Методика «большие и малые числа»
ЦЕЛЬ: Изучение индивидуальных различий в скорости переключения внимания с одного ряда действий на другой.
ОБОРУДОВАНИЕ: 1. Специальный бланк – таблица (см. приложение № 2) 2. Секундомер или часы с секундной стрелкой.
ХОД РАБОТЫ: Эксперимент проводится в три серии. В первой серии испытуемый отыскивает числа крупного шрифта в порядке их убывания (от 74 до 11 включительно) и указывает соответствующие клетки таблицы карандашом. Во второй серии испытуемый должен отыскать и указать в таблице числа мелкого шрифта в порядке их возрастания (от 11 до 74 включительно). В третьей серии испытуемый попеременно отыскивает числа крупного шрифта в порядке убывания и мелкого шрифта в порядке возрастания, указывая соответствующие клетки таблицы карандашом. Например, 74 крупное, 11 мелкое, 73 крупное, 12 мелкое, 72 крупное, 13 мелкое и т.д.
Экспериментатор во всех трех сериях фиксирует время выполнения задания по секундомеру, а также количество допускаемых испытуемым ошибок, причем сразу указывает на ошибку, требуя ее исправления.
ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ.
1. Но результатам эксперимента составляется следующая таблица:
показатели | 1 серия | 2 серия | 3 серия | 1+2 серии | 3сер.—(1+2 сер.) |
Время | |||||
Ошибки |
2. Полученные количественные показатели имеют следующее Психологическое содержание. Работа, выполненная испытуемым в 1-ой и 2-ой сериях совместно равна работе, выполненной в третьей серии. Однако, время выполнения третьей серии не равно сумме времен выполнения первых двух серий, т. к. в третьей серии какое-то время затрачивается на переключение внимания. Следовательно, разница между показателями – это время переключения внимания данного школьника при выполнении данного задания.
3. Наличие или отсутствие ошибок в третьей серии эксперимента служит дополнительным показателем трудности или легкости переключения внимания.
ВЫВОД
Для того, чтобы результаты проведенного эксперимента педагог мог использовать в своей практической деятельности, необходимо:
1. Сделать вывод о том, быстро, медленно или со средней скоростью происходит переключение внимания у данного школьника в условиях учебной деятельности. Чтобы вывод был достаточно обоснованным и достоверным, необходимо сравнить показатели времени переключения внимания данного испытуемого со средними по группе (например, по классу) при выполнении этого же эксперимента. Кроме того, более высокую достоверность выводов может обеспечить проведение с данным испытуемым дополнительных экспериментов, аналогичных по целям, но отличающихся по процедуре (см. методику «Нарисуй треугольники» в данном пособии).
2. знать, в чем состоит специфика индивидуального подхода к школьникам с быстрой, средней и медленной скоростью переключения внимания.
ПРИМЕЧАНИЕ
Ввиду определенной сложности данная методика рекомендуется для проведения со старшеклассниками и старшими подростками. Для экспериментов с младшими школьниками и младшими подростками вместо таблицы с большими и малыми числами лучше использовать черно-красные таблицы (см. «Практические занятия по психологии» под ред. А. В. Петровского, М.: Просвещение, 1972.С. 58—59).
МЕТОДИКА «НАРИСУЙ ТРЕУГОЛЬНИКИ»
ЦЕЛЬ: Изучение индивидуальных различий в скорости переключения внимания с одного ряда действий на другой.
ОБОРУДОВАНИЕ: лист бумаги, карандаш, секундомер.
ХОД РАБОТЫ. Эксперимент проводится в три серии. В первой серии испытуемый должен нарисовать три строчки треугольников основанием вверх. Во второй серии ему дается задание нарисовать три строчки треугольников основанием вниз. В третьей серии необходимо нарисовать шесть строчек треугольников, чередуя их следующим образом: один треугольник основанием вниз, второй основанием вверх и т. д. Экспериментатор фиксирует время выполнения задания в каждой из трех серий.
Основным условием достоверности полученных данных в этом эксперименте является строгое соблюдение следующего правила:
количество и размер треугольников во всех 12-ти строчках должны быть одинаковыми. Это необходимо для того, чтобы работа в первых двух сериях опыта, была равна работе, выполненной в третьей серии.
