Дифференциальная диагностика дислалии и дизартрии.

Дислалия Дизартрия
1. У соматически ослабленных детей. Органики нет. 1. Связана с поражением центральной нервной системы (ц.н.с.)
2. Неврологическая симптоматика отсутствует. 2. Ярко выражена асимметрия лица, языка, мягкого неба; рот в покое приоткрыт из-за пареза губ, отличается сглаженность носогубных складок.
3. Двигательная сфера без патологии, сухожильные рефлексы живые, равномерные. 3. Страдает общая, мелкая и артикуляционная моторика.
4. Страдает только звукопроизношение. Прогноз благоприятный. 4 Наряду со звукопроизношением страдает просодика. Поставленные звуки автоматизируются с трудом.
5. Голос звонкий, громкий, богато модулированный. 5. Голос глухой, слабый, сдавленный, затухающий, прерывистый.
6. Речевая активность повышена 6. Речевая активность снижена.
7. К своему дефекту критичен. 7. «У чужого соринку в глазу видит, у себя — бревна не заметит».
8. Вегетативные нарушения проявляются в потливости конечностей, в красном дермографизме кожи. 8. Вегетативные нарушения грубо выражены: синюшные, холодные, влажные конечности.
9. Гигиенические навыки вырабатываются быстро, удерживаются стойко. Внешне дети опрятны. 9. Гигиенические навыки из-за моторных нарушений вырабатываются с трудом. Неопрятны.
10. Сон спокойный без ночных страхов и сновидений. 10. Наблюдаются расстройства сна, ночные страхи, сновидения.
11. Диафрагмально-речевое дыхание в норме. 11. Дыхание поверхностное, ключичное, диафрагмально-речевое, несформировано
12. В контакт ребенок входит легко. Его поведение адекватное. 12. Поведение неровное, часты смены настроения.
13. Память, внимание, работоспособность, мыслительные процессы, интеллект — в норме, редко наблюдается задержка психического развития (з.п.р.). 13. Память снижена, кратковременна. Внимание неустойчивое, низкая работоспособность. Интеллект снижен, чаще задержка психического развития (з.п.р.), возможна олигофрения в степени дебильности.
14. Дети активны, подвижны, занимаются охотно, без особого труда переключаются с одного вида деятельности на другой 14. Медлительны или расторможены, уклоняются от занятий, жалуются на головную боль, с трудом переключаются с одного вида работы на другой

Ринолалия. Причины возникновения, механизмы, структура дефекта. Отличие ринолалии от ринофонии.

Ринолалия — нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Синонимы: гнусавость (устаревшее), палатолалия. Проявляется в патологическом изменении тембра голоса, который оказывается избыточно назализованным вследствие того, что голосовыдыхательная струя проходит при произнесении всех звуков речи в полость носа и в ней получает резонанс. При ринолалии наблюдается искаженное произнесении всех звуков речи (а не отдельных, как при дислалии). При этом дефекте часто встречаются и просодические нарушения, речь при ринолалии мало разборчива (невнятная), монотонная. В отечественной логопедии к ринолалии принято относить дефекты, обусловленные врожденными расщелинами нёба, т. е. грубыми анатомическими нарушениями артикуляторного аппарата. В ряде зарубежных работ такие нарушения обозначаются термином «палатолалия» (от лат. palatum— нёбо). Все остальные случаи назализованного произношения звуков, обусловленные функциональными' или органическими нарушениями различной локализации, в этих работах называют ринолалией. В отечественных работах явления назализованного произношения без грубых артикуляционных нарушений относят к ринофонии. До недавнего времени ринолалию определяли как одну из форм механической дислалии. Учитывая специфику нарушения, необходимо ринолалию выделить в самостоятельное речевое нарушение.

Наши рекомендации