Билет 24

  1. Единая всероссийская классификация маршрутов. Категории сложности спортивных походов. Общие и видовые классификационные требования к спортивным туристским маршрутам.

1.1. Классификация (категорирование) туристских маршрутов (КТМ) определяет основные принципы, требования и технологию классификации спортивных маршрутов и определяющих препятствий (факторов) по всем видам туризма группы дисциплин «маршрут». Каждой дисциплине из группы дисциплин «маршрут» соответствует вид туризма в таблице:

Дисциплина Вид туризма
маршрут - водный (1-6 категория) водный
маршрут - горный (1-6 категория) горный
маршрут – комбинированный (1-6 категория) комбинированный
маршрут - лыжный (1-6 категория) лыжный
маршрут - на средствах передвижения (1-6 категория) на средствах передвижения (велосипедный, авто-мото, конный)
маршрут - парусный (1-6 категория) парусный
маршрут - пешеходный (1-6 категория) пешеходный
маршрут - спелео (1-6 категория) спелео

1.2. В зависимости от трудности преодолеваемых препятствий, географического района, автономности, новизны, протяженности и ряда других факторов, по возрастающей сложности маршруты разделяются на:

- маршруты выходного дня;

- маршруты от I до III степени сложности;

- категорийные маршруты от I-ой до VI-ой категории сложности (к.с.).

1.3. Структурно КТМ состоит из следующих разделов:

1. Принципы и технология классификации маршрутов по виду СТ.

2. Методики категорирования маршрутов по отдельным виду СТ.

3. Перечни категорированных и эталонных спортивных туристских маршрутов по видам СТ (далее Перечни маршрутов) (*).

4. Перечни категорированных препятствий ( перевалов, вершин, пещер, каньонов и т.п) (Перечни препятствий) (**).

Изданы:

(*) Перечень классифицированных и эталонных туристских спортивных маршрутов.

(**) Высокогорные перевалы. Перечень классифицированных перевалов, 2001; Перечень классифицированных перевалов среднегорья, 1985г.; Перечень классифицированных пещер,1988г.; Классификация маршрутов на горные вершины , 2001г.

Классификация туристских маршрутов производится в соответствии с единой технологией и требованиями, приведенными в настоящем нормативном документе (КТМ).

В СТ применяются три метода категорирования по видам СТ:

1).Использование КТМ и методики категорирования по видам СТ;

2). Использование КТМ и Перечня маршрутов по видам СТ.

3). Сочетание методов 1). и 2).

Набор препятствий и факторов классифицируемого маршрута должны быть не ниже, чем аналогичные параметры эталонного маршрута из Перечня маршрутов.

1.4. Классификация маршрутов по степени сложности используется в детско-юношеском туризме. В таблице 1 приведены требования к походам 1-3 степени сложности.

Учитывая специфику детско-юношеского туризма, классификация маршрутов по степеням сложности для парусного, авто, мото, спелео и горного туризма отсутствует.

Таблица 1.

Степень сложности Виды маршрутов Протяженность, км Продолжительность. Дней
Пешеходные, лыжные Пешеходные в горах Велосипедные Водные 6-8 -"- -"- -"-
Пешеходные, лыжные Пешеходные в горах Велосипедные Водные 4-6 -"- -"- -"-
Пешеходные, лыжные Пешеходные в горах Велосипедные Водные 4-6 -"- -"- -"-

1.5. Основными показателями, определяющими категорию сложности маршрута, являются локальные препятствия (ЛП) (перевалы, вершины, пороги и др.), протяженные препятствия (ПП) (траверсы, пещеры, каскады порогов, каньоны) и иные факторы, характерные для отдельных видов туризма группы дисциплин «маршрут» (район, суммарный перепад высот, автономность и т.п.)

В каждом виде туризма имеются свои типичные препятствия и факторы, отражающие его специфику.

Маршруты более высокой категории сложности содержат более трудные препятствия или большее количество (уровень) факторов (более высокий уровень факторов).

Определяющими препятствиями (ОП) или факторами (ОФ) маршрута называются препятствия (факторы), оказывающие наиболее существенное влияние на категорию его сложности. Предопределяющие препятствия (ПОП) или факторы (ПОФ) являются препятствия (факторы), имеющие на одну категорию /полукатегорию трудности (уровень) ниже ОП, и влияющие на общую напряженность и сложность маршрута.

Комбинированный маршрут – это маршрут, который включает препятствия и иные факторы, характерные другим видам туризма. Количество ОП (ОФ), категория их трудности и длина комбинированного маршрута соответствующей категории сложности должны пропорционально соответствовать длине, количеству и категории трудности препятствий других видов туризма, из которых составлен маршрут. Минимальное время прохождения к

омбинированного маршрута соответствующей категории сложности должно с большей степени надежности, чем видовом маршруте обеспечивать безопасное его прохождение.

1.7. Параметры категорийных маршрутов приведены в Таблице 2.

1.8. Нормативная продолжительность похода, приведенная в таблице 2, принимается как рекомендуемое время, необходимое для прохождения маршрута группой со средним уровнем подготовки. Эта продолжительность может быть больше при увеличении протяженности маршрута, количества и трудности препятствий, а также за счет времени на его разведку, а также запаса времени на случай непогоды. При прохождении группой с высоким уровнем подготовки нормативная продолжительность может быть сокращена, но не в ущерб снижению мер безопасности.

1.9. Нормативная протяженность похода принимается как минимальная, ориентировочная длина маршрута для данной категории сложности. В отдельных случаях, по согласованию с выпускающей МКК, протяженность может быть уменьшена (но, как правило, не более чем на 25% по сравнению с указанной в таблице 2 при увеличении на маршруте числа ОП или ОФ. Протяженность маршрута в сильнопересеченной местности измеряется по карте масштаба 1:100000, и полученный результат умножается на коэффициент 1,2.

Таблица 2.

Маршруты по видам туризма Категории сложности маршрутов
I II III IV V VI
Продолжительность маршрута в днях (не менее)
  Протяженность маршрута в км. (не менее):
Пешеходные
Лыжные
Горные
Водные
На средствах передвижения:            
Велосипедные
Мотоциклетные -
Автомобильные -
Автомото (на снегоходах и пневматиках)
Спелео (количество пещер)
Парусные
Конные (вьючные) - -

1.10. Основная часть маршрута должна быть линейной или кольцевой (одно кольцо) протяженностью не менее 75% от установленной для данной категории сложности похода и содержать наиболее сложные препятствия маршрута (для горных походов – не менее двух наиболее трудных перевалов).

Радиальным выходом в походе считается небольшой, относительно всего маршрута, участок маршрута с возвращением в ту же точку. Расстояния и естественные препятствия, пройденные в кольцевых радиальных выходах (с возвращением по другому пути) засчитываются полностью, а пройденные в линейных радиальных выходах (с возвращением по тому же пути) засчитываются в одном направлении.

1.11. Маршруты должны быть, как правило, непрерывными, без разрывов, вызванных без необходимости пребыванием в населенном пункте.

В случаях связки участков маршрута (рек, пещер, горных массивов и т.п.) или ЛП допускается использование транспорта в пределах данного туристского района, если это обосновано логикой похода, не нарушает его целостности и способствует большему освоению региона группой.

1.12. Если маршрут содержит меньшее количество ОП (ОФ), оговоренных в видовых требованиях 2.1-2.9. и протяженность, чем в табл.2, то он классифицируется как короткий (КМ)

  1. Схемы маршрутов. Сравнительные характеристики линейного, кольцевого, радиального, смешанного маршрутов.

Все многообразие построений маршрутов в различных горных районах можно условно разделить на несколько видов.

1. Прохождение линейных или кольцевых маршрутов с предварительными акклиматизационными петлями или радиальными выходами. Такой схемы придерживаются группы, желающие пройти достаточно сложный маршрут без преодоления ледников и перевалов, требующих предварительного специального изучения, или с преодолением ограниченного количества их. Продолжительность и спортивность такого маршрута сочетаются здесь с исследовательскими целями. В качестве акклиматизационных выходов используется заброска снаряжения на промежуточные пункты предполагаемой основной нитки путешествия, облегчающая его прохождение.

2. Радиальные или линейные маршруты с большим количеством радиальных выходов. Чаще всего эти выходы применяются для преодоления или разведки новых перевалов и просмотра перевальных путей в других хребтах и отрогах с панорамных пунктов.

3. Подробное туристское исследование локального или даже относительно большого горного узла с выходами или (реже) прохождением большого количества не очень сложных перевалов. Исследование этого узла может быть завершено взятием сложного перевала. Такой перевал группа может пройти и вначале, после соответствующей акклиматизации, чтобы попасть в интересующий ее труднодоступный горный узел

Наши рекомендации