Методические рекомендации для студентов
V. САМОКОНТРОЛЬ И ПОДГОТОВКА К ТЕСТИРОВАНИЮ
Нормативно-правовые основы деятельности вожатого в детском оздоровительном лагере
Содержание темы
Нормативно-правовая база деятельности детских оздоровительных лагерей: типовое положение о детском оздоровительном лагере, устав ДОЛ, правила внутреннего трудового распорядка ДОЛ, локальные нормативные акты (законные распоряжения и приказы директора лагеря, должностные инструкции сотрудников лагеря и пр.). Типовое положение о детском оздоровительном лагере: общие положения, организация деятельности лагеря, основы деятельности лагеря, имущество и средства учреждения.
Должностная инструкция вожатого-воспитателя ДОЛ: общие положения, должностные обязанности, права и ответственность.
Должностная инструкция вожатого: общие положения, функции, должностные обязанности, права, ответственность вожатого, взаимоотношения и связи вожатого по должности.
Характеристика обязанностей вожатого: основные функции (воспитательные, организационные, хозяйственные, спортивно-оздоровительные); права и обязанности вожатого; условия и организация труда вожатого (рабочее место вожатого, санитарно-гигиенические условия, режим труда и отдыха).
Кодекс вожатого: свод правил поведения, общения, взаимодействия, деловых и межличностных отношений с руководителями лагеря, коллегами, подопечными, родителями и прочими лицами, имеющими отношение к деятельности лагеря. Рекомендации и запреты для вожатого. Регламент гражданской, профессиональной, личной свободы и ограничений деятельности вожатого. Морально-этические заповеди вожатого.
Компетенции
Слушатели должны знать:
– нормативно-правовые основы организации детского оздоровительного отдыха,
– типовое положение о детском оздоровительном лагере,
– примерную должностную инструкцию вожатого,
– права и обязанности вожатого,
– ответственность вожатого за жизнь и здоровье воспитанников вверенного отряда, нарушение их прав и свобод в соответствии с законодательством Российской Федерации,
– регламент взаимоотношений в трудовом коллективе,
– требования, предъявляемые обществом, работодателем, коллегами, родителями воспитанников, к морально-этическ4ому облику вожатого;
– уметь:
– использовать в работе основные положения нормативных документов;
– выстраивать уставные отношения в трудовом коллективе и коллективе воспитанников детского оздоровительного лагеря;
– соблюдать морально-этические нормы поведения вожатого;
– владеть:
– навыками самообразования и накопления педагогического опыта.
КИМы
1. Укажите, какой документ регламентирует деятельность детского оздоровительного лагеря:
1) должностная инструкция вожатого
2) типовое положение о детском оздоровительном лагере
3) методические рекомендации по организации детского оздоровительного отдыха
4) требования работодателя-руководителя детского оздоровительного лагеря
2. Укажите, что входит в функциональные обязанности директора ДОЛ:
1) ответственность за организацию учета детей
2) утверждение программы работы лагерной смены и контроль ее реализации
3) составление штатного расписания, определение должностных обязанностей персонала
4) оказание методической помощи воспитателям и вожатым
5) организация административного контроля качества воспитательной работы
6) составление аналитического отчета о деятельности лагерной смены
3. Укажите, что выходит функциональные обязанности воспитателя и вожатого ДОЛ:
1) взаимодействие с родителями и лицами, их заменяющими
2) контроль соблюдения санитарно-гигиенических норм и правил, разработанных для ДОЛ
3) организация и проведение оздоровительных и физкультурно-массовых мероприятий
4) контроль организации и качества питания воспитанников
5) ответственность за безопасность жизни и здоровье воспитанников
6) оказание первой медицинской помощи при травмах, заболеваниях
4. Укажите, к какой категории относится вожатый:
1) аниматоры и модераторы
2) административный персонал
3) учебно-вспомогательный персонал
4) тьюторы
5. Укажите, какие права из нижеперечисленных имеет вожатый:
1) определять рацион питания и меню блюд в день
2) знакомиться с проектами приказов руководства, касающихся своих должностных обязанностей
3) вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с исполнением обязанностей
4) определять режим дня воспитанников
6. Укажите, какие действия запрещаются вожатому:
