Дифференциальная диагностика безречевых детей
Дифференциальная диагностика безречевых детей, особенно в дошкольном возрасте, представляет значительные трудности, что обусловлено сходством внешних проявлений и вероятной общностью других патогенетических механизмов. Даже опытные логопеды, обследуя безречевого ребенка, не всегда могут с точностью назвать речевое заключение. Действительно, иной раз бывает трудно выделить первичное нарушение и вторичные проявления. Для этого, как правило, требуется дополнительное динамическое изучение. Наибольшие трудности представляет дифференциальная диагностика сенсорной алалии и интеллектуальной недостаточности; моторной алалии, разнообразных задержек речевого развития и интеллектуальной недостаточности; анартрии и интеллектуальной недостаточности при ДЦП; сенсорной алалии, интеллектуальной недостаточности и аутизма.
Как показывает практика, в последнее время участились ситуации, когда у ребенка отмечается сочетанное расстройство, например, незначительное снижение слуха[2], задержка психоречевого развития и нарушение центральных слуховых процессов; ДЦП и вторичная аутизация при нем, дизартрия и моторная алалия и др.
Дифференциальную диагностику безречевых детей затрудняет наличие неврологической симптоматики — минимальной мозговой дисфункции, синдромов гипо- и гипервозбудимости, гипертензионно-гидроцефального и церебрастенического синдромов. При всем разнообразии неврологической симптоматики для безречевых детей характерно снижение психической активности, внимания, памяти, отмечается недостаточность целенаправленной деятельности. Кроме того, симптомы поражения нервной системы могут иметь регредиентный характер. Так, отмечаются периодические кризы, проявляемые в приступах плача, рвотном рефлексе, беспокойном поведении, аффективно-респираторных приступах. Даже при легком и доброкачественном течении заболевания без очаговых неврологических симптомов общий потенциал ребенка снижен.
Поэтому специалистам важно не только провести дифференциальную диагностику, но и наметить прогноз, от которого зависит социальная адаптация ребенка.
При психолого-педагогическом обследовании безречевых детей необходимо следовать принципам, выявляющим возможные причины, механизм и симптоматику расстройств. Это поможет постановке правильного речевого диагноза.
Обследование безречевых детей нужно строить как совокупность взаимосвязанных приемов, заданий, использование которых позволит выявлять их индивидуальные особенности.
При определении содержания и направлений обследования важно учитывать данные о полиморфной группе безречевых детей и о работе с ними {Б.М. Гриншпун, Р.Е. Левина, О.Н. Усанова, Э. Хейссерман, М.Е. Хватцев, С.Н. Шаховская и др.). Для изучения неречевых психических функций, целесообразно учитывать нейропсихологические исследования взрослых и детей с тяжелыми нарушениями речи (Т.В. Аху- тина, Т.Г. Визель, А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова).
Анализ речевого дефекта и прогнозирование его последствий необходимо реализовывать с позиций зоны ближайшего развития (по Л.С. Выготскому).
Диагностику безречевых детей следует проводить с учетом следующих принципов:
- комплексного подхода (дает возможность прогнозирования коммуникативного и речевого, вербального развития);
- системного структурно-динамического изучения психического развития (позволяет повысить эффективность психолого-педагогического изучения в целом);
- качественного анализа структуры дефекта (предоставляет материал для оценки деятельности);
- целостного анализа психического развития ребенка (позволяет вскрыть соотношения между первичным и вторичным дефектом и др).
Процесс диагностирования должен быть организован таким образом, чтобы каждый безречевой ребенок мог реагировать на том уровне и такими средствами, которые ему доступны. Формы общения между специалистом, проводящим обследование, и самим ребенком должны предполагать учет его минимальной реакции (улыбка, жест, знак отрицания, фиксация взгляда на предмете и т.д.).
При ознакомлении с медико-педагогической документацией и в беседах с родителями малыша специалистов должны интересовать следующие вопросы: каковы индивидуально-типологические особенности ребенка; когда у него появилась реакция на близких и чужих лиц; насколько он проявляет инициативу и стремится к общению; какие у него отмечаются особенности поведения; какие именно ситуации влияют на изменение последнего.
К данным анамнеза, на наш взгляд, надо относиться в определенной мере скептически, так как большинство родителей не всегда могут адекватно ответить на вопросы о раннем моторном развитии собственных детей, дать информацию о времени появления комплекса оживления, гуления и лепета, об эмоциональных аспектах коммуникации и невербальных средствах общения. Так, мамы и папы или занижают, или (чаще) завышают возможности самого ребенка, доказывая специалисту: «Раньше он говорил, а потом упал (испугался, тяжело переболел) и перестал говорить».
Инструкторам ЛФК и массажистам необходимо задать вопросы о моторном развитии ребенка, характере его реакций на определенные раздражители, специфике манипулятивной деятельности рук и качестве походки. Особенности физического развития и состояния здоровья устанавливаются во время бесед с врачом-педиатром; наличие патологических отклонений, состояние психического здоровья ребенка, характеристика умственного развития — во время бесед с врачом-психиатром; особенности двигательного статуса — в беседах с врачом-ортопедом. Учитываются данные о состоянии уха, горла и носа, органов артикуляции, данные аудиограммы, сведения о состоянии зрения и др. Эти материалы помогут вам сформулировать исходные предпосылки для диагностики психических функций. По результатам изучения на каждого ребенка желательно составить индивидуальные профили, отражающие состояние его:
- зрительных и двигательных функций, слухового и тактильного восприятия;
- эмоционально-волевой и социальной сфер;
- интеллектуальных операций;
- невербальных компонентов коммуникации.
При обследовании нужно обращать внимание на мимику и эмоциональные проявления, выраженность социальных эмоций (обращение за помощью, реакцию на оценку или чувствительность к оценке взрослого) и их адекватность; отмечать особенности общения с окружающими (персоналом ДОУ, сверстниками) и особенности адаптации к условиям учреждения. Необходимо учитывать, может ли ребенок самостоятельно кусать, жевать, глотать, пить из чашки. Наблюдение за реакциями на определенные раздражители дает информацию о состоянии сенсорного аппарата дошкольника.
В организованной взрослыми деятельности надо фиксировать возможность вовлечения ребенка в индивидуальную и совместную со взрослым игровую или другую деятельность (бытовую, познавательную и т.д.), наличие интереса к предложенным играм и занятиям, проявление инициативы со стороны самого ребенка, его способность к сотрудничеству, эмоциональную реакцию на оценку его достижений, наблюдения за изменениями его деятельности после сделанного ему замечания, наличие звукоподражательных реакций, модулированного лепета, сопровождающего игру. Кроме этого, нужно отметить доступный ребенку уровень игрового взаимодействия: проявление интереса к игрушкам, их выбор, адекватность использования, владение знаково-символическими функциями и обратить внимание на поведение дошкольника в игре, его эмоциональную экспрессию и эмпатию.
Предлагая задания для обследования, нужно помнить, что они должны быть эмоционально окрашены и спланированы таким образом, что реакция на них может выражаться минимально. В арсенале специалиста, проводящего обследование, должен быть не только дидактический материал, но и различные аксессуары (бусы, шляпки, браслеты, перчатки, кольца). Театральные куклы бибабо, светящиеся игрушки, фонарик, елочная мишура, брызгалки, веер — все эти предметы помогут заинтересовать ребенка и наладить с ним контакт. Вместо муляжей лучше использовать настоящие фрукты, цветы, посуду и т.д. Необходимо применять различную стимуляцию, положительное подкрепление деятельности ребенка. Именно в атмосфере эмоционального комфорта в большей степени могут выявиться потенциальные возможности безречевых детей.
Специалистам также необходимо обратить внимание на то, как ребенок вступает в контакт, есть ли у него негативные реакции общего и речевого характера. У детей, плохо вступающих в контакт, проявляющих негативизм, нужно уточнить характер игровой деятельности: может ли дошкольник развернуть игру, включиться в подражание игровым действиям и самостоятельно продолжить их. Если выявить возможности ребенка путем направленного обследования недоступно, общение с ним нужно организовать в процессе игры на том материале, который эмоционально для него значим («Посмотри на мое колечко, часики», «Давай-ка посмотрим, что у меня в сумке» и т.д.). Наблюдение за детьми в разнообразной деятельности — игре, режимных моментах, прогулке, общении с родителями — также может предоставить обширный материал для диагностики.
Главная задача специалиста, проводящего обследование безречевого ребенка, — правильное определение первичного нарушения, т.е. избежание диагностических ошибок. От правильного диагноза зависят прогноз и перспективы речевого и коммуникативного развития дошкольника.
При диагностике моторной алалии могут возникнуть трудности разграничения с интеллектуальной недостаточностью. У детей с моторной алалией отмечается поиск правильной артикуляции, неумение выполнить комплекс последовательных движений. Парезы артикуляционной мускулатуры отсутствуют. Тональный слух удовлетворительный. Импрессивный словарь и понимание ситуации достаточные, но отмечаются трудности в понимании грамматических форм и развернутого текста. Характерным признаком является не- сформированность ритмической структуры. При пониженной моторной активности, недостаточной ритмичности, нарушении динамического и статического равновесия широко используются паралингвистические средства: жест, мимика, пантомима. У многих детей отмечается левшество или амбидекстрия. Как реакция на речевую недостаточность у таких дошкольников, как правило, отмечаются негативизм, повышенная раздражительность, обидчивость. Наиболее информативными в данных случаях будут трудности плавного переключения от одной артикуляции к другой и невозможность воспроизведения предложенного ритмического рисунка от- хлопыванием при хорошем понимании обращенной речи. При совместном обследовании с врачом-психоневрологом речевое нарушение в данных случаях диагностируется как моторная алалия. Наглядно это проиллюстрирует выписка из истории болезни Егора Б., 4 года 3 мес.
Мальчик на обследование пошел спокойно, интерес к предлагаемому материалу носит формальный характер. Отмечается неврологическая симптоматика — сходящееся косоглазие, асимметрия лицевой мускулатуры. Характерны общая моторная неловкость, неуклюжесть. Чаще пользуется левой рукой. Строение артикуляционного аппарата без патологии. Испытывает трудности при выполнении заданий на удержание артикуляционной позы, выполнении последовательных действий с переключением.
Объем памяти и внимания недостаточный. Понимание обращенной речи удовлетворительное. Отмечаются затруднения в оперировании языковыми единицами, имеющимися в пассив ном запасе. Спонтанная речь — отдельные слова-междометия, эмоциональные возгласы, аморфные образования, понятные в конкретной ситуации. Одним и тем же лепетным словом или звукосочетанием обозначает несколько понятий (на вопрос: «Как говорит кошка, собака, курица, корова?» отвечает: «Аф»). При отраженном проговаривании воспроизводит приблизительный контур слова — «ка» — собака, «ти» — санки, «ейя» — домик. Нарушения звукослоговой структуры отмечаются даже на уровне звукоподражаний (мячик «оп-оп» — «по», дождик «кап-кап» — «пак-пак»). Преобладают разнотипные нарушения произношения. Понимает и использует эмоциональные, изобразительные и символические жесты и мимику.
Заключение: моторная алалия.
Если у ребенка нарушено понимание обращенной к нему речи, нередко возникает вопрос о дифференциации сенсорной алалии с интеллектуальной недостаточностью, аутизмом или тугоухостью. При сенсорной алалии дети слышат, но не понимают обращенную к ним речь, отмечаются несформированность акустико-гностических процессов, снижение способности к восприятию речевых звуков, нарушение произвольного слухового внимания. У детей избирательно затруднено образование условных связей на звуковые раздражители достаточной громкости. Непостоянство слуховой функции зависит от повышенной возбудимости или заторможенности, соматического состояния и обстановки, в которой проводится обследование. Дети проявляют беспокойство, повышенную чувствительность к звукам, безразличным для окружающих: шум сминаемой бумаги, скрип, шуршание. Импрессивный словарь неустойчив, узнавание предметов — избирательно, при изменении форм и порядка слов затруднено понимание грамматических конструкций. Отмечаются трудности включения и переключения внимания. Для общения часто используются мимика и жесты, игровые действия могут сопровождаться модулированным лепетом. Критичность таких детей снижена, поведение — хаотичное, действия — импульсивные. Наиболее информативно то, что такой ребенок слышит, но не понимает обращенной к нему речи, отмечается эхолалия. Речевое нарушение в данных случаях диагностируется как сенсорная алалия. Типичным примером может служить выписка из истории болезни Оли Ц., 4 года 5 мес.
Девочка суетлива, неусидчива, расторможена, контакт носит формальный характер. Внимание неустойчивое. К целенаправленной деятельности привлекается с трудом на непродолжительное время. Характерны импульсивность, хаотичность в деятельности. Простые инструкции выполняет после неоднократного повторения. Отмечается неврологическая симптоматика — череп со скошенным затылком, на висках выражена венозная сеточка, сходящееся косоглазие, конвергенция ослаблена, левая носогубная складка сглажена, твердое нёбо высокое. Артикуляционные уклады не повторяет, дыхание короткое, поверхностное, целенаправленная воздушная струя оформлена недостаточно. Голос нормальный. Отмечается нарушение произвольного слухового внимания — быстро истощается. Испытывает трудности в определении направленности звукового сигнала. Обостренно воспринимает посторонние шумы, шуршание, скрип. Импрессивный словарь неустойчив, узнавание предметов избирательно, в определенных условиях. Лучше понимает мать. К музыке относится избирательно, адекватно реагирует на изменение интонации, не понимая при этом смысла. Наблюдается эхолалия. Эхолалически произнесенное не осмысляется и не закрепляется. Отраженное проговаривание характеризуется приблизительностью: самолет — «алетялясам», молоток — «мяте», лампа — «ляп», кукла — «тюк». Понимание фраз ситуационно. Пользуется жестами и мимикой.
Заключение: сенсорная алалия.
При диагностике анартрии на фоне ДЦП могут возникнуть трудности разграничения с интеллектуальной недостаточностью и моторной алалией. У детей с анартрией произвольная речь отсутствует, отмечаются выраженные координационные расстройства. Повышение мышечного тонуса ограничивает движения артикуляционного аппарата. Дети не могут по подражанию воспроизвести артикуляционные уклады, отмечается гиперсаливация. Выявляются рефлексы орального автоматизма в виде сосательного, хоботкового, поискового рефлексов. Детям трудно жевать, кусать твердую пищу, глотать, пить из чашки, некоторые поперхиваются при еде. У всех детей отмечается паралич (парез) верхних и нижних конечностей и речедвигательных мышц. Наряду с нарушениями общей и мелкой моторики, рассогласованностью работы мышц отмечаются нарушения дыхания: судорожные вдохи, укороченный активный выдох, слабая воздушная струя. Понимание обращенной к ним речи в рамках бытовой ситуации. Стереогноз недостаточный. В процессе целенаправленной деятельности дети быстро утомляются, становятся вялыми. Несмотря на то что дошкольники реагируют на тон и интонацию, выполнение целенаправленных действий невозможно. Для таких детей характерны оптико- пространственные нарушения. При утомлении двигательное беспокойство усиливается. Наиболее информативны для диагностики параличи мышц языка, нарушения их мышечного тонуса, неподвижность мягкого нёба (нёбно-глоточных и нёбно-язычных мышц). Речевое нарушение в данных случаях диагностируется как анартрия. Типичным примером может служить выписка из истории болезни Ирины А., 4 года 7 мес.
Девочка лишена возможности передвижения — ДЦП, двойная гемиплегия. Контактна, адекватно реагирует на ситуацию. Резко повышен мышечный тонус в общей и речевой мускулатуре. При попытках активных движений тонус нарастает. Самостоятельно не может кусать, давится твердой пищей. При попытке любой целенаправленной деятельности усиливается саливация. Двигательные нарушения ограничивают предметно- практическую деятельность, манипуляцию с предметами, их восприятие на ощупь. Неврологически: множественные стигмы (высокое твердое нёбо, деформированные ушные раковины, асимметрия лицевой мускулатуры). Носогубные складки сглажены. Строение артикуляционного аппарата: паралич языка, мягкого нёба, гортани. Рот полуоткрыт. Имеются отдельные голосовые реакции, представленные гласными звуками [а], [э], [о]. Вдох судорожный, поверхностный, активный выдох укорочен, отмечается рассогласованность в работе мышц, что приводит к усилению носовой эмиссии воздуха.
Заключение: анартрия.
В случаях несформированности рефлексов на звуковые стимулы представляет трудности дифференциальная диагностика тугоухости, сенсорной алалии, аутизма и выраженной интеллектуальной недостаточности. В подобных случаях неоценимую помощь оказывают аудиометрические данные. Ребенок с аутизмом часто реагирует на тихий голос, успокаивается при звучании знакомой музыки, избегает зрительного контакта, не смотрит на мимику и губы говорящего. Дошкольник с интеллектуальной недостаточностью нечетко различает речь окружающих из-за ограниченности дифференцировочных условных связей речеслухового анализатора. У детей с сенсорной алалией отмечается гиперакузия. В отличие от них у ребят с тугоухостью увеличение громкости обращенной к ним речи улучшает ее понимание. У дошкольников с тугоухостью отмечаются особенности поведения в виде повышенной психической истощаемости, эмоциональной возбудимости, двигательной расторможенности. Функция активного внимания снижена, импрессивный словарь недостаточный. Отмечается активное использование невербальных средств коммуникации. Мимика и пластика при реакции на впечатление меняются, отмечается реакция на выраженные аффективные состояния. Хорошая реакция отмечается на знаковые стимулы. Наиболее информативно то, что такие дети пытаются всматриваться в лицо говорящего. Объективное исследование затруднено, но отмечено, что развитие психики протекает с отклонениями от нормы, а все компоненты языковой системы нарушены. Дошкольники с подобными симптомами обязательно должны быть обследованы отоларингологом и сурдологом. Речевое нарушение в данных случаях диагностируется как отсутствие речи при нарушении слуха. В качестве иллюстрации приведем выписку из истории болезни Игоря М., 4 года 3 мес.
Мальчик на обследование пошел с желанием, проявил интерес к обстановке кабинета, игрушкам (конструктору, мозаике, доске Сегена). Контакт кратковременный, формальный. Двигательно беспокоен, суетлив, истощаем. Внимание неустойчивое. Необходима организация слухового восприятия. Понимает простые расчлененные инструкции, произносимые гром ким голосом. От совместной деятельности отказывается, ломает образцы взрослого, конструирует самостоятельно. «Считывая» с лица инструкцию при выборе предметных картинок, путает слова, близкие по артикуляции. Отмечаются трудности различения неречевых звуков (погремушка и дудочка, игрушка-пищалка и бубен). Строение артикуляционного anпарата без грубой патологии. Лицо амимично, прикус нормальный. Отмечается неврологическая симптоматика: на висках расширена венозная сеть, имеются дизгенетические признаки (высокое твердое нёбо, косолапость). Отказывается от выполнения артикуляционных упражнений в игровой форме, осуществляет непроизвольные движения языка. В экспрессивном запасе имеются аморфные звукокомплексы. Воспроизводит приблизительный контур слова при назывании знакомых предметов, иногда пользуется звукоподражаниями. При отражен
ном проговаривании гласные звуки искажены. Активно использует мимику, указательные и эмоциональные жесты.
Заключение: отсутствие речи при нарушении слуха.
При недостаточно точном и четком восприятии обращенной к нему речи, недифференцированной общей и речевой моторике, неточном зрительном и кинестетическом контроле важно определить первопричину недуга: речь отсутствует, так как у ребенка снижен интеллект, или же интеллект снижен из-за наличия у него больших речевых проблем, т.е. возникает необходимость дифференцировать алалии и интеллектуальную недостаточность. Мотивация и потребность в коммуникативном общении у детей с интеллектуальной недостаточностью снижены, в деловое сотрудничество со взрослым они практически не вступают. Характерные поведенческие реакции: повышенная отвлекаемость, неспособность к психическому напряжению, быстрая истощаемость. Эмоциональное реагирование у большинства детей снижено, этическая дистанция «ребенок — взрослый» отсутствует. Ошибочный диагноз таких дошкольников «ранний детский аутизм» часто обусловлен их неадекватным взаимодействием с окружающими. Но нарушения контактов со средой при интеллектуальной недостаточности будут выражены в меньшей степени, чем при аутизме, страхи таких детей более адекватны. Характерны дезинтегрированные психические проявления с преобладанием простейших аффективных моторно-двигательных реакций. Некоторые дети реагируют на жест и интонацию, их действия в ряде случаев носят подражательный характер. Отмечается недостаточность слухового восприятия. Наиболее информативны для диагностики медленная выработка новых связей во всех анализаторах, наличие стигм дизэмбриогенеза. Отсутствие речи может компенсироваться нечленораздельными звуками. Речевое нарушение в данных случаях диагностируется как отсутствие речи при интеллектуальной недостаточности. Примером может служить выписка из истории болезни Оли Б., 4 года 8 мес.
Девочка на обследование пошла с желанием, интерес к пред лагаемому материалу носит формальный характер. Внимание неустойчивое и нецеленаправленное, отвлекается на любые раздражители и побочные ассоциации, работоспособность снижена. Мышление конкретное, тугоподвижное. Некритична. Понимание речи в рамках бытовой ситуации. На предметную соотнесенность слова оказывают влияние ситуация и мимика говорящего. Отмечается низкий уровень стереотипности реакций на слова-стимулы. Затрудняется в актуализации (в импрессивной речи) даже частотных слов. Сенсомо торные эталоны не сформированы. Действия с дидактическим материалом (доска Сегена, пирамидка) — силовые пробы с элементами практического примеривания. Оперирует штампами, основанными на подражании. Отмечается неврологическая симптоматика: низко расположенные ушные раковины, череп гидроцефальной формы, дисплазии телосложения, сходящееся косоглазие, гипергидроз. Строение артикуляционного аппарата: передние зубы крупные, остальные — мелкие, кариозные, открытый боковой прикус. Лицо с множественными стигмами, гипомимично, моторика малодифференцирована. Есть отдельные звуки и слоги — [а], «па», «ма», «би-би». Мимику и жесты практически не использует.
Заключение: отсутствие речи при интеллектуальной недостаточности.
У детей с аутизмом ошибочный диагноз «интеллектуальная недостаточность» обусловлен, как правило, нарушениями адекватного взаимодействия с окружающими. Такие дети проявляют полную отрешенность от происходящего, в моторных действиях отсутствует целенаправленность. Они не пользуются центральным зрением, ничего не рассматривают специально, а у ребенка с интеллектуальной недостаточностью имеется визуальный контакт, а также достаточно выражены витальные (жизненные) потребности. Отсутствие игры и навыков самообслуживания может имитировать выраженную интеллектуальную недостаточность. В отличие от детей с моторной алалией дети с аутизмом не используют мимику, жесты, изобразительные движения. Понимание обращенной речи ситуативно, отсутствуют фиксированные формы даже примитивных моторных стереотипий. Мимика напряжена, лицо часто искажено гримасой страха. В непроизвольной деятельности отмечается пластичность движений. Отмечена тенденция к замещению реального мира аутостимуляторными образованиями, часто отсутствует даже примитивная игра. Для диагностики характерен пассивный дрейф от одного объекта к другому без фиксации взгляда на чем-либо. Могут отмечаться моменты самоагрессии в любых контактах, неприемлемых для таких детей. Наиболее информативны в данных случаях аффективное выделение сигнальных впечатлений и ответ на них стереотипной поведенческой реакцией защиты или удовлетворения потребности. Нарушение в данных случаях диагностируется как аутизм. Типичным примером может служить выписка из истории болезни Коли Т., 4 года 1 мес.
Мальчик избирателен в контактах. Характерно пассивное уклонение, тотальная защита от предлагаемого общения. Активные формы аутостимуляции не развиты, нет фиксированных форм даже примитивных моторных стереотипии. Может длительное время сидеть на одном месте, чаще у окна, и смотреть на улицу. Организовать деятельность — поймать взгляд, получить отклик на зов — практически невозможно. При попытке добиться внимания возникает самоагрессия. При нарушении внутреннего порядка, расписания возникает «букет» эмоций. Центральным зрением почти не пользуется, целенаправленно ничего не рассматривает. На обращение не реагирует, речью не пользуется. Жесты, мимику, изобразительные движения не использует. В редких эхолалиях отмечается удовлетворительное копирование интонации: «Приз или деньги? Приз!», повышение голоса. Неврологически: без очаговой симптоматики. Строение артикуляционного аппарата без патологии. Лицо амимично, с выражением глубокого покоя.
Заключение: ранний детский аутизм (РДА).
Наибольшие сложности для диагностики представляют случаи сочетанных, комбинированных дефектов. Мотивация общения в этих случаях часто не сформирована, активные компоненты деятельности нарушены. Состояние слуха может быть различным, отмечаются особенности гнозиса, праксиса; латерализация и артикуляционная моторика оформлены недостаточно. Способность использовать помощь снижена, приспособляемость в обыденно-практической ситуации часто недостаточная. Для отграничения этих детей от детей с аутизмом необходимо обращать внимание на наличие невербальных компонентов коммуникации: жестовую речь, адекватную мимику, взгляд в лицо взрослого. Многое может сказать и общий облик ребенка: наличие дисплазий головы и туловища, стигм дизэмбриогенеза, витальных потребностей и привязанности к матери. Диагностика в случаях, сходных с сенсорной алалией, проводится с использованием звуков, адекватных порогам слуха дошкольника. Информативны в данных случаях патологии речевых кинестезий, повышенная саливация, нарушенные глотание и жевание, низкая скорость выработки условно-рефлекторной реакции на неречевые и речевые звуки. Эти признаки позволяют квалифицировать сочетанные формы речевой патологии как анартрию у ребенка с интеллектуальной недостаточностью, анартрию у слабослышащего ребенка, снижение слуха у ребенка с интеллектуальной недостаточностью, моторную алалию у ребенка с дизартрией и др. Точно определить этиологию речевого нарушения без динамического наблюдения за обучаемостью дошкольника, особенностями его поведения в игровой и бытовой деятельности не всегда представляется возможным. Совместный анализ данного состояния с врачом и дальнейшие наблюдения помогают уточнить речевой диагноз и тактику медико-психолого-педагогической коррекции с учетом вторичных и третичных отклонений.
Приведем наиболее типичные примеры из историй болезни.
Jlepa Н., 4 года 3 мес.
В контакт не вступает. Внимание не привлекается ни на речевое обращение, ни к игрушкам. Интерес к окружающему не проявляет. Выраженная незрелость всех психичес ких функций, повышенная нервно-рефлекторная возбуди мость. Взгляд фиксируется на непродолжительное время. На собственное имя не реагирует. Жевания нет, глотание затруднено. Отвлеченно улыбается. Деятельность по существу отсутствует. Неврологически: отмечаются множественные стигмы дизэмбриогенеза (готическое твердое нёбо, деформированный череп). Самостоятельно не сидит, не переворачивается, не ползает. Язык в полости рта спастичный, кончик раздвоен, движения крайне ограничены. Открытый боковой прикус.
Заключение: анартрия у ребенка с интеллектуальной недостаточностью.
Миша Р., 4 года 3 мес.
На обследование пошел с желанием. Эмоционален, устанавливает зрительный и тактильный контакты, положительно на них реагирует. Отмечаются двигательные стереотипии, затруднения в имитации движений взрослого. Сенсорно-перцептивная деятельность недостаточная. Сильный захват рук, амбидекстрия. Понимание обращенной речи в рамках бытовой ситуации. Есть отдельные звукоподражания — «аф», «му», «би», «ту». Имеется возможность отраженного повторения изолированных звуков. Проговарива ет аморфные звуковые образования, которые понятны только в конкретной ситуации. Одним и тем же лепетным словом обозначает несколько понятий. Строение артикуляционного аппарата без грубой патологии. Язык тонкий, распластанный в полости рта. Губы вялые, рот полуоткрыт, гиперсаливация, усиливающаяся при выполнении заданий, требующих моторных усилий. Оральный праксис нарушен. Отмечается поиск позы, проявляющийся в беспорядочных движениях языка и губ. Дыхание поверхностное, воздушная струя оформлена недостаточно. Голос назализованный, хриплый. Использует мимикожестикуляторную форму общения.
Заключение: моторная алалия, псевдобульбарная дизартрия.
Интерпретация диагностических данных осуществляется путем количественно-качественной оценки. Адекватность трактовки зависит от верной фиксации исходных данных и раскрытия системы взаимосвязей. В этом специалисту помогут профили-графики. Окончательное заключение о состоянии речи дошкольника ставится только после тщательного изучения и сопоставления совокупности результатов обследования.
Судьбу ребенка решает не дефект, а социальные его последствия. Поэтому работа специалиста, проводящего диагностику, должна быть ориентирована на выявление не столько слабых сторон нарушенной функции, сколько сохраненных возможностей.