принципов (главных требований, основных правил) построения деятельности педагогов по изучению эффективности процесса воспитания. Можно назвать следующие положения:
1. Методологическим основанием деятельности по определению эффективности воспитательной работы является парадигма личностно-ориентированного образования и воспитания, в которой личность ребенка рассматривается как цель, субъект и результат воспитательного процесса.
2. При отборе критериев, показателей и методик изучения эффективности воспитательной деятельности необходимо использовать системный подход, позволяющий установить взаимосвязь оценочно-результативного компонента с целями, задачами, содержанием и способами организации педагогического процесса. Надо отказаться от исследоdания результативности процесса воспитания учащихся путем случайного подбора диагностических средств, в основе которого лежит субъективное отношение к инструментарию изучения: нравится или не нравится та или иная методика.
3. Диагностика результатов развития личности учащегося является главным содержанием деятельности по определению эффективности воспитательного процесса. Основное предназначение воспитания заключается в его развивающем влиянии, поэтому только происходящие изменения в личности ребенка могут свидетельствовать об эффективности данного процесса.
4. Диагностика изменений ситуации развития ребенка в течение нескольких лет, а не одноразовые срезы, пусть даже очень глубокие и детальные, должна лежать в основе разработки рекомендаций и выводов по результатам изучения эффективности воспитательного процесса. Целесообразно проводить многолетнее диагностическое исследование с неизменными критериями и методиками на протяжении всего периода изучения. В этой связи следует продумать и создать систему хранения и интерпретации получаемой в течение. нескольких лет информации.
5. В ходе диагностики необходимо определить наиболее эффективные педагогические средства и те формы и спосо-
бы организации воспитательного процесса, которые в-наименьшей степени повлияли на развитие личности учащихся,
6. Оценочно-результативный компонент воспитательной деятельности в конкретном учебном заведении должен обладать единичными, особенными и общими чертами, детерминированными неповторимостью образовательного учреждения и окружающей его социальной и природной среды, спецификой типа учебного заведения, характером воспитательных отношений в нем.
7. Диагностический инструментарий не должен быть громоздким и требовать большого количества времени и сил для подготовки и проведения изучения, обработки получаемых результатов.Однако необходимо помнить, что ориентация на использование в процессе изучения только экспресс-методик не всегда является оправданной, так как получение выигрыша во времени нередко происходит за счет снижения качества получаемой информации.
8. Необходима максимальная включенность педагогов в диагностический процесс. Это способствует повышению качества диагностики, сокращению затрат времени у главных организаторов изучения, расширению возможностей ознакомления учителей, учащихся и родителей с результатами проведенного исследования.
9. Процесс изучения эффективности воспитательной деятельности не должен причинить вреда испытуемым, а его результаты не могут стать средством административного давления на педагога, родителя или учащегося. В противном случае станет невозможным получение достоверных результатов на последующих этапах диагностики. При проведении диагностического исследования необходимо соблюдение педагогического такта. Недопустимо без согласия испытуемых публичное оглашение ответов на вопросы анкеты или беседы, сообщение результатов, которые унижают достоинство отдельных учителей или школьников.
На основе перечисленных положений, являющихся стратегическими ориентирами в организации диагностического исследования, разрабатывается технология изучения эффективности воспитательного процесса. При разработке технологических аспектов необходимо определить что, как и когда диагностируется, кто является организатором и участником изучения.
Алгоритм изучения эффективности процесса воспитания можно представить следующим образом:
• определение цели и задач изучения;
• подбор критериев и показателей для определения результативности процесса воспитания учащихся;
• выбор методик изучения;
• подготовка диагностического инструментария;
• исследование испытуемых;
• обработка и интерпретация результатов исследования;
• анализ, оценка и обсуждение результатов изучения.
Чтобы более ясно и детально представить содержание и способы деятельности организаторов и участников диагностики, следует описать каждый этап диагностического процесса.
Определение цели и задачизучения. Основная цель изучения заключается в выявлении способности учреждения образования или его структурного подразделения содействовать развитию личности ребенка. В зависимости от уровня сформированности данной способности можно определить и степень эффективности воспитательного процесса: чем более высок уровень сформированности способности, тем выше его эффективность, и наоборот. В качестве частных задач изучения могут быть избраны следующие:
• выявить уровень воспитанности выпускников учебного заведения;
• выяснить степень влияния отдельных педагогических средств на личность ребенка и процесс его развития;
• получить информацию о результативности работы классных руководителей;
• определить степень удовлетворенности учащихся, педагогов и родителей воспитательным процессом и его результатами.
Подбор критериев и показателей. Данный этап является одним из важнейших, так как на нем определяются конкретные характеристики и индикаторы, позволяющие в дальнейшем делать обоснованные суждения о результативности процесса воспитания учащихся. Содержание критериев и показателей эффективности воспитательного процесса, как было ранее нами отмечено, обусловлено комплексом целей и задач, решаемых школьным коллективом или отдельным-
педагогом. Каждая цель и задача должны быть подкреплены определенной совокупностью критериев и показателей, на основе которых можно было бы судить об успешности реализации целевых ориентиров.
