Под редакцией Е.Н. Степанова

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие    
Глава I. Изучение эффективности воспитательного процесса    
Глава II. Методики, методики, методики    
2.1. Методики для изучения процесса и результатов развития личности учащегося    
2.1.1. Методика «Пословицы»    
2.1.2. Тест «Размышляем о жизненном опыте.    
2.1,3. Адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников    
2.1.4. Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности.    
2.1.5. Методика «Ситуация выбора»    
2.1.6. Методика «Акт добровольцев»    
2.1.7. Методика «Цветик-семицветик»    
2.1.8. Методика определения общественной активности учащихся    
2.1.9. Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся    
2.1.10. Методика диагностики уровня творческой активности учащихся    
2.1.11. Смотр-конкурс «Ученик года    
2.1.12. Методика «Составление расписания    
2.1.13. Методика «Диагностическая контрольная работа»    
2.1.14. Школьный тест умственного развития (ШТУР)    
2.1.15. Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии .    
2.1.16. Методика для изучения социализированности личности учащегося.    
2.1.17. Игра «Магазин»    
2.1.18. Методика «Репка» .    
2.2. Методики диагностики сформированности коллектива    
2.2.1. Методика «Выявление мотивов участия учащихся в делах классного и общешкольного коллектива»    
2.2.2. Методика «Мы — коллектив? Мы — коллектив. Мы — коллектив!»    
2.2.3. Методика «Социально-психологическая самоаттестация коллектива    
2.2.4. Методика «Какой у нас коллектив»    
«Песчаная россыпь»    
«Мягкая глина»    
2.2.5. Игра «Морские командные учения»    
Обоснование правильного ранжирования предметов    
2.2.6. Социометрия    
2.2.7. Методика «Наши отношения»    
2.2.8. Методика «Психологическая атмосфера в коллективе»    
2.2.9. Анкета для старшеклассников    
2.2.10. Методика Сочинения учащихся    
2.2.11. Методика для изучения степени развития основных компонентов педагогического взаимодействия.    
2.2.12. Методика «Выбор педагога в разных жизненных ситуациях»    
2.2.13. Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе .    
2.3. Методики для исследования удовлетворенности педагогов, учащихся и родителей организацией воспитательного процесса и жизнедеятельностью в учебном заведении    
2.3.1. Анкета выпускника    
2.3.2. Анкета для учащихся старших классов    
2.3.3. Анкета для учащихся 7—11-х классов    
2.3.4. Экспериментальная методика изучения объяснения школьником факторов собственного развития.    
2.3.5. Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью    
2.3.6. Комплексная методика для изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения —    
2.3.7. Анкета «Ваше мнение    
2.3.8. Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения    
2.3.9. Методика изучения удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении.-,    
Литература    

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС:

ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Методические рекомендации

Под редакцией Е.Н. Степанова

Творческий Центр

Москва 2001

ББК 74.200 В60

Авторы-составители: Е.Н. Степанов, Л.В. Бай-бородова, А. А. Андреев, С.М. Петрова.

В книге использованы материалы, подготовленные Б.С. Алишевым, М.К. Беловой, Н.М. Витковской,Л.А. Во-ловичем, Л.Г. Жедуновой, И.А, Забусласвой, В.М. Ивано­вой, М.Г. Казакиной, Л.В. Краснобаевой, О.А. Лепневой, О.В. Лишиным, А.Н. Лутошкиным, В.Н. Максимовой, Р.С. Немовым, Р.В. Овчаровой, Т.В. Павловой, М.И. Рож­ковым, К. Рудестамом, О,В, Соловьевым, Е.А. Тимошко, Ю.С. Тюнниковым, В.Б. Успенским, Н.Е. Щурковой.

В60 Воспитательный процесс:изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е. Н. Степа­нова.- М.: ТЦ «Сфера», 2001 - 128с. ISBN 5-89144-153-5

В книге кратко изложены теоретические и технологи­ческие аспекты изучения эффективности воспитательного процесса, представлены методики для исследования ре­зультативности процесса развития личности ребенка, фор­мирования школьного и классных коллективов, опреде­ления степени удовлетворенности педагогов, учащихся и родителей жизнедеятельностью образовательного учреж­дения, организацией и результатами процесса воспитания.

Методические рекомендации адресованы педагогам и руководителям учреждений образования, студентам пед­вузов и слушателям ИПК, научно-методическим работ­никам.

ББК 74.200

ISBN 5-89144-153-5 © 000 «ТЦ Сфера». 2000

ПРЕДИСЛОВИЕ

Определение эффективности воспитательного процесса относится к числу наиболее сложных педагогических про­блем. Когда начинаешь размышлять над этой проблемой, то в сознании почему-то возникают две странные картинки. На первой из них изображен уверенный в себе человек, одетый в светлый халат и держащий в руках логарифмиче­скую линейку, которая как бы символизирует его огром­ные возможности в познании и преобразовании всего окру­жающего. Трудно понять, кто по профессии этот человек — врач, инженер или кто-то другой? Но одно очевидно, что с помощью своей линейки он готов сейчас же с точностью до нескольких десятых или даже сотых долей сделать «заме­ры» душевности и духовности своего пациента, измерить его интеллект, волю, эмоции и чувства. А вот на другой картинке предстает его противоположность — сгорбивший­ся человек, украдкой смотрящий вперед, полный сомне­ния, боязни и нерешительности. Из его уст можно услы­шать лишь слова с частицей отрицания: не надо, не трогай, не делай и т.п. Такой человек уж точно не станет изучать другого.

Странные картинки... А может, и нет, ведь эти образы характерны для сегодняшней ситуации с диагностикой ре­зультатов воспитательного процесса, когда на одном полю­се педагогической практики находятся учителя, которые хотят и пытаются измерить все, что можно и нельзя, а на другом — педагогические работники, которые не верят в возможности диагностики и не желают овладевать ее при­емами и методами.

Обращение к научно-методической литературе показыва­ет, что вопросу изучения эффективности воспитательного процесса посвящено большое количество публикаций, Одна-

ко до сих пор остается немало белых пятен в теории, методи­ке и практике диагностики результативности воспитатель­ной деятельности. Необходимость разработки новых подходов к изучению эффективности процесса воспитания учащихся обусловлена рядом причин, из которых три обстоятельства являются наиболее важными. Во-первых, в последние годы претерпевает значительные изменения методологическая ос­нова теории воспитания. Ранее многие теоретические поло­жения о воспитании основывались на марксистско-ленинской теории, документах КПСС, поэтому не случайно со­держательные аспекты диагностики эффективности воспитательного процесса были детерминированы партийно-государственными установками (установками сверху). Во-вто­рых, в последнее десятилетие существенно изменилась прак­тика воспитания ребенка. На смену социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру подхода к по­строению воспитательного процесса пришла парадигма гу­манистического, личностно ориентированного воспитания. В соответствии с этой парадигмой надо внести значительные коррективы в диагностико-результативный компонент вос­питательной деятельности. В-третьих, с каждым годом обо­гащается теоретический, методический и практический арсе­нал психолого-педагогической диагностики, что позволяет усовершенствовать диагностический инструментарий иссле­дования эффективности воспитательного процесса. Если ра­нее диагностика результативности воспитания строилась чаще всего на основе педагогического наблюдения и экспертной оценки, то сейчас существует обширная палитра диагности­ческих методик.

Эти обстоятельства побудили нас выразить свою точку зрения на эффективность процесса воспитания, на подходы и способы диагностики результатов воспитательной деятель­ности. В научных дискуссиях и опытно-экспериментальной работе рождались страницы предлагаемой читателю брошю­ры. Условно данную книгу можно разделить на две части. В первой главе «Изучение эффективности воспитательного процесса» изложены теоретические положения, которые составляют концептуальную основу изучения результатив­ности воспитательного процесса в образовательном учреж­дении, а также описаны технологические аспекты осуще­ствления диагностического исследования. Вторая глава «Ме­

тодики, методики, методики...» представляет, собой собра­ние приемов и методов диагностики результативности вос­питательной деятельности, с помощью которых можно по­лучить достоверную информацию о развитии личности уча­щегося, формировании ученического коллектива, наличии или отсутствии у педагогов, учащихся и родителей чувства удовлетворенности жизнедеятельностью учебного заведения и результатами процесса воспитания. Здесь помещены уже известные и совершенно новые методики, которые адресу­ются прежде всего тем, кто непосредственно занимается вос­питательной деятельностью, т.е. классному руководителю, заместителю директора учреждения образования по воспи­тательной работе, педагогу-организатору.

Завершая вступительное слово к читателю, авторы счи­тают необходимым подчеркнуть, что каждый из нас отчет­ливо осознает сложность рассматриваемой проблемы и по­нимает, что пока не представляется возможным ее полное и детальное освещение, поэтому в брошюре предложены раз­работки лишь некоторых аспектов диагностики эффектив­ности воспитательного процесса.

Глава I

ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Большинство педагогов стремятся определить эффектив­ность своего труда и тех процессов, с которыми связана их профессиональная деятельность. К числу наиболее важных процессов, входящих в сферу профессиональной педагоги­ческой деятельности, относится воспитательный. Руководи­тели и педагоги образовательных учреждений пытаются вы­явить эффективность процесса воспитания учащихся. У од­них эти попытки оказываются удачными, у других — безуспешными. К сожалению, преобладают неудачные. Не­редко педагогические работники не могут точно и убеди­тельно ответить на такие вопросы: 1) Что такое эффектив­ность воспитательного процесса и как можно ее определить?

2) Какие диагностические средства следует использовать?

3) Каким образом анализируется и хранится полученная в ходе изучения информация?

Постараемся ответить на эти вопросы, чтобы помочь пе­дагогам избежать неудач в изучении процесса и результатов воспитательной деятельности.

Сначала необходимо определить понятие «эффективность воспитательного процесса». Если обратиться за подсказкой к справочной литературе, то в большинстве источников содер­жание понятия эффективности раскрывается посредством та­ких слов, как действенный, результативный, дающий эф­фект. В педагогических публикациях под эффективностью воспитательного процесса, как правило, понимается действен­ность, результативность воспитательной работы, способность обеспечить достижение цели. Ученые предлагают ее опреде­лять как отношение достигнутого результата к целевым ори­ентирам воспитательной деятельности. Они советуют произ­вести и еще одну операцию — соотнести полученные резуль­таты с достижениями прошлых лет, чтобы стали более очевидными тенденции происходящих изменений. Таким об­разом, эффективность воспитательного процесса— это со-

отнесенность полученных результата» с целями а прошлы­ми достижениями в воспитательной практике.

Теперь следует назвать те теоретические положения, ко­торые можно рассматривать в качестве принципов (главных требований, основных правил) построения деятельности педагогов по изучению эффективности процесса воспита­ния. Можно назвать следующие положения:

1. Методологическим основанием деятельности по опре­делению эффективности воспитательной работы является парадигма личностно-ориентированного образования и воспитания, в которой личность ребенка рассматривается как цель, субъект и результат воспитательного процесса.

2. При отборе критериев, показателей и методик изучения эффективности воспитательной деятельности необходимо использовать системный подход, позволяющий установить взаимосвязь оценочно-результативного компонента с целями, задачами, содержанием и способами организа­ции педагогического процесса. Надо отказаться от исследоdания результативности процесса воспитания учащихся пу­тем случайного подбора диагностических средств, в основе которого лежит субъективное отношение к инструментарию изучения: нравится или не нравится та или иная методика.

3. Диагностика результатов развития личности учащегося является главным содержанием деятельности по определе­нию эффективности воспитательного процесса. Основное предназначение воспитания заключается в его развиваю­щем влиянии, поэтому только происходящие изменения в личности ребенка могут свидетельствовать об эффективно­сти данного процесса.

4. Диагностика изменений ситуации развития ребенка в течение нескольких лет, а не одноразовые срезы, пусть даже очень глубокие и детальные, должна лежать в основе разра­ботки рекомендаций и выводов по результатам изучения эффективности воспитательного процесса. Целесообразно проводить многолетнее диагностическое исследование с не­изменными критериями и методиками на протяжении всего периода изучения. В этой связи следует продумать и создать систему хранения и интерпретации получаемой в течение. нескольких лет информации.

5. В ходе диагностики необходимо определить наиболее эффективные педагогические средства и те формы и спосо-

бы организации воспитательного процесса, которые в-наи­меньшей степени повлияли на развитие личности учащихся,

6. Оценочно-результативный компонент воспитательной деятельности в конкретном учебном заведении должен об­ладать единичными, особенными и общими чертами, детер­минированными неповторимостью образовательного учреж­дения и окружающей его социальной и природной среды, спецификой типа учебного заведения, характером воспита­тельных отношений в нем.

7. Диагностический инструментарий не должен быть гро­моздким и требовать большого количества времени и сил для подготовки и проведения изучения, обработки получа­емых результатов.Однако необходимо помнить, что ориен­тация на использование в процессе изучения только экс­пресс-методик не всегда является оправданной, так как по­лучение выигрыша во времени нередко происходит за счет снижения качества получаемой информации.

8. Необходима максимальная включенность педагогов в диагностический процесс. Это способствует повышению ка­чества диагностики, сокращению затрат времени у главных организаторов изучения, расширению возможностей озна­комления учителей, учащихся и родителей с результатами проведенного исследования.

9. Процесс изучения эффективности воспитательной де­ятельности не должен причинить вреда испытуемым, а его результаты не могут стать средством административного дав­ления на педагога, родителя или учащегося. В противном случае станет невозможным получение достоверных резуль­татов на последующих этапах диагностики. При проведении диагностического исследования необходимо соблюдение пе­дагогического такта. Недопустимо без согласия испытуемых публичное оглашение ответов на вопросы анкеты или бесе­ды, сообщение результатов, которые унижают достоинство отдельных учителей или школьников.

На основе перечисленных положений, являющихся стра­тегическими ориентирами в организации диагностического исследования, разрабатывается технология изучения эффек­тивности воспитательного процесса. При разработке техно­логических аспектов необходимо определить что, как и когда диагностируется, кто является организатором и участником изучения.

Алгоритм изучения эффективности процесса воспитания можно представить следующим образом:

• определение цели и задач изучения;

• подбор критериев и показателей для определения ре­зультативности процесса воспитания учащихся;

• выбор методик изучения;

• подготовка диагностического инструментария;

• исследование испытуемых;

• обработка и интерпретация результатов исследования;

• анализ, оценка и обсуждение результатов изучения.

Чтобы более ясно и детально представить содержание и способы деятельности организаторов и участников диагности­ки, следует описать каждый этап диагностического процесса.

Определение цели и задачизучения. Основная цель изуче­ния заключается в выявлении способности учреждения об­разования или его структурного подразделения содейство­вать развитию личности ребенка. В зависимости от уровня сформированности данной способности можно определить и степень эффективности воспитательного процесса: чем бо­лее высок уровень сформированности способности, тем выше его эффективность, и наоборот. В качестве частных задач изучения могут быть избраны следующие:

• выявить уровень воспитанности выпускников учебного заведения;

• выяснить степень влияния отдельных педагогических средств на личность ребенка и процесс его развития;

• получить информацию о результативности работы клас­сных руководителей;

• определить степень удовлетворенности учащихся, педа­гогов и родителей воспитательным процессом и его ре­зультатами.

Подбор критериев и показателей. Данный этап является одним из важнейших, так как на нем определяются конк­ретные характеристики и индикаторы, позволяющие в даль­нейшем делать обоснованные суждения о результативности процесса воспитания учащихся. Содержание критериев и показателей эффективности воспитательного процесса, как было ранее нами отмечено, обусловлено комплексом целей и задач, решаемых школьным коллективом или отдельным-

педагогом. Каждая цель и задача должны быть подкреплены определенной совокупностью критериев и показателей, на основе которых можно было бы судить об успешности реа­лизации целевых ориентиров.

Так как целевые ориентиры и другие компоненты вос­питательной деятельности направлены прежде всего на со­действие развитию личности ребенка, то в качестве основ­ных критериев и показателей избираются либо воспи­танность учащихся, либо сформированность основных потенциалов личности школьников, либо их интеллекту­альная, нравственная и физическая развитость. Например, в одной сельской школе для проверки успешности реали­зации целевых ориентиров в интеллектуальном, нравствен­ном и физическом развитии были избраны следующие кри­терии и показатели.

Критерии   Показатели  
I. Интеллектуальная развитость учаще­гося.   1. Освоенность учащимися образова­тельной программы. 2. Развитость познавательных про­цессов и интересов личности. 3. Сформированность учебной дея­тельности.  
II. Нравственная раз­витость учащегося.   1. Сформированность основных нравственных качеств (отноше­ний) личности ребенка. 2. Социальная активность учащихся.  
III. Физическая разви­тость учащегося.   1. Состояние здоровья ребенка. 2. Овладение навыками личной ги­гиены. 3. Развитость силы, быстроты, лов­кости, выносливости и гибкости.  

Следует признать продуктивным избранный в неко­торых образовательных учреждениях подход к определе­нию критериев и показателей эффективности воспита­тельного процесса на основе разработанного педагогами, учащимися и родителями образа выпускника учебного заведения. В данном случае критерии и показатели могут быть следующими.

Критерии I. Сформированность познавательного по­тенциала личности выпускника.   Показатели 5. Обученность учащихся. 2. Развитость мышления. 3. Познавательная активность.  
II. Сформированность нравственного по­тенциала личности выпускника.   1. Нравственная направленность. 2. Сформированность отношений личности выпускника к Родине, обществу, семье, школе, клас­сному коллективу, себе, приро­де, учебе и труду.  
III. Сформирован­ность коммуника­тивного потенциа­ла личности вы­пускника.   1. Коммуникабельность. 2. Сформированность коммуника­тивной культуры учащегося.  
IV. Сформированность эстетического по­тенциала личности выпускника.   Развитость чувства прекрасного и других эстетических чувств.  
V. Сформированность физического потен­циала личности вы­пускника.   1. Состояние здоровья учащихся вы­пускных классов. 2. Развитость физических качеств.  

Нередко критериями и показателями эффективности вос­питательного процесса становятся сформированность обще­школьного коллектива, удовлетворенность учащихся, педа­гогов и родителей жизнедеятельностью в учебном заведе­нии, что помогает оценить результативность работы по созданию в образовательном учреждении благоприятного нравственно-психологического климата. Наряду с перечис­ленными используются и другие критерии и показатели, которые в наибольшей степени отражают специфику учеб­ного заведения и своеобразие осуществляемого в нем вос­питательного процесса. Количество критериев и показателей не должно быть большим, при их определении надо исхо­дить из требований необходимости и достаточности.

В качестве еще одного примера назовем критерии и пока­затели, избранные педагогическим коллективом школы-

лаборатории № 18 г. Пскова для исследования эффективно­сти создаваемой воспитательной системы школы.

Критерии I.Самоактуализированность личности Учащегося.   Показатели 1. Умение и стремление к познанию, проявлению и реализации своих способностей. 2. Креативность личности ребенка, на­личие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности. 3. Выбор нравственных форм и спо­собов самореализации и самоут­верждения. 4. Наличие положительной само­оценки, уверенности в своих си­лах и возможностях. 5. Обладание способностью к реф­лексии.  
II. Удовлетворенность учащихся, педаго­гов и родителей жизнедеятельно­стью в школе.   1. Комфортность, защищенность личности учащегося, его отноше­ние к основным сторонам жизне­деятельности в школе. 2. Удовлетворенность педагогов содер­жанием, организацией и условиями трудовой деятельности, взаимоотно­шениями в школьном сообществе. 3. Удовлетворенность родителей ре­зультатами обучения и воспита­ния своего ребенка, его положе­нием в школьном коллективе.  
III. Конкурентоспособ­ность учебного за­ведения.   1. Усвоение учащимися образователь­ной программы. 2. Поступление выпускников шко­лы в высшие учебные заведения. 3. Участие учащихся и педагогов в смот­рах, конкурсах, соревнованиях. 4. Отток учащихся в другие учеб­ные заведения. 5. Репутация образовательного уч­реждения.  

Выбор методик изучения. К работе на этом этапе сле­дует приступать только после определения критериев и показателей эффективности процесса воспитания. Под­бор методик не должен быть случайным — выбор их не­обходимо производить в соответствии с избранными кри­териями и показателями. Диагностика воспитательного процесса является новой отраслью педагогической на­уки. Однако уже накоплено значительное количество ди­агностических методик, которые можно использовать в исследовательской и практической деятельности педаго­гов. При изучении эффективности воспитательной рабо­ты целесообразно использовать следующие методики:

Аспекты изучения I. Сформированность познавательного по­тенциала личности учащегося.   Диагностические средства 1. Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости. 2. Методики изучения развития по­знавательных процессов личности ребенка. 3. Школьный тест умственного раз­вития (ШТУР). 4. Методы экспертной оценки педа­гогов и самооценки учащихся. 5. Педагогическое наблюдение.  
II. Сформированность нравственного по­тенциала личности учащегося.   I. Тест Н.Е. Щурковой «Размышля­ем о жизненном опыте» для опре­деления нравственной направлен­ности личности. 2. Методика С.М. Петровой «Посло­вицы» для определения направ­ленности личности. 3. Методики Б.П. Битинаса и М.И. Шиловой для изучения воспитанности учащихся. 4. Методы экспертной оценки педа­гогов и самооценки учащихся. 5. Педагогическое наблюдение.  

Наши рекомендации