1) покидать территорию лагеря самому или с воспитанниками без разрешения руководителя лагеря
2) оставлять воспитанников без присмотра, в том числе в ночное время
3) запрашивать лично информацию или документы, касающиеся деятельности вожатого
4) допускать присутствие на территории ДОЛ посторонних лиц без разрешения руководителя учреждения
5) употреблять спиртные напитки и находиться в нетрезвом состоянии на территории ДОЛ
6) проводить по собственной инициативе мероприятия с отрядами
7. Укажите, за что несет персональную ответственность вожатый:
1) ответственность за качество питания и оздоровление воспитанников
2) ответственность за жизнь и здоровье подопечных воспитанников
3) ответственность за степень удовлетворения потребностей родителей в организации отдыха детей и подростков
4) ответственность за совершение в процессе осуществления своей деятельности правонарушения
5) ответственность за сохранность имущества лагеря, используемого воспитанниками отряда или переданного отряду
6) ответственность за санитарно-гигиеническое состояние территории и объектов лагеря
8. Укажите, какие из высказываний отражены в общих положениях должностных обязанностей вожатого:
1) в своей работе вожатый подчиняется начальнику лагеря, старшему вожатому
2) к работе вожатого допускаются лица, начиная с 16-ти летнего возраста
3) рабочий день вожатого ненормированный, рабочая неделя составляет 6 дней
4) рабочий день вожатого составляет 6 часов при шестидневной рабочей неделе
5) вожатый осуществляет работу с отрядом в соответствии со своим планом работы
6) вожатый осуществляет работу с отрядом в соответствии с планом работы лагеря
9. Укажите, нормативные документы регламентирующие деятельность вожатого и воспитателя ДОЛ:
1) государственный образовательно-оздоровительный стандарт
2) положение о детском оздоровительном лагере
3) устав детского оздоровительного лагеря
4) методические рекомендации по организации летнего отдыха детей и подростков
5) правила внутреннего распорядка детского оздоровительного лагеря
6) должностные инструкции воспитателя и вожатого
10. Укажите, за какие нарушения грозят административные взыскании, вплоть до увольнения вожатого, а также административная и уголовная ответственность:
1) несоблюдение режима труда и отдыха вожатого
2) несоблюдение должностной инструкции
3) нарушения требований трудового распорядка и внутренней дисциплины лагеря
4) несоблюдение правил личной гигиены
5) отсутствие на территории лагеря в выходной день
6) получение ущерба здоровья воспитанником
Вопросы для итоговой аттестации
1. Нормативно-правовые основы организации деятельности детского оздоровительного лагеря.
2. Характеристика типового положения о детском оздоровительном лагере.
3. Характеристика должностной инструкции вожатого. Права и обязанности вожатого.
4. Характеристика функциональных обязанностей вожатого и воспитателя детского оздоровительного лагеря.
Задания для СРС
1. Изучите «Типовое положение о детском оздоровительном лагере», «Должностную инструкцию вожатого», «Методические рекомендации по совершенствованию воспитательной и образовательной работы в детских оздоровительных лагерях, по организации досуга детей» и составьте опорную схему «Права и обязанности вожатого».
2. На основе изучения рекомендованных литературных источников составьте «Кодекс вожатого».
3. Составьте «Правила поведения в лагере» для своих предполагаемых воспитанников.
Методические рекомендации для студентов
Изучение темы 1 «Нормативно-правовые основы деятельности вожатого в детском оздоровительном лагере» предполагает следующую систему работы:
1. Прослушивание лекции и участие в дискуссии по изучаемой теме.
2. Изучение рекомендованных нормативных документов и литературных источников.
3. Самостоятельный поиск и переработку информации.
4. Составление опорной схемы «Права и обязанности вожатого».
5. Составление «Кодекса вожатого» в собственной редакции.
6. Составление для воспитанников «Правил поведения в лагере».
7. Подготовку и прохождение тестирования.
8. Подготовку и прохождение итоговой аттестации.
9. Осуществление саморефлекции по поводу нормативно-правовой готовности осуществления деятельности вожатого детского оздоровительного лагеря.
10. Приобретение, накопление и осмысление собственного опыта деятельности в качестве вожатого детского оздоровительного лагеря.