Методика «большие и малые числа»

ЦЕЛЬ: Изучение индивидуальных различий в скорости переключения внимания с одного ряда действий на другой.

ОБОРУДОВАНИЕ: 1. Специальный бланк – таблица (см. приложение № 2) 2. Секундомер или часы с секундной стрелкой.

ХОД РАБОТЫ: Эксперимент проводится в три серии. В первой серии испытуемый отыскивает числа крупного шрифта в порядке их убывания (от 74 до 11 включительно) и указывает соответствующие клетки таблицы карандашом. Во второй серии испытуемый должен отыскать и указать в таблице числа мелкого шрифта в порядке их возрастания (от 11 до 74 включительно). В третьей серии испытуемый попеременно отыскивает числа крупного шрифта в порядке убывания и мелкого шрифта в порядке возрастания, указывая соответствующие клетки таблицы карандашом. Например, 74 крупное, 11 мелкое, 73 крупное, 12 мелкое, 72 крупное, 13 мелкое и т.д.

Экспериментатор во всех трех сериях фиксирует время выполнения задания по секундомеру, а также количество допускаемых испытуемым ошибок, причем сразу указывает на ошибку, требуя ее исправления.

ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ.

1. Но результатам эксперимента составляется следующая таблица:

показатели 1 серия 2 серия 3 серия 1+2 серии 3сер.—(1+2 сер.)
Время          
Ошибки          

2. Полученные количественные показатели имеют следующее Психологическое содержание. Работа, выполненная испытуемым в 1-ой и 2-ой сериях совместно равна работе, выполненной в третьей серии. Однако, время выполнения третьей серии не равно сумме времен выполнения первых двух серий, т. к. в третьей серии какое-то время затрачивается на переключение внимания. Следовательно, разница между показателями – это время переключения внимания данного школьника при выполнении данного задания.

3. Наличие или отсутствие ошибок в третьей серии эксперимента служит дополнительным показателем трудности или легкости переключения внимания.

ВЫВОД

Для того, чтобы результаты проведенного эксперимента педагог мог использовать в своей практической деятельности, необходимо:

1. Сделать вывод о том, быстро, медленно или со средней скоростью происходит переключение внимания у данного школьника в условиях учебной деятельности. Чтобы вывод был достаточно обоснованным и достоверным, необходимо сравнить показатели времени переключения внимания данного испытуемого со средними по группе (например, по классу) при выполнении этого же эксперимента. Кроме того, более высокую достоверность выводов может обеспечить проведение с данным испытуемым дополнительных экспериментов, аналогичных по целям, но отличающихся по процедуре (см. методику «Нарисуй треугольники» в данном пособии).

2. знать, в чем состоит специфика индивидуального подхода к школьникам с быстрой, средней и медленной скоростью переключения внимания.

ПРИМЕЧАНИЕ

Ввиду определенной сложности данная методика рекомендуется для проведения со старшеклассниками и старшими подростками. Для экспериментов с младшими школьниками и младшими подростками вместо таблицы с большими и малыми числами лучше использовать черно-красные таблицы (см. «Практические занятия по психологии» под ред. А. В. Петровского, М.: Просвещение, 1972.С. 58—59).

МЕТОДИКА «НАРИСУЙ ТРЕУГОЛЬНИКИ»

ЦЕЛЬ: Изучение индивидуальных различий в скорости переключения внимания с одного ряда действий на другой.

ОБОРУДОВАНИЕ: лист бумаги, карандаш, секундомер.

ХОД РАБОТЫ. Эксперимент проводится в три серии. В первой серии испытуемый должен нарисовать три строчки треугольников основанием вверх. Во второй серии ему дается задание нарисовать три строчки треугольников основанием вниз. В третьей серии необходимо нарисовать шесть строчек треугольников, чередуя их следующим образом: один треугольник основанием вниз, второй основанием вверх и т. д. Экспериментатор фиксирует время выполнения задания в каждой из трех серий.

Основным условием достоверности полученных данных в этом эксперименте является строгое соблюдение следующего правила:

количество и размер треугольников во всех 12-ти строчках должны быть одинаковыми. Это необходимо для того, чтобы работа в первых двух сериях опыта, была равна работе, выполненной в третьей серии.

ОБРАБОТКА, АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ И ВЫВОДЫ аналогично методике «Большие и малые числа».

МЕТОДИКА «ШИФРОВКА»

ЦЕЛЬ: изучить индивидуальные особенности в распределении и переключении внимания.

ОБОРУДОВАНИЕ: специальные бланки (см. приложение № 3), секундомер, ручка.

ХОД РАБОТЫ. Экспериментатор выдает испытуемому бланк и предлагает прочесть инструкцию, напечатанную в начале бланка. Затем испытуемому дается возможность потренироваться в выполнении задания. Для этого он должен заполнить в соответствии с инструкцией первые пять свободных клеток бланка. Затем, экспериментатор дает команду начать работу и одновременно включает секундомер. По истечении 60 секунд делается команда закончить работу.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

1. По ключу проверяется правильность выполнения задания. (см. приложение № 4).

2. Определяется показатель К – количество правильно заполненных клеток.

3. Показатель К переводится в шкальные оценки (Р) по следующей таблице:

Показатель К 0 – 11 13-14 15-17 18-22 23-28 28-34 35-40 41-46 47-51 52-57 58-61 62-65
Шкальная оценка (Р)

ВЫВОД. Делается вывод об уровне распределения и переключения внимания испытуемого. Чем больше величина показателей К и Р тем этот уровень выше.

МЕТОДИКА «КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА»

ЦЕЛЬ: Изучить индивидуальные особенности устойчивости и концентрации произвольного внимания.

ОБОРУДОВАНИЕ: 1. бланк корректурной пробы (см. приложение N 5) или газетный текст.

2. секундомер, ручка.

ХОД РАБОТЫ

Экспериментатор выдает испытуемому бланк корректурной пробы или газетный текст и сообщает инструкцию: «Просматривай слева направо каждую строчку в бланке, Вы должны вычеркивать вертикальной чертой буквы «р» и «к». Задание следует выполнять быстро, точно. Кроме того, по моему сигналу «Черта!» Вы должны будете проставлять вертикальную черту у той буквы, у которой Вас застал мой сигнал, а потом продолжить выполнять задание до сле­дующего сигнала. И так далее до конца бланка»:

Эксперимент проводится в течение четырех минут. Через каждые 30 секунд экспериментатор произносит слово «Черта!». На второй и четвертой минуте опыта экспериментатор, не предупреждая испытуемых, вводит помехи, называя вслух какие-либо буквы алфавита.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

1. Проверить правильность выполнения задания.

2. Для каждого временного промежутка (а их должно быть 8 по 30 сек) подсчитывается следующий показатель:

а) количество правильно подчеркнутых букв (m),

б) количество пропущенных букв (р),

в) количество неправильно подчеркнутых букв (r),

г) общее количество подчеркнутых букв (N).

N=m+r

3. Вычислить показатели скорости выбора сигнала (S) Для каждого временного Промежутка в отдельности (S1, S2, ..., S8) По формуле: S= m/T, где Т=ЗО сек.

4. Вычислить коэффициенты точности выполнения задания (А) для каждого временного промежутка (A1, A2,...., A8) no формуле: A=(N-r)/(N+r)

5. Все найденные показатели занести в таблицу:

Временные промежутки 30 сек. Фон Ответы испытуемого Характернее внимания
    m r p S А
1. Без помех          
2. Без помех          
3. С помехами          
4. Без помех          
5. Без помех          
6. Без помех          
7. С помехами          
8. Без помех          

6. Построить график динамики устойчивости внимания, для чего по оси абсцисс отложите все 30-ти секундные отрезки времени (T1,Т2,...,Т8), а по оси ординат – скорости выбора (S1, S2, .... S8)

7. Вычислить условный показатель концентрации внимания по формуле: К=Aп/Абп где А37 Ап — точность выполнения задания на фоне помех Ап= (А37 )/2

Абп — точность выполнения задания без помех.

Абп= (A1+A2+A4+A5+A6+A8)/6

Наши рекомендации