ОБРАБОТКА, АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ И ВЫВОДЫ аналогично методике «Большие и малые числа».
МЕТОДИКА «ШИФРОВКА»
ЦЕЛЬ: изучить индивидуальные особенности в распределении и переключении внимания.
ОБОРУДОВАНИЕ: специальные бланки (см. приложение № 3), секундомер, ручка.
ХОД РАБОТЫ. Экспериментатор выдает испытуемому бланк и предлагает прочесть инструкцию, напечатанную в начале бланка. Затем испытуемому дается возможность потренироваться в выполнении задания. Для этого он должен заполнить в соответствии с инструкцией первые пять свободных клеток бланка. Затем, экспериментатор дает команду начать работу и одновременно включает секундомер. По истечении 60 секунд делается команда закончить работу.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
1. По ключу проверяется правильность выполнения задания. (см. приложение № 4).
2. Определяется показатель К – количество правильно заполненных клеток.
3. Показатель К переводится в шкальные оценки (Р) по следующей таблице:
Показатель К | 0 – 11 | 13-14 | 15-17 | 18-22 | 23-28 | 28-34 | 35-40 | 41-46 | 47-51 | 52-57 | 58-61 | 62-65 | |
Шкальная оценка (Р) |
ВЫВОД. Делается вывод об уровне распределения и переключения внимания испытуемого. Чем больше величина показателей К и Р тем этот уровень выше.
МЕТОДИКА «КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА»
ЦЕЛЬ: Изучить индивидуальные особенности устойчивости и концентрации произвольного внимания.
ОБОРУДОВАНИЕ: 1. бланк корректурной пробы (см. приложение N 5) или газетный текст.
2. секундомер, ручка.
ХОД РАБОТЫ
Экспериментатор выдает испытуемому бланк корректурной пробы или газетный текст и сообщает инструкцию: «Просматривай слева направо каждую строчку в бланке, Вы должны вычеркивать вертикальной чертой буквы «р» и «к». Задание следует выполнять быстро, точно. Кроме того, по моему сигналу «Черта!» Вы должны будете проставлять вертикальную черту у той буквы, у которой Вас застал мой сигнал, а потом продолжить выполнять задание до следующего сигнала. И так далее до конца бланка»:
Эксперимент проводится в течение четырех минут. Через каждые 30 секунд экспериментатор произносит слово «Черта!». На второй и четвертой минуте опыта экспериментатор, не предупреждая испытуемых, вводит помехи, называя вслух какие-либо буквы алфавита.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
1. Проверить правильность выполнения задания.
2. Для каждого временного промежутка (а их должно быть 8 по 30 сек) подсчитывается следующий показатель:
а) количество правильно подчеркнутых букв (m),
б) количество пропущенных букв (р),
в) количество неправильно подчеркнутых букв (r),
г) общее количество подчеркнутых букв (N).
N=m+r
3. Вычислить показатели скорости выбора сигнала (S) Для каждого временного Промежутка в отдельности (S1, S2, ..., S8) По формуле: S= m/T, где Т=ЗО сек.
4. Вычислить коэффициенты точности выполнения задания (А) для каждого временного промежутка (A1, A2,...., A8) no формуле: A=(N-r)/(N+r)
5. Все найденные показатели занести в таблицу:
Временные промежутки 30 сек. | Фон | Ответы испытуемого | Характернее внимания | |||
m | r | p | S | А | ||
1. | Без помех | |||||
2. | Без помех | |||||
3. | С помехами | |||||
4. | Без помех | |||||
5. | Без помех | |||||
6. | Без помех | |||||
7. | С помехами | |||||
8. | Без помех |
6. Построить график динамики устойчивости внимания, для чего по оси абсцисс отложите все 30-ти секундные отрезки времени (T1,Т2,...,Т8), а по оси ординат – скорости выбора (S1, S2, .... S8)
7. Вычислить условный показатель концентрации внимания по формуле: К=Aп/Абп где А3+А7 Ап — точность выполнения задания на фоне помех Ап= (А3+А7 )/2
Абп — точность выполнения задания без помех.
Абп= (A1+A2+A4+A5+A6+A8)/6