Так как целевые ориентиры и другие компоненты воспитательной деятельности направлены прежде всего на содействие развитию личности ребенка, то в качестве основных критериев и показателей избираются либо воспитанность учащихся, либо сформированность основных потенциалов личности школьников, либо их интеллектуальная, нравственная и физическая развитость. Например, в одной сельской школе для проверки успешности реализации целевых ориентиров в интеллектуальном, нравственном и физическом развитии были избраны следующие критерии и показатели.
Критерии | Показатели |
I. Интеллектуальная развитость учащегося. | 1. Освоенность учащимися образовательной программы. 2. Развитость познавательных процессов и интересов личности. 3. Сформированность учебной деятельности. |
II. Нравственная развитость учащегося. | 1. Сформированность основных нравственных качеств (отношений) личности ребенка. 2. Социальная активность учащихся. |
III. Физическая развитость учащегося. | 1. Состояние здоровья ребенка. 2. Овладение навыками личной гигиены. 3. Развитость силы, быстроты, ловкости, выносливости и гибкости. |
Следует признать продуктивным избранный в некоторых образовательных учреждениях подход к определению критериев и показателей эффективности воспитательного процесса на основе разработанного педагогами, учащимися и родителями образа выпускника учебного заведения. В данном случае критерии и показатели могут быть следующими.
Критерии I. Сформированность познавательного потенциала личности выпускника. | Показатели 5. Обученность учащихся. 2. Развитость мышления. 3. Познавательная активность. |
II. Сформированность нравственного потенциала личности выпускника. | 1. Нравственная направленность. 2. Сформированность отношений личности выпускника к Родине, обществу, семье, школе, классному коллективу, себе, природе, учебе и труду. |
III. Сформированность коммуникативного потенциала личности выпускника. | 1. Коммуникабельность. 2. Сформированность коммуникативной культуры учащегося. |
IV. Сформированность эстетического потенциала личности выпускника. | Развитость чувства прекрасного и других эстетических чувств. |
V. Сформированность физического потенциала личности выпускника. | 1. Состояние здоровья учащихся выпускных классов. 2. Развитость физических качеств. |
Нередко критериями и показателями эффективности воспитательного процесса становятся сформированность общешкольного коллектива, удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в учебном заведении, что помогает оценить результативность работы по созданию в образовательном учреждении благоприятного нравственно-психологического климата. Наряду с перечисленными используются и другие критерии и показатели, которые в наибольшей степени отражают специфику учебного заведения и своеобразие осуществляемого в нем воспитательного процесса. Количество критериев и показателей не должно быть большим, при их определении надо исходить из требований необходимости и достаточности.
В качестве еще одного примера назовем критерии и показатели, избранные педагогическим коллективом школы-
лаборатории № 18 г. Пскова для исследования эффективности создаваемой воспитательной системы школы.
Критерии I.Самоактуализированность личности Учащегося. | Показатели 1. Умение и стремление к познанию, проявлению и реализации своих способностей. 2. Креативность личности ребенка, наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности. 3. Выбор нравственных форм и способов самореализации и самоутверждения. 4. Наличие положительной самооценки, уверенности в своих силах и возможностях. 5. Обладание способностью к рефлексии. |
II. Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе. | 1. Комфортность, защищенность личности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе. 2. Удовлетворенность педагогов содержанием, организацией и условиями трудовой деятельности, взаимоотношениями в школьном сообществе. 3. Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания своего ребенка, его положением в школьном коллективе. |
III. Конкурентоспособность учебного заведения. | 1. Усвоение учащимися образовательной программы. 2. Поступление выпускников школы в высшие учебные заведения. 3. Участие учащихся и педагогов в смотрах, конкурсах, соревнованиях. 4. Отток учащихся в другие учебные заведения. 5. Репутация образовательного учреждения. |
Выбор методик изучения. К работе на этом этапе следует приступать только после определения критериев и показателей эффективности процесса воспитания. Подбор методик не должен быть случайным — выбор их необходимо производить в соответствии с избранными критериями и показателями. Диагностика воспитательного процесса является новой отраслью педагогической науки. Однако уже накоплено значительное количество диагностических методик, которые можно использовать в исследовательской и практической деятельности педагогов. При изучении эффективности воспитательной работы целесообразно использовать следующие методики:
Аспекты изучения I. Сформированность познавательного потенциала личности учащегося. | Диагностические средства 1. Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости. 2. Методики изучения развития познавательных процессов личности ребенка. 3. Школьный тест умственного развития (ШТУР). 4. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся. 5. Педагогическое наблюдение. |
II. Сформированность нравственного потенциала личности учащегося. | I. Тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте» для определения нравственной направленности личности. 2. Методика С.М. Петровой «Пословицы» для определения направленности личности. 3. Методики Б.П. Битинаса и М.И. Шиловой для изучения воспитанности учащихся. 4. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся. 5. Педагогическое наблюдение. |