Вопрос №3 Конспект открытого урока по русскому языку для 2 класса коррекционной школы VIII вида
Тема: «Правописание мягкого знака в середине и на конце слова».
Цели: учить правописанию мягкого знака в середине и на конце слова.
Задачи:
Обучающие: развитие фонематического слуха, формирование умения использования мягкого знака для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова.
Воспитательные: формирование правилъного представления об окружающем мире, нравственных качеств, эстетического отношения к действительности, умения общаться и слушать.
Развивающие: формирование и развитие умения думать, анализировать, обобщать, развитие внимания памяти, воображения, сообразительности.
Используемые методы:
наглядные,частично-поисковые;практические;проблемные.
Наглядность:
карточки в форме солнышка и тучки;
карточки для словарной работы;
карточки со случаями написания мягкого знака и с ошибками в его использовании.
карточки со схемами позиций мягкого знака;
наглядность значений слова «соль».
Ход урока.
Орг.момент.
- У нас сегодня: необычный урок. На уроке у нас гости.
Приветствие.
- Сейчас урок русского языка, - наверно, самый сложный и трудный из всех уроков в начальной школе.
II. Цели урока (психологическая минутка). - Вы любите преодолевать трудности?
- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.
Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. - А давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?
- У вас на столе лежат солнышко и тука. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите.
- Всё ваше хорошее настроение я обозначу одним большим солнышком, а не очень хорошее - тучками.
- Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить.
А сейчас мы вместе попробуем вслушаться в тему нашего урока.
Мягкий знак в середине и в конце слова.
- Кто хочет научиться грамотно писать слова с мягким знаком, узнать новое и интересное и мягком знаке?
- Молодцы! Все желают много знать. Это знание вам обязательно пригодится в вашей непростой школьной жизни.
- Ну что же, начнём урок с минутки чистописания.
3. Чистописание:
Дети открывают тетради, число и классная работа записаны в тетрадях заранее, три ученика читают стихи по две строчки:
Я тетрадь свою открою И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь.
Учитель показывает таблицу с позициями мягкого знака. - Ребята, когда в слове пишется мягкий знак?
- Сколько букв для записи мягкого знака существует в русском алфавите? (одна)
- Вспомним, как пишется мягкий знак. (учитель показывает ъ с выходом на соединение и без)
- Где может стоять первый мягкий знак? (в середине слова)
- Где может стоять второй знак (в конце слова)
- Итак, сначала все пропишем в воздухе.
- А сейчас напишите только два раза мягкий знак в тетради. (дети пишут)
- А теперь все обязательно прервитесь на минутку. Посмотрите, вот как
написаны эти знаки у меня на доске. Правильно ли они написаны? (нет) - Какие ошибки здесь допущены? (дети объясняют)
- Верно, а теперь посмотрите в свои тетради - верно ли написано у вас и
допишите знаки аккуратно и правильно до конца строки. - Теперь подчеркните у себя три самые лучшие буквы.
- Учёные, изучающие русский язык сказали, что буква мягкий знак талантливая. Как вы думаете, почему её так назвали - талантливая? - у неё нет собственного звука,
- но может влиять на звук, стоящий перед ней,
- не может стоять в начале слова - не имеет заглавной буквы.
- Вот как сказал про мягкий знак писатель Л.Измайлов:
Мягкий знак - хитрый знак Не сказать его никак. Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома угол Превратился сразу в уголь?
Без пожара, просто так? Это сделал мягкий знак!
- Назовите слова с мягким знаком (уголь, сказать).
- Скажите, какие есть в этих словах орфограммы (МЯГКИЙ знак в слове
уголь, скажешь; безударная гласная в слове сказать)
- Как нам проверить безударную гласную? (подобрать проверочное слово )
- Давайте эти слова запишем на второй строчке.
- Хорошо, вы все справились с трудностями. Поднимите руки, кому было легко? А кому трудно?
- Найдите у себя на парте солнышко и тучку. Поднимите ту картинку, которая теперь соответствует вашему настроению.
- Молодцы. У вас у всех хорошее настроение. Благодаря дружбе вы справились со всеми трудностями на уроке, узнали ещё один секрет русского языка. И моё настроение от вашей хорошей работы я тоже могу показать солнышком.
- Спасибо всем. Урок закончен.
Билет 28