II. НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ образовательного процесса по учебным предметам

1. Кодекс Республики Беларусь об образовании.

2. Положение об учреждении общего среднего образования, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283 (с изменениями и дополнениями от 04.02.2014 № 9 и от 10.04.2014 № 38).

3. Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.06.2011 № 38.

4. Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам, утвержденные приказом Министерства образования Республики Беларусь от 29.05.2009 № 674 (с изменениями и дополнениями от 29.09.2010 № 635).

5. Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.12.2012 № 206 (с изменениями и дополнениями от 29.07.2014 № 63 и от 25.11.2014 № 78).

6. Правила безопасности при организации образовательного процесса по учебным предметам (дисциплинам) «Химия» и «Физика» в учреждениях образования Республики Беларусь, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26.03.2008 № 26.

III. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ образовательного процесса по учебным предметам

Учебно-программная документация образовательных программ общего среднего образования

Типовые учебные планы всех видов учреждений общего среднего образования утверждены постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 12.04.2016 № 24 «Аб тыпавым вучэбным плане агульнай сярэдняй адукацыі на 2016/2017 навучальны год» (www.edu.gov.by / Система образования / Управление общего среднего образования / Типовые учебные планы; www. adu.by / Образовательный процесс. 2016/2017 учебный год http://www.adu.by/ru/homepage/obrazovatelnyj-protsess.html / Типовой учебный план общего среднего образования на 2016/2017 учебный год).

Учебные программы по соответствующим учебным предметам для каждого класса размещены на Национальном образовательном портале (http://www.adu.by/ Образовательный процесс. 2016/2017 учебный год http://www.adu.by/ru/homepage/obrazovatelnyj-protsess.html / Учебные программы по учебным предметам).

Особенности организации образовательного процесса при изучении учебных предметов, включая изменения в содержании учебных программ, изложены в соответствующем предметном приложении к данному письму (стр. 15-199).

Распределение времени по темам в учебных программах является примерным. Учителю предоставляется право изменять последовательность изучения вопросов в пределах темы, а также использовать по своему усмотрению резервное время.

Учебники и учебные пособия

В 2016/2017 учебном году для учреждений общего среднего образования с белорусским и (или) русским языками обучения рекомендованы учебники и учебные пособия, перечень которых размещен на Национальном образовательном портале (www.adu.by / Образовательный процесс. 2016/2017 учебный год),а также опубликован в бюллетене Министерства образования Республики Беларусь «Зборнік нарматыўных дакументаў» (2016 г., № 9).

На Национальном образовательном портале (www.adu.by) в разделе «Электронные версии учебников» (http://e-padruchnik.adu.by) размещены электронные версии учебных изданий.

Дополнительные материалы по новым темам, которые разработаны в соответствии с обновленными учебными программами, но не представлены в учебных пособиях по учебным предметам, размещаются на портале (www.adu.by / Образовательный процесс. 2016/2017 учебный год http://www.adu.by/ru/homepage/obrazovatelnyj-protsess.html / Учебные предметы).

Обращаем внимание, что данные материалы будут обновляться в течение учебного года.

Календарно-тематическое планирование

В помощь учителям разработано примерное календарно-тематическое планирование по всем учебным предметам, которое размещено на Национальном образовательном портале (http://www.adu.by / Образовательный процесс. 2016/2017 учебный год http://www.adu.by/ru/homepage/obrazovatelnyj-protsess.html / Календарно-тематическое планирование) и издано в виде книг (примерное календарно-тематическое планирование (Минск : Национальный институт образования : Аверсэв, 2016)).

В календарно-тематическом планировании предлагается примерное распределение учебных часов по темам. Учитель может использовать предлагаемое планирование без изменений (в этом случае календарно-тематическое планирование не нужно переписывать). В то же время учитель имеет право в пределах учебных часов, отведенных на изучение учебного предмета, вносить в календарно-тематическое планирование изменения с учетом особенностей класса и познавательных возможностей учащихся, а также разрабатывать собственное календарно-тематическое планирование, которое в таком случае утверждается руководителем учреждения образования.

Наши рекомендации