Медико-педагогическая характеристика дислалии и дизартрии

Среди различных речевых нарушений наиболее часто встре­чается косноязычие, т.е. неправильное, нечеткое произношение тех или иных звуков. В этом термине в логопедической практике нередко объединяют две группы речевых расстройств: дислалии и дизартрии.

Однако, с клинической точки зрения, эти две группы расстройств по своей природе резко отличаются друг от друга. Поэтому методы медико-педагогического воздействия и прогноз дан­ных дефектов речи неодинаковы... Дифференциальная диагностика в этих случаях особенно необходима, так как она определяет про­гноз и характер лечебно-профилактических мероприятий.

Дислалия

Под термином «дислалия» подразумевают такое расстройство речи, при котором ребенок не может правильно произнести те или иные звуки, заменяет их другими или смешивает звуки меж­ду собой.

Долгое время все речевые расстройства были объединены под одним названием. В 1830 г. врач Шультес (Швейцария) все рече­вые нарушения разделил на две группы: заикание и косноязы­чие. Косноязычие он обозначил термином «дислалия». В 80-х годах прошлого столетия Коэн (Австрия) в своих работах пытался провести классификацию дислалий. Позднее (конец XIX и начало XX в.) появились работы по косноязычию зарубежных авторов: Куссмауля, Гуцмана, Фрешельса, Либмана, Зеемана и других.

В 1912 г. Е. С. Боришпольский (Россия) разделил расстрой­ства речи также на две группы: центральные и периферические. К центральным расстройствам он относил афазии органическо­го происхождения и функциональные (заикание и лепетание). К периферической группе он относил дислалий, или алалии. Сре­ди дислалий (алалии) выделялись глухонемота, связанная с по­ражением уха, и косноязычие. Е.С.Боришпольский считал, что косноязычие зависит только от несовершенства артикуляцион­ного аппарата.

Среди советских ученых, работающих в области расстройства речи, следует отметить Ф.A. Pay, С.М. Доброгаева, М.Е. Хватцева, Ю.А. Флоренскую, Р.Е. Левину и других. В своих работах они выделяют отдельные формы речевых расстройств, связан­ные с нарушением слуха, артикуляционного аппарата. Они ука­зывают и на косноязычие центрального происхождения.

Уже давно дислалий стали разделяться на две подгруппы: ме­ханические и функциональные. Правда, это деление весьма ус­ловное. Механические дислалий зависят от неправильного раз­вития артикуляционного аппарата, т.е. анатомических дефектов губ, зубов, языка, твердого и мягкого нёба и т.д.

В некоторых случаях речь принимает носовой оттенок, кото­рый обусловливается дефектами нёба и носовой полости. При неврологическом обследовании обычно не отмечается симпто­мов органического поражения центральной нервной системы.

К функциональным дислалиям относят случаи неправильно­го произношения различных звуков: шипящих, свистящих, рил и др. При данном расстройстве речи, как правило, не отмечается аномалий развития органов, принимающих участие в образова­нии речи, не наблюдается и признаков органического пораже­ния центральной нервной системы. В анамнезе таких детей обыч­но нет указаний, которые бы говорили о перенесенных ребенком мозговых заболеваниях.

В прошлом считали, что в генезе функциональных дислалий лежит неправильное речевое окружение (неправильная речь ро­дителей, диалекты). Однако последующие наблюдения показа­ли, что с этой точки зрения полностью согласиться невозможно.

В основе функциональных дислалий лежит не только небла­гоприятное речевое окружение: значительно большую роль здесь играет физическая ослабленность ребенка, обусловленная пере­несенными инфекциями, расстройствами питания (диспепсия).

Нередко при обследовании таких детей можно констатировать выраженные невротические реакции. По-видимому, эта форма дислалий связана с некоторым нарушением корковой нейродинамики и ослаблением тонких дифференцировок в речедвигательном анализаторе.

Этиология возникновения дислалий различна. Наши данные указывают, что ряд детей-дислаликов в раннем возрасте пере­несли инфекционные заболевания с последующей задержкой в развитии. В отдельных случаях отмечались токсикозы во время беременности.

При соматическом обследовании у некоторых детей-дислали­ков отмечается бледность кожных покровов, некоторое отстава­ние в росте.

Нарушение дыхания у дислаликов не отмечалось за исключе­нием... детей, страдающих механической дислалией (ринолалией). Голос детей громкий, ясный; у ринолаликов — с носовым оттенком. Нарушение сердечной деятельности, а также рас­стройств со стороны других внутренних органов у обследован­ных детей не наблюдалось.

Исследование нервной системы дислаликов показывает, что грубых органических поражений центральной нервной системы у большинства детей не встречалось, за исключением отдельных детей, у которых мы определяли органическую микросимптома­тику. В основном наблюдалась легкая сглаженность той или дру­гой носогубной складки, беспокойство языка при высовывании, затруднение при попытке коснуться кончиком языка верхней губы, неравномерность сухожильных рефлексов и общее беспо­койство в позе Ромберга.

Значительно чаще отмечалось нарушение вегетативной не­рвной системы, которое проявлялось в повышенной потливости ног и рук, а также в устойчивом, расплывчатом дермографизме.

Со стороны психики большинство детей-дислаликов облада­ли нормальным интеллектуальным развитием, за исключением отдельных случаев, когда была отмечена задержка в психичес­ком развитии.

По данным исследования удалось выявить незначительные изменения со стороны эмоционально-волевой сферы. Так, у некоторых... детей отмечалась раздражительность, плаксивость, расторможенность, а в единичных случаях и вспышки аффекта...

Дизартрия

К тяжелым речевым расстройствам относят дизартрии. Под дизартриями подразумевают такие расстройства речи, при которых страдает не только звукопроизношение, но и темп, вырази­тельность, плавность, модуляция, голос и дыхание. Дизартрии связаны с поражением центральной нервной системы на раз­личных ее участках и возникают в результате перенесенных моз­говых заболеваний: энцефалитов, менингоэнцефалитов, травм, сосудистых расстройств.

Дизартрия не является основной нозологической формой за­болевания, а представляет только симптом при некоторых забо­леваниях центральной нервной системы. Клиника дизартрии изучена недостаточно. В прошлых работах многих авторов, по­священных органическим заболеваниям центральной нервной системы, на состояние речи вообще никакого внимания не об­ращалось. Первое упоминание о нарушениях речи типа псевдобульбарной дизартрии дает Литтль (Германия) в 1853 г. Он опи­сывает речевые расстройства, связанные с нарушением речевых мышц.

Позднее Оппенгейм и Заммерлинг (1886—1895), описывая клинику псевдобульбарного паралича, указывали на речевые на­рушения, расстройства дыхания и сердечной деятельности.

Дальнейшие работы Гуцмана, Лери (1925), позже М. С. Маргулиса, И.Н. Филимонова (1923) и других авторов подробно рас­крывают особенности нарушения речи при псевдобульбарном параличе.

Так, в 1925 г. Гуцман дает подробное описание псевдобульбарной дизартрии. Он считает, что при данном речевом расстрой­стве бывает нарушена деятельность дыхания, артикуляционного аппарата и голоса. Автор предложил впервые методику исправ­ления речи. В конце 20-х годов М. С. Маргулис разделяет дизар­трии на бульбарные и церебральные. Последние в свою очередь связаны с определенной локализацией (кортикальные и субкор­тикальные). К субкортикальным дизартриям М. С. Маргулис от­носил и мозжечковую дизартрию.

Из отечественных авторов расстройства речи в детском воз­расте при псевдобульбарном параличе описала К.Н. Витторф. Автор отмечает, что у всех детей, страдающих псевдобульбарным параличом, наблюдались расстройства речи, нарушение непро­извольных движений в мускулатуре лица и языке, а также рас­стройства жевания, глотания, слюнотечения и голоса.

Тяжелая степень дизартрических расстройств, представляю­щих собой нечленораздельную речь, состоящую в утрате способ­ности произносить дифференцированно звуки и сочленять их в слоги и слова, была описана М. И. Аствацатуровым (Ленинград, 1933) под термином «анартрия».

В последующие годы речевые дизартрические нарушения опи­сывают Л. М. Шендерович, М. Б. Цукер, О. В. Правдива, Л. Б. Литвак (1950), а также американские авторы: Мери Клемент (1958), То­мас Твитчел (1959) и ряд других авторов.

В настоящее время нами изучаются клинические варианты дизартрии, связанные с поражением различных отделов мозга: бульбарные, псевдобульбарные, подкорковые, мозжечковые и кор­ковые.

Почти у всех дизартриков были нарушены ритм и глубина дыхания. Особенно дыхание нарушалось во время речи: оно ста­новилось учащенным и поверхностным. Вдох и особенно выдох во время речи становятся короткими. Пульс детей, страдающих псевдобульбарной дизартрии, лябильный, при малейших движениях и волнениях учащается. У многих детей незначительная нагрузка и тревога вызывали сердцебиение...

...была выражена типичная клиническая симптоматика псевдобульбарной дизартрии с расстройствами речи, двигательной сферы, нарушением движений в артикуляционном аппарате, слю­нотечением, расстройством голоса, жевания, глотания, дыхания и нарушением психического развития.

Расстройство речи в этих случаях проявлялось в том, что речь у таких больных появлялась поздно, в 3—5-летнем возрасте, и раз­вивалась очень медленно. Звукопроизношение было нечленораз­дельным. Речь была неясной, смазанной, непонятной, часто с гну­савым оттенком. Темп речи замедленный. Голос в большинстве случаев слабый, тихий. Почти у всех детей отмечался порез конеч­ностей с двух или с одной стороны по центральному типу. Дви­жения детей были неловкими, неуклюжими, неуверенными. В не­врологическом статусе отмечались патологические рефлексы Бабинского, Пуссепаи, наличие рефлексов орального автоматизма, или так называемых сосательных рефлексов (Оппенгейма и Маринеско-Раддовичи).

Походка детей была неуверенной, часто с подтаскиванием той или другой ноги.

Расстройства артикуляционного аппарата проявлялись в том, что лицо детей было амимичным. Одни больные не могли на­дуть щеки, вытянуть вперед губы, плотно их сомкнуть, подуть, открыть рот. Язык таких детей лежал неподвижно на дне рото­вой полости и почти не принимал участия в акте звукообразо­вания. Другие дети могли ограниченно выполнять указанные выше действия. Слюнотечение в некоторых случаях было обильным, в других — умеренным и усиливалось во время волнений или во время игры.

Расстройство глотания и жевания проявлялось по-разному. У одних были поперхивания и грубые нарушения жевания. В дру­гих случаях данные расстройства выявлялись неярко.

У многих... детей наблюдались вегетативные расстройства, заключающиеся в потливости конечностей, их похолодании и наличии стойкого красного дермографизма.., отмечался насиль­ственный смех и плач...

Интеллект детей страдал в разной степени. У одних отмеча­лась задержка психического развития, у других — олигофрения и только 4 случая были с нормальным интеллектуальным раз­витием...

Корковая дизартрия, впервые была описана Пьером Мари (Франция), а затем Суком. Авторы считают, что данный вид ди­зартрии возникает при поражении коры островка и третьей лоб­ной извилины.

Клинические данные указывают на возможность дизартрии коркового происхождения. В работах Пенфильда и Расмуссена (США, 1938—1949) указывается; что в передней центральной извилине в обоих полушариях рядом с центрами движения язы­ка, губ и других артикуляционных органов располагаются корко­вые поля артикуляции и фонации.

Английский автор Бэй (1950) считает, что артикуляционные органы имеют свою проекцию в четвертом и шестом премоторных полях. Поэтому при поражении этих полей возникает кор­ковая дизартрия.

В неврологическом статусе таких детей отмечалась следую­щая неврологическая симптоматика: сглаженность носогубных складок, повышение сухожильных рефлексов, а иногда наличие патологических рефлексов...

Корковая дизартрия нередко проявляется в сочетании с ала-лией и афазией как одна из стадий восстановления речи.

Наши рекомендации