По курсу «Воспитание и обучение детей с тяжёлыми и множественными нарушениями
Методическое обеспечение УСРС заочной формы обучения
психофизического развития»
Преподаватель: Рагель Е.Н.
№ п/п | Вид занятия | Тема, вопросы для самостоятельного изучения | Задания для студентов | Методическое обеспечение | К-во часов | ||
1. | Лекция | Тема: Теоретические основы научной дисциплины «Воспитание и обучение детей с тяжёлыми и множественными нарушениями психофизического развития» Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Основные нормативно-правовые документы, регулирующие процесс воспитания и обучения детей с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями. 2. Теоретико-методологические основы коррекционно-педагогической работы с детьми с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями. | · Подготовить аннотированных список журнальных статей (не менее 10), начиная с 2000 г., по проблемке воспитания и обучения детей с ТМНР. · Составить перечень нормативных документов, регламентирующих специальное образование лиц с ТМНР. Используйте материалы сайта www.asabliva.by | 1.www.asabliva.by | |||
2. | Лекция | Тема: История развития системы воспитания и обучения детей с тяжёлыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Отечественный опыт оказания коррекционно-педагогической помощи детям с тяжелыми и (или) множественными нарушениями психофизического развития. 2. Эволюция взглядов на воспитание и обучение детей с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями за рубежом. | · Подготовить реферат по теме: «Опыт оказания коррекционно-педагогической помощи детям с тяжёлыми и множественными нарушениями психофизического развития в РБ и за рубежом». | 1. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков.- СПб; 2007. 2. Малофеев Н.Н. Специальное образование в Росси и за рубежом: в 2-х частях. М., 1996. Часть 1. 3. Специальная педагогика / под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 400 с. | |||
3. | Практическое | Тема: Этиология и классификация тяжёлых и (или) множественных физических и (или) психических нарушений Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Причины возникновения тяжелых и (или) множественных физических и (или) психических нарушений. 2. Распространенность тяжелых и (или) множественных физических и (или) психических нарушений. 3. Современные подходы к классификации тяжелых и (или) множественных физических и (или) психических нарушений. | · Дать характеристику основных групп лиц с ТМНР, используя книгу Жигоревой М.В. · Указать трудности, которые могут возникать у педагогов-практиков в работе с детьми с ТМНР. Назовите возможные пути их преодоления. | 1.Бгажнокова, И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы / И.М. Бгажнокова, М.Б. Ульянцева, С.В. Комарова и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 239 с. 2.Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учеб.пособие для студентов высш. учеб. Зав. / М.В. Жигорева. – 2-е изд., испр. - М.: «Академия», 2008. – 240 с. 3.Специальная педагогика / под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 400 с. | |||
4. | Практическое | Тема: Особенности диагностики развития детей с тяжёлыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями Вопросы для самостоятельного изучения: 1. 1. Принципы организации и содержание психолого-педагогического изучения детей и подростков с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями. 2. Изучение микросоциальных условий развития ребенка с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями. | · Составить и заполнить диагностическую карту на ребенка с ТМНР (группа и возраст ребенка на выбор). · Подготовить микросообщение «Микросоциальные условия развития ребёнка с тяжёлыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями». | 1. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1995. 2. Левченко И.Ю. Психолого-педагогическая диагностика: учеб.пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная и др.; М.: «Академия», 2006. 3. Программы для центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. 1-4 классы. – Мн., 2007. 4. Программы для центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. 5-9 классы. – Мн., 2008. 5. Схема диагностической карты. | |||
5. | Практическое Лекция | Тема: Организация образовательного процесса т педагогической помощи детям и подросткам с тяжёлыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Особенности организации образовательного процесса в ЦКРОиР. 2. Основные документы, определяющие содержание коррекционно-педагогической работы с детьми с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями развития. 3. Организация образовательной среды в ЦКРОиР. 4. Характеристика основных средовых комплексов, особенности их организации для детей с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями развития. | · Перечислите особенности организации обучения детей с ТМНР на дому, используя соответствующие нормативные документы. · Заполните таблицу «Характеристика основных областей образования детей с ТМНР» на уровне школьного образования, используя учебные программы для ЦКРОиР. · Выполните графическое моделирование одной из зон ЦКРОиР (возраст и состав детей на выбор). | 1. Кунцевич Т.П. Образовательная среда как фактор социализации детей в условиях центра / Образовательная интеграция и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями/ А.Н.Коноплевой.- Мн., 2005. 2. Лещинская Т.Л. Коррекционное обучение детей с тяжелой формой умственной недостаточности. Программы индивидуального обучения. – Мн., 2000. 3. Лещинская Т.Л. Сенсомоторное обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью// Дэфекталогія. – 2005. - № 4. 4. Лисовская Т.В. Программно-методические материалы по предмету «Основы жизнедеятельности» // Дэфекталогія. – 2005. - №4. 5. Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения/ С.Е.Гайдукевич. - Мн., 2006. 6. Программы для центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. 1-4 классы. – Мн., 2007. 7. Программы для центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. 5-9 классы. – Мн., 2008. 8. Таболина Л.В. Особенности организации предметно-пространственной среды в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации// Дэфекталогія. - 2006. - № 2.. | |||
6. | Лекция Практическое | Тема: Методика воспитания и обучения детей с тяжёлыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Метод совместно-разделенных действий как ведущий метод обучения и воспитания детей с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями развития. 2. Современные методы коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями развития. 3. Социально-эмоциональное развитие. Развитие моторики. Сенсорное развитие. Предметно-практическая деятельность. Развитие коммуникативной деятельности, невербальных форм общения.Разработка индивидуальных коррекционно-образовательных программ. | · Разработать 3-4 алгоритма обучения ребенка с ТМНР выполнению бытовых и трудовых, игровых и продуктивных действий. · Разработать памятки для педагогов и родителей по использованию современных методов (базальной стимуляции, сенсорной интеграции, эрготерапии) в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТМНР. · Выполнить сравнительную характеристику индивидуальной программы обучения и индивидуальной программы развития ребенка с ТМНР, используя книгу Жигоревой М.В. · Составить индивидуальную коррекционно-образовательную программу для ребенка с тяжёлыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями (возраст ребенка на выбор). · Подготовить аннотированный список статей по проблемам: -социально-эмоционального развития детей с ТМНР; - сенсомоторного развития детей с ТМНР; - формирования предметно-практи- ческой деятельности у детей с ТМНР; - развития коммуникативной деятельности, невербальных форм общения детей с ТМНР. | 1. Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учеб.пособие для студентов высш. учеб. Зав. / М.В. Жигорева. – 2-е изд., испр. - М.: «Академия», 2008. – 240 с. 2. Лисовская Т.В. Невербальная коммуникация как средство включения детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью в социальные контакты с окружающими/ Образовательная интеграция и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями. – Мн., 2005. 3. Программы для центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. 1-4 классы. – Мн., 2007. 4. Хвойницкая В.Ч. Социально-эмоциональное воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью/ Современная теория и практика специального образования. Сб.науч.тр. В ч. Ч.2. – Мн., 2006. 5. Хвойницкая В.Ч. Технология эмоционального воспитания школьников с интеллектуальной недостаточностью» // Дэфекталогія. – 2004. - №1. 6. Шипицына Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью – СПб., 2004. | |||
7. | Практическое | Тема: Воспитание в семье ребёнка с тяжёлыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Взаимодействие родителей и ребенка с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями развития. 2. Содержание работы по воспитанию в семье ребенка с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями развития. | · Выполнить поиск информации о стадиях приспособления семьи к рождению ребенка с ТМНР. · Подобрать методики диагностики детско-родительских отношений. · Составить текст беседы для первой консультации родителей, у которых родился ребенок с ТМНР. · Составить план работы с родителями ребенка с ТМНР. | 1. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложными сенсорными и множественными нарушениями / Т.А. Басилова // Дефектология. – 1996. - №3. 2. Мастюкова Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Е.М. Мастюкова, А.Г. Москвина. – М., 2004. 3. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе/Л.М.Шипицына. – СПб., «ВЛАДОС». 2002. – 477 с. | |||