Нормативное правовое обеспечение интегрированного обучения и воспитания

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Введение

Реализация права ребёнка с особенностями психофизического развития на получение образования в соответствии с познавательными возможностями и адекватной его здоровью среде по месту жительства (Закон Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)») позволила внедрить в практику обучения новую форму организации образовательного процесса — интегрированное обучение и воспитание.

Обучение детей с особенностями психофизического развития (далее — ОПФР) в условиях образовательной интеграции позволяет ребёнку жить в семье, а родителям активно участвовать в воспитании и развитии своих детей.

Данная форма организации образовательного процесса для учащихся с ОПФР становится всё более востребованной родителями названной группы учащихся. В 2008/09 учебном году более 60 % учащихся с ОПФР по­лучали образование в общеобразовательных учреждениях. Соответственно возросло и количество общеобразовательных учреждений, в которых осуществляется интегрированное обучение и воспитание. Изучение состояния интегрированного обучения и воспитания, осуществлённое Министерством образования в 2008—2009 годах, показало, что специалисты, курирующие вопросы специального об­разования, педагогические работники учреждений образования испытывают определённые трудности в организации образовательного процесса и определении содержания обучения для разных групп учащихся с ОПФР, что и вызвало необходимость разработки данных методических рекомендаций.

Цель настоящих рекомендаций — помочь специалистам органов управления образованием местных исполнительных и распорядитель­ных органов, общеобразовательных учреждений в создании наиболее благоприятных условий для совместного обучения детей в школах в условиях образовательной интеграции.

К осуществлению интегрированного

Обучения и воспитания

Интегрированное обучение и воспитание — форма организации образовательного процесса, при которой обучение и воспитание детей с ОПФРи детей, не имеющих таких нарушений, осуществляется совместно в общеобразовательном учреждении.

Интегрированное обучение и воспитание организуется для следующих групп детей:

с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью);

с нарушениями психического развития (трудностями в обучении);

с тяжёлыми нарушениями речи;

с нарушениями зрения;

с нарушением слуха;

с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

Интегрированное обучение и воспитание не является обязательным. В каждом кон­кретном случае такая форма обучения организуется по желанию родителей и исходя из ин­тересов ребёнка. Необходимым условием его организации является обеспечение положи­тельных межличностных отношений участников образовательного процесса, создание адаптивного образовательного пространства, позволяющего удовлетворять особые образова­тельные потребности детей с ОПФР.

Интеграция (от лат. inteqratio — восстановление, восполнение) — объединение частей в единое целое. Интеграция в образовании (образовательная интеграция) не является только механическим объединением здоровых учащихся и учащихся с нарушениями физического и (или) психического развития в классе или в школе. Это новая система функционирования общеобразовательного учреждения в ином режиме независимо от количества в нём специальных классов и классов интегрированного (совместного) обучения и воспитания (да­лее — интегрированных классов).

Образовательная интеграция — двусторонний процесс. С одной стороны, ребёнок с ОПФРготовится к совместному обучению со здоровыми сверстниками, адаптируется к образовательному пространству общеобразовательного учреждения. С другой стороны, и общеобразовательное учреждение готовится к работе с ребёнком, имеющим нарушения психофизического развития, создаёт специальные условия для его обучения и воспитания. В образовательной интеграции должно обеспечиваться взаимопонимание как между педагогами (специалистами в области коррекционной и общей педагогики), так и между учащимися с ОПФР и их здоровыми сверстниками. В связи с этим образовательную интеграцию следует рассматривать не как локальный участок работы в одном или нескольких специальных или интегрированных классах, а как системный подход в организации деятельности общеобразовательного учреждения по всем направлениям в целом.

Осуществление интегрированного обучения и воспитания предполагает создание в общеобразовательном учреждении условий для обучения, воспитания, развития и самореализации как учащихся, имеющих нарушения психофизического развития, так и учащихся, не имеющих таких нарушений, организацию их совместной деятельности. Содержание работы общеобразовательного учреждения при организации интегрированного обучения и воспитания отличается от его обычного режима тем, что:

образовательный процесс осуществляется с учётом требований, предъявляемых нормативными правовыми документами к общему среднему и специальному образованию;

обучение детей, не имеющих особенностей физического и (или) психического развития, осуществляется по учебным планам и программам общеобразовательных учреждений;

обучение детей с ОПФР осуществляется по учебным планам и программам специального образования;

создаются специальные условия для обучения и воспитания учащихся с ОПФР;

осуществляется психолого-педагогическое сопровождение детей с ОПФР;

формируются новые качественные характеристики взаимодействия и взаимоотноше­ний участников образовательного процесса при объединении детей с разными познава­тельными возможностями и образовательными потребностями.

В процессе образовательной интеграции включаются во взаимодействие специалисты разных структур: органов управления образованием местных исполнительных и распоря­дительных органов (далее — органов управления образованием), государственных центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее — ЦКРОиР), общеобразова­тельных учреждений.

Органы управления образованием осуществляют организационно-методическое, кадровое и материально-техническое обеспечение интегрированного обучения и воспитания, не­сут ответственность за организацию, состояние и качество интегрированного обучения и воспитания детей с ОПФР в регионе (области, районе, городе).

ЦКРОиР выполняют координирующую функцию. Специалисты ЦКРОиР оказывают организационно-методическую помощь по вопросам открытия, комплектования и функци­онирования интегрированных классов. Они проводят психолого-педагогическое обследо­вание детей с ОПФР, разрабатывают индивидуальные планы оказания коррекционно-педагогической помощи учащимся с ОПФР, обучающимся в интегрированных классах, изучают успешность протекания процессов интегрированного обучения, участвуют в организации методической работы с педагогическими работниками общеобразовательных учреждений и психолого-педагогическом сопровождении учащихся, оказывают консультативную помощь родителям и педагогическим коллективам общеобразовательных учреждений.

Общеобразовательные учреждения осуществляют образовательную деятельность, создают адекватную возможностям разных групп учащихся с ОПФР образовательную среду, организуют их психолого-педагогическое сопровождение. Администрация общеобразо­вательного учреждения несёт ответственность за организацию, состояние и качество инте­грированного обучения и воспитания.

Научно-методические и организационно-содержательные аспекты обучения различных групп детей с ОПФР в условиях образовательной интеграции изложены в монографии А. Н. Коноплёвой, Т. Л. Лещинской «Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития» (Минск: НИО, 2003).

Открытие специальных классов

Обучения и воспитания

Открытию специальных и интегрированных классов предшествует большая организа­ционная работа.

На основе анализа регионального банка данных о детях с ОПФР и пожеланий родителей ЦКРОиР представляет в органы управления образованием прогноз потребности детей с ОПФР в специальном образовании и коррекционно-педагогической помощи, в том числе и предложения об открытии специальных и интегрированных классов.

Специалисты органов управления образованием на основании этих предложений определяют общеобразовательные учреждения, где предполагается организация интегрированного обучения, и готовят материалы в местные исполнительные и распорядительные органы для принятия решения об открытии специальных и интегрированных классов.

После принятия местными исполнительными и распорядительными органами решения об открытии таких классов органом управления образованием совместно с руководителями общеобразовательных учреждений, где планируется осуществление интегрированного обучения и воспитания, проводится работа по созданию в общеобразовательных учреж­дениях специальных условий,таких как:

обеспечение соответствующей учебной литературой (учебными программами специального образования, учебными пособиями и учебниками для специальных общеобразовательных и вспомогательных школ, индивидуальными техническими средствами обучения, дидактическими средствами обучения для детей с ОПФР в соответствии с характером и степенью тяжести имеющихся нарушений развития и др.);

создание безбарьерной среды для обучения детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием);

обучение незрячих (слепых) на основе рельефно-точечной системы Брайля, слабови­дящих — по учебникам и учебным пособиям, изданным увеличенным шрифтом, с использо­ванием тифлотехнических средств и специального оборудования;

обучение неслышащих (глухих) и слабослышащих детей с использованием звукоуси­ливающей аппаратуры, технических средств, обеспечивающих передачу учебного материала и другой информации на визуальной основе;

кадровое обеспечение интегрированного обучения и воспитания (наличие кадров учителей-дефектологов, подготовка педагогического коллектива общеобразовательного учреждения к работе с учащимися с ОПФР);

наличие кабинета учителя-дефектолога, оснащённого необходимым коррекционно-развивающим оборудованием, средствами обучения и учебной литературой с целью оказания коррекционно-педагогической помощи детям с ОПФР, направленной на исправление либо преодоление физических и (или) психических нарушений;

организация социального взаимодействия здоровых детей и детей с ОПФР, направленного на гармонизацию детских взаимоотношений;

создание атмосферы эмоционального комфорта учащимся с целью сохранения их психического и нравственного здоровья и другие.

Рекомендации по организации образовательной среды изложены в учебно-методи­ческом пособии С. Е. Гайдукевич и др. «Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения» (Минск: БГПУ, 2006).

Министерство образования рекомендует определить в каждом регионе опорные обще­образовательные учреждения, где будет осуществляться интегрированное обучение и вос­питание детей с ОПФР, что позволит более экономно расходовать бюджетные средства на создание адаптивной образовательной среды для обучения названной группы детей.

Изучение состояния интегрированного обучения и воспитания показало, что в респуб­лике отмечается сокращение количества специальных классов (с 2003 по 2009 год количество специальных классов уменьшилось на 174 единицы, а количество учащихся, обучающихся в них, уменьшилось на 2177 детей).

Специальный класс или интегрированный класс полной наполняемости как формы ор­ганизации интегрированного обучения име­ют определённые преимущества не только с точки зрения экономической эффективности, но и с позиции наиболее полного удовлетворения интересов обучающихся. Поэтому при организации интегрированного обучения и воспитания рекомендуется открывать специальные классы или интегрированные клас­сы полной наполняемости. Интегрированные классы неполной наполняемости могут откры­ваться преимущественно в общеобразовательных учреждениях сельской местности при условии невозможности организации подвоза детей с ОПФР в опорные общеобразователь­ные учреждения, осуществляющие интегрированное обучение и воспитание.

Обучения и воспитания

Комплектование специальных и интегрированных классов осуществляется органами управления образованием на основании решений местных исполнительных и распоряди­тельных органов, заключений ЦКРОиР и согласия законных представителей ребенка с за­ключением ЦКРОиР.

Зачисление ребёнка в специальный или интегрированный класс осуществляется на основании следующих документов:

приказа руководителя общеобразовательного учреждения;

заявления законных представителей;

свидетельства о рождении ребёнка (предъявляется при зачислении);

заключения ЦКРОиР с рекомендациями об организации образовательного процесса;

согласия законных представителей ребёнка с заключением ЦКРОиР;

медицинской справки установленной формы о состоянии здоровья ребёнка.

Обращаем внимание руководителей общеобразовательных учреждений, что заявление о приёме в интегрированный класс пишут как родители детей с ОПФР, так и родители детей, не имеющих ОПФР.

Наполняемость специальных классов определяется Положением о специальной общеобразовательной школе (школе-интернате) или Положением о вспомогательной школе (школе-интернате) и составляет:

для слабослышащих детей с относительно развитой речью — 10 учащихся;

для неслышащих детей, слабослышащих детей с грубым недоразвитием речи — 8 учащихся;

для незрячих детей — 8 учащихся;

для слабовидящих детей — 12 учащихся;

для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) — 12 учащихся;

для детей с тяжёлыми нарушениями речи — 12 учащихся;

для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата — 10 учащихся, если в названном классе есть один учащийся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием, то 6учащихся;

для детей с интеллектуальной недостаточностью (лёгкой степенью умственной отсталости) — 12 учащихся.

В соответствии с пунктом 20 Положения о специальной общеобразовательной школе (школе-интернате) для детей с особенностями психофизического развития и пунктом 17 Положения о вспомогательной школе (школе-интернате) учредитель, исходя из региональ­ных условий, может открывать специальные классы меньшей наполняемости.

Наполняемость интегрированных классов определяется пунктами 23 и 25 Инструкции о порядке открытия и функционирования специальных классов (групп), классов (групп) интегрированного (совместного) обучения и воспитания (далее — Инструкция).

Интегрированный класс полной наполняемости открывается при наличии:

трёх учащихся с интеллектуальной недо­статочностью;

или трёх неслышащих (глухих) учащихся;

или трёх незрячих (слепых) учащихся;

или трёх учащихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием);

или пяти-шести слабослышащих учащихся;

или пяти-шести слабовидящих учащихся;

или пяти-шести учащихся с тяжёлыми нарушениями речи;

или пяти-шести учащихся с трудностями в обучении;

или одного учащегося с интеллектуальной недостаточностью и двух учащихся с трудностями в обучении;

или одного учащегося с интеллектуальной недостаточностью и двух учащихся с тяжёлыми нарушениями речи;

или одного учащегося с тяжёлыми нарушениями речи и трёх учащихся с трудностями в обучении;

или одного учащегося с трудностями в обучении и трёх учащихся с тяжёлыми наруше­ниями речи;

или двух учащихся с трудностями в обучении и двух учащихся с тяжёлыми нарушени­ями речи (или другие сочетания).

Интегрированный класс неполной наполняемости открывается при наличии меньшего количества детей с ОПФР, чем определено для интегрированного класса полной наполняемости. Интегрированный класс неполной наполняемости может открываться даже при наличии одного ребёнка с ОПФР.

При комплектовании интегрированных классов неполной наполняемости необходимо учитывать тот факт, что учебные занятия в таком классе проводит в основном учитель начальных классов или учителя-предметники. Поэтому в интегрированном классе неполной наполняемости образовательный процесс рекомендуется организовывать не более чем по двум учебным планам разных типов учреждений образования. Например, в таком классе могут реализовываться:

учебный план специальной общеобразовательной школы для детей с тяжёлыми нару­шениями речи и типовой учебный план общеобразовательного учреждения;

или учебный план специальной общеобразовательной школы для детей с трудностями в обучении и типовой учебный план общеобразовательного учреждения;

или учебный план вспомогательной школы и типовой учебный план общеобразовательного учреждения;

или учебный план специальной общеобразовательной школы для детей с нарушением слуха (2-го отделения) и типовой учебный план общеобразовательного учреждения;

или учебный план специальной общеобразовательной школы для детей с нарушением слуха (1-го отделения) и типовой учебный план общеобразовательного учреждения;

или другие сочетания учебных планов.

В исключительных случаях может быть открыт интегрированный класс неполной наполняемости, в котором образовательный процесс организуется по типовому учебному плану общеобразовательного учреждения и учебным планам специальных общеобразовательных школ в следующих сочетаниях:

учебный план специальной общеобразовательной школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи и учебный план специальной общеобразовательной школы для детей с трудностями в обучении;

учебный план специальной общеобразовательной школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи и учебный план 1-го отделения специальной общеобразовательной школы для детей с нарушением слуха и др.

Изучение практики организации интегрированного обучения в республике показало, что в одном из интегрированных классов неполной наполняемости учащиеся обучались:

по типовому учебному плану I класса общеобразовательного учреждения;

по учебному плану I класса специальной общеобразовательной школы для детей с трудностями в обучении (1 ребёнок);

по учебному плану II класса специальной общеобразовательной школы для детей с трудностями в обучении (1 ребёнок);

по учебному плану I класса вспомогательной школы (1 ребёнок).

В данном случае нарушен порядок комплектования интегрированного класса, так как при наличии одного ребёнка с интеллектуальной недостаточностью и двух детей с трудностями в обучении открывается интегрированный класс полной наполняемости. Обу­чение в данном классе учителем осуществлялось по четырём учебным планам, что суще­ственно снижает качество образовательного процесса как в отношении детей с ОПФР, так и в отношении детей, обучающихся по типовому учебному плану общеобразовательного учреждения, что недопустимо.

В целях создания условий для развития творческих способностей детей, в том числе и детей с ОПФР, их участия во внеклассной и внешкольной деятельности в общеобразова­тельных учреждениях, за исключением школ-интернатов, санаторных школ-интернатов, специальных школ закрытого типа, могут открываться группы продлённого дня. Группы открываются для учащихся, получающих образование на I и II ступенях общего среднего образования. В соответствии с пунктом 12 Положения о группе продлённого дня общеобразовательного учреждения, утверждённого постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 7 декабря 2006 г. № 115, наполняемость групп для детей с ОПФР, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, должна соответствовать наполняемости классов, определённой законодательством для лиц с ОПФР. Следовательно, наполняемость групп при организации образовательного процесса в интегрированных классах не должна превышать 20 учащихся, из них от 1 до 6 учащихся с ОПФР.

При осуществлении кадрового обеспечения специальных и интегрированных классов педагогическими работниками администрация общеобразовательного учреждения, учитывая контингент учащихся с ОПФР, может отдавать предпочтение учителю-дефектологу с соответствующей специализацией (сурдопедагог, учитель-логопед, тифлопедагог и др.). Например, в классе для детей с тяжёлыми нарушениями речи, как правило, должен работать учитель-дефектолог со специализацией «учитель-логопед».

6. Сроки получения образования для учащихся с ОПФР

Сроки обучения на I ступени общего среднего образования определяются соответствующими учебными планами и составляют:

для детей с тяжёлыми нарушениями речи, с нарушениями психического развития (трудностями в обучении), с нарушением слуха (2-е отделение) 5 лет;

для детей с нарушением слуха (1-е отделение) 4 года;

для детей с нарушениями зрения, с нарушениями функций опорно-двигательного ап­парата 4—5 лет.

Срок обучения (четырёхлетний или пятилетний) для детей с нарушениями зрения, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата определяется ЦКРОиР.

Сроки обучения на II и III ступенях общего среднего образования для названных групп учащихся соответствуют срокам обучения учащихся общеобразовательных учреждений и составляют 5 лет и 2 года соответственно.

Срок получения образования на уровне общего базового образования для учащихся с интеллектуальной недостаточностью составляет на первом отделении вспомогательной школы 10 лет.

Обучения и воспитания

Образовательный процесс для детей с ОПФР в специальных и интегрированных классах строится на основании учебно-программной документации соответствующего вида специальной общеобразовательной или вспомогательной школы (учебных планов, учебных программ специального образования).

Обучение и воспитание учащихся с ОПФР носит коррекционную направленность, осуществляется с использованием информационных и коммуникационных технологий, средств и методов обучения, учитывающих специфику психофизических нарушений учащихся.

Учебный процесс в специальныхклассах организуется на основании учебных планов, учебных программ соответствующего вида специальной общеобразовательной или вспомогательной школы, а также с учётом требований к его организации в специальных общеобразовательных или вспомогательных школах.

Учебный процесс в интегрированных классах организуется на основании учебного плана интегрированного класса, который составляется на каждый учебный год в соответствии с Инструкцией о порядке разработки и утверждения учебных планов специального образования, учебными программами соответствующего вида специальной общеобразовательной школы и (или) общеобразовательного учреждения, а для учащихся с интеллектуальной недостаточностью — с учебными программами вспомогательной школы.

При организации обучения в интегрированных классах учащихся с ОПФР с пятилетним сроком обучения на I ступени общего среднего образования возникают определённые трудности, так как срок обучения учащихся с ОПФР не совпадает со сроком обучения, определённым для общеобразовательных учреждений. Смена для ребёнка с ОПФР классного коллектива наиболее оптимальна после первого года обучения. Это значит, что реализацию учебного плана и учебной программы II класса для учащихся с ОПФР рекомендуется осуществлять в составе вновь набранного ученического коллектива I класса общеобразовательного учреждения. В этом случае учащиеся с ОПФР будут более успешны в учебной деятельности на фоне их здоровых сверстников, что позволит повысить их социальный статус в классном коллективе. Важен и тот факт, что в этом же коллективе учащиеся продолжат обучение до получения ими документа об образовании.

Перевод учащихся с ОПФРиз одного класса в другой осуществляется по решению педагогического совета общеобразовательного учреждения. В протоколе педагогического совета указываются полностью фамилия, имя и отчество учащихся, класс, учебный план и (или) учебная программа, на основании которой организуется образовательный процесс.

В случае, если учащиеся с ОПФР переводятся с обучения по учебному плану I класса специальной общеобразовательной школы с пятилетним сроком обучения на I ступени общего среднего образования на обучение по соответствующему учебному плану II класса, то в протоколе рекомендуется делать запись следующего содержания:

«1. Во II класс переведены следующие учащиеся:

(список учащихся класса, не имеющих нарушений психофизического развития).

2. На обучение по учебному плану II класса специальной общеобразовательной школы для детей с трудностями в обучении переведены следующие учащиеся:

(список учащихся с ОПФР)».

В этом случае приказ на зачисление учащихся с ОПФР в первый класс интегрированного (совместного) обучения и воспитания руководителем общеобразовательного учреждения оформляется на начало учебного года с указанием фамилии, инициалов учащихся, учебных планов, на основании которых организуется учебный процесс в интегрированном классе.

Образец примерного текста приказа:

На основании заявления родителей, заключения ЦКРОиР, согласия родителей с про­граммой обучения в I класс интегрированного (совместного) обучения и воспитания зачис­лить на обучение:

по типовому учебному плану I класса общеобразовательного учреждения следующих учащихся:

(список учащихся);

по учебному плану II класса специальной общеобразовательной школы для детей с трудностями в обучении следующих учащихся:

(список учащихся).

Если учащиеся с ОПФР, обучающиеся по учебному плану специальной общеобразовательной школы с пятилетним сроком обучения на I ступени общего среднего образования переводятся из II интегрированного класса в III интегрированный класс, то в протоколе рекомендуется делать запись следующего содержания:

«3. В III класс интегрированного (совместного) обучения и воспитания переводятся на обучение:

3.1. по типовому учебному плану III класса общеобразовательного учреждения следующие учащиеся:

Иванов Иван Иванович,

Петров Анатолий Михайлович,

…;

3.2. по учебному плану IV класса специальной общеобразовательной школы для детей с трудностями в обучении следующие учащиеся:

Корсак Дмитрий Васильевич,

Солтан Егор Иванович».

Если учащиеся с ОПФР. обучающиеся по учебному плану специальной общеобразовательной школы с четырёхлетним сроком обучения на I ступени общего среднего образования переводятся из II интегрированного класса в III интегрированный класс, то в протоколе рекомендуется делать запись следующего содержания:

«3. В IIIкласс интегрированного (совместного) обучения и воспитания переводятся на бучение:

3.1. по типовому учебному плану IIIкласcа общеобразовательного учреждения следующие учащиеся:

Иванов Иван Иванович,

Петров Анатолий Михайлович,

...,

3.2. по учебному плану IIIкласса специальной общеобразовательной школы для детей c нарушениями зрения следующие учащиеся:

Корсак Дмитрий Васильевич,

Солтан Егор Иванович».

В приказе о зачислении в соответствующий интегрированный класс указывается т:лько фамилия и инициалы учащихся (без указания учебного плана и (или) учебной программы, на основании которой осуществляетсяобучение детей).

Такой же подход к организации образовательного процесса рекомендуется использовать и в отношении учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Интегрированное обучение детей с трудностями в обучении, как правило, осуществляется на I ступени общего среднего образования. Этот период наиболее благоприятен для осуществления коррекционно-развивающего обучения, специально организованной помощи и поддержки как самого ребёнка, так и его родителей. У большинства учащихся с трудностями в обучении имеющиеся нарушения развитияисправляются, и они переводятся с обучения по учебному плану и программам V класса специальной общеобразовательной школы для детей с трудностями в обучении на обучение по типовому учебному плану и учебным программам V класса общеобразовательного учреждения. Учащиеся с трудностями в обучении, нарушения психофизического развития которых в были исправлены на I ступени общего среднего образования, продолжают обучение на IIступени общего среднего образования по учебному плану VI класса специальной общеобразовательной школы для детей с трудностями в обучении и учебным программам V класса общеобразовательной школы.

Сроки обучения на IIступени общего среднего образования общеобразовательного учреждения и специальной общеобразовательной школы совпадают (5 лет). Нумерация классов в общеобразовательном учреждении и специальной общеобразовательной школе с четырёхлетним сроком обучения на I ступени общего среднего образования, а соответственно и в интегрированных классах совпадает (V—IX классы). Однако в специальных общеобразовательных школах с пятилетним сроком обучения на I ступени общего среднего образования нумерация классов (VI— X классы) не совпадает с нумерацией классов в общеобразовательном учреждении. Поэтому при определении учебной программы общеобразовательного учреждения, по которой будет осуществляться обучение учащихся с ОПФР в интегрированных классах, необходимо учитывать эту особенность. Например, если первый год обучения на II ступени общего среднего образования общеобразовательного учреждения соответствует нумерации «V класс», то в специальной общеобразовательной школе с пятилетним сроком обучения будет соответствовать нумерации «VI класс». В том и другом случае учащиеся обучаются по учебной программе V класса общеобразовательного учреждения.

Организация учебного процесса в интегрированных классах имеет свои особенности и зависит от наполняемости, количества и состава учащихся с ОПФР.

В интегрированном классе полной наполняемостивводится должность учителя-дефектолога. Таким образом, в названном классе работают учитель начальных классов и учитель-дефектолог на I ступени общего среднего образования или учителя-предметники и учитель-дефектолог на IIи IIIступенях общего среднего образования.

Учитель-дефектолог проводит коррекционные занятия, определённые учебным планом соответствующего вида специальной общеобразовательной или вспомогательной школы, а также уроки с учащимися с ОПФР по отдельным учебным предметам.

На I ступени общего среднего образования учитель, как правило, проводит со всем со­ставом класса уроки по следующим учебным предметам: «Изобразительное искусство», «Физическая культура и здоровье», «Трудовое обучение» и т.д.

Обращаем внимание на то, что учебные часы, отведённые на изучение учебных предметов «Русский язык», «Русская литература» или «Литературное чтение», могут реализовываться как на отдельно проводимых учителем-дефектологом уроках, так и в процессе оказания коррекционно-педагогической помощи детям с ОПФР при организации совместной со здоровыми сверстниками учебной деятельности на уроке.

На первом — втором годах обучения учитель-дефектолог, как правило, проводит уроки с детьми с ОПФР по всем учебным предметам за исключением уроков по учебным предметам «Изобразительное искусство», «Физическая культура и здоровье», «Трудовое обучение».

Постепенно количество уроков, которые учитель-дефектолог проводит отдельно от основного класса, уменьшается. Учащиеся с ОПФР включаются в совместную со здоровыми сверстниками учебную деятельность на уроке, а учитель-дефектолог оказывает им коррекционно-педагогическую помощь. Такая организация учебного процесса подготовит учащихся с ОПФРк совместной учебной деятельности на уроках на IIи IIIступенях общего среднего образования.

При организации образовательного процесса для учащихся с интеллектуальной недостаточностью учитель-дефектолог, как правило, проводит уроки по всем учебным предметам, за исключением уроков по следующим учебным предметам: «Изобразительное искусство», «Физическая культура и здоровье», «Трудовое обучение» на протяжении всех лет обучения.

В интегрированном классе неполной наполняемостис детьми с ОПФРорганизуются коррекционно-педагогические занятия (коррекционные занятия и уроки по отдельным учебным предметам учебного плана соответствующего вида специальной общеобразовательной или вспомогательной школы), которые проводит учитель-дефектолог. Коррекционно-педагогические занятия могут проводиться в форме индивидуальных и (или) групповых занятий.

В этом случае с детьми с ОПФР,как правило, организуется совместная со здоровыми сверстниками учебная деятельность, которую осуществляет учитель на I ступени общего среднего образования или учителя-предметники на II и IIIступенях общего среднего образования. Содержание и характер работы отражается при написании рабочих планов. В рабочих планах рекомендуется выделять дополнительную графу, в которой отмечается работа с учеником с ОПФРна каждом этапе урока.

Учитель-дефектолог проводит коррекционные занятия и, как правило, уроки по учеб­ным предметам специального учебного плана, которые отсутствуют в типовом учебном пла­не общеобразовательных учреждений. Например, в учебных планах 1-го отделения вспо­могательной школы есть учебные предметы «Социально-бытовая ориентировка», «Основы компьютерной грамоты», которые отсутствуют в учебном плане общеобразовательных учреждений. Значит, названные учебные предметы включаются в перечень учебных предметов, по которым учитель-дефектолог может проводить уроки в интегрированном классе на всех ступенях общего средне­го образования. Обращаем внимание руководителей общеобразовательных учреждений на то, что при распределении учебных часов коррекционно-педагогических занятий на проведение коррекционной работы (коррекционных занятий) должно выделяться не менее 1 учебного часа в неделю.

Для учащихся с интеллектуальной недостаточностью VI—X классов для проведения уроков по учебному предмету «Трудовое обучение» из учебных часов коррекционно-педагогических занятий выделяются учебные часы, которые проводит учитель трудового обучения. Количество учебных часов на проведение уроков по трудовому обучению определяется общеобразовательным учреждением по согласованию с ЦКРОиР.

На проведение коррекционно-педагогических занятий на одного ребёнка в зависимости от структуры и степени тяжести физического и (или) психического нарушения выделяется от 4 до 8 учебных часов в неделю. Количество учебных часов, отводимых на проведение коррекционно-педагогических занятий, определяется ЦКРОиР в зависимости от количества обучающихся с ОПФР,структуры и степени тяжести нарушений их развития. Например, в классе обучается один ребёнок с интеллектуальной недостаточностью и один ребёнок с трудностями в обучении. На проведение коррекционно-педагогических занятий в таком классе рекомендуется выделять 12 учебных часов (8 учебных часов на проведение коррекционно-педагогических занятий с учащимся с интеллектуальной недостаточностью и 4 учебных часа на работу с ребёнком с трудностями в обучении), так как указанные нарушения различны, как различны учебные планы, программы, методы ра

Наши рекомендации