Экологические праздники в дошкольном образовательном учреждение.
Организация и проведение экологических праздников является одной из интереснейших форм экологического воспитания дошкольников, так как она способна вызывать у участников и зрителей положительный эмоциональный отклик на их природное содержание.
На наш взгляд наиболее полным понятием является определение предложенное Дерябо С.Д., Ясвиным В.А: «Экологический праздник - это форма экологического образования, представляющая собой совокупность экологических мероприятий, приуроченных к определенной дате».
Данным вопросом занимались такие исследователи как Дерябо С.Д., Ясвин В.А., Зацепина М.Б., Молодова Л.П., Николаева С.Н., Рыжова Н.А. и др.
Экологические праздники дают большие воспитательные возможности и положительно влияют на эмоциональное развитие дошкольников. Эмоции, которые ребенок получил от праздника, способствуют так же социальному и нравственному развитию.
С помощью сценических образов дети рассказывают о правилах поведения в природе не только сверстникам, но и взрослым, что очень важно для повышения общего уровня экологической культуры людей. Экологические праздники углубляют усвоение экологических знаний, знаний о природе, её причинно-следственных связей, что способствует появлению эмоциональной оценки.
Праздники влияют на накопление и актуализацию экологического опыта и детей, и взрослых.
Педагогический смысл экологических праздников заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их природное содержание.
Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность дошкольника в целом, поэтому рекомендуется проводить праздники регулярно, завершая ими сезон или какой – либо содержательный блок.
Наше исследование было направлено на изучение эмоционального отношения к неживой природе у детей и их отношения к экологическим праздникам.
В ходе обследования были получены следующие результаты: праздники для детей являются неприоритетным видом деятельности, педагог не старается активизировать всех детей для участия в подготовке и проведении праздников, не проявляют желание участвовать в праздниках, активности при подготовке к празднику не наблюдается.
Таким образом, нашей задачей было улучшение работы в данном направлении посредством организации и проведении экологических праздников.
По итогам проведенной нами работы можно сделать следующие выводы: с помощью разработанного плана проведения экологических праздников нам удалось его успешно реализовать и тем самым развить положительное эмоциональное отношение к неживой природе у детей старшего дошкольного возраста; у детей повысился уровень активности и интереса к экологическим праздникам, а так же проведенная работа способствовала накоплению экологического опыта детей, умению общаться и сотрудничать друг с другом.
Представляем вашему вниманию конспекты экологических праздников для работы с детьми дошкольного возраста:
Экологический праздник №1
«Земля – наш общий дом!»
Цель:закрепить у детей знания об обитателях Земли (животные, насекомые, растения); продолжать формировать бережное отношение к неживой природе; закрепить пройденный материал; развивать положительное эмоциональное отношение.
Подготовительная работа:проведение предварительных занятий – «Защитим Землю!» и «Кто живет на Земле?»; на занятиях по изобразительной деятельности дети рисуют обитателей Земли и готовят выставку на тему «Портрет Земли»; педагог вместе с детьми готовят приглашения на праздник для родителей; дети разучивают загадки и стихи; разучивают необходимые для праздника песни и танцы.
Действующие лица:Ведущий, Учитель, Незнайка, дети старшей группы.
Оформление зала:на центральной стене зала – панно с изображением земного шара, вокруг него изображены различные животные, насекомые и растения (цветы, деревья), над панно надпись «Земля – наш Дом!». На боковых стенах оформлена выставка детских рисунков на тему: «Портрет Земли».
Ход праздника:
Под «Скерцо» Ю. Чичкова в зале появляются дети старшей группы, на некоторых – шапочки птиц, зверей, цветов, насекомых. Дети произвольно танцуют изображая различных представителей Земли. После танца дети выходит ведущий.
Ведущий:Много раз мы встречали праздники в этом зале, но таких, как этот, мы еще не знали. Сегодня мы отмечаем День Земли – нашего общего дома.
Наша планета Земля
Очень щедра и богата:
Горы, леса и поля –
Дом наш родимый ребята!
Давайте будем беречь планету,
Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду ее никому не дадим.
Беречь будем птиц и зверей.
Украсим всю Землю садами, цветами.
Такая планета нужна нам с вами!
Вдруг в зал вбегают Незнайка и Учитель:
Учитель: Незнайка, если ты не будешь знать о том, что такое Земля и кто на ней живет, с тобой будет не интересно остальным ребятам!
Незнайка:Да я все и так знаю!
Учитель:А мы сейчас это проверим, согласен.
Незнайка кивает головой в знак согласия. Учитель показывает картинки с изображением различных животных и насекомых.
Учитель(показывая изображение коровы): Кто это?
Незнайка:собака!
Учитель:Да разве ж это собака! Ребята кто это? Верно, молодцы! Это Незнайка корова! А это кто? (изображение бабочки).
Незнайка:муха!
Учитель:Незнайка это совсем даже не муха, ребята кто это? Правильно, это бабочка! Как ты мог перепутать бабочку с мухой!?
Незнайка:А что! У нее тоже есть крылья!
Учитель:Ну что с тобой делать, даже не знаю.
Ведущий:Уважаемый Учитель, а давайте мы с ребятами попробуем помочь Незнайке, научим его отличать бабочку от мухи и расскажем о нашей планете!
Учитель:Ой, даже незнаю… а хотя… может он хоть ребят послушает и чему-нибудь да научится! (Уходит).
Ведущий:Ну что Незнайка хочешь, чтобы ребята тебе помогли?
Незнайка:Хочу!
Ведущий:Ну, тогда слушай и смотри. Я буду загадывать загадки, а ты Незнайка и вы ребята если их отгадаете, то они оживут…
Клювы желтые, лапки красные, большие,
Вперевалочку идут; если надо поплывут.
(утята)
Незнайка:У-у-у, какая трудная загадка…
Ведущий:Помогите ребята, кто это? Верно – это утята!
В зал вбегают дети в шапочках утят и исполняют танец.
Ведущий:Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят.
(ёж)
Дети отвечают хором. В зал вбегают «дети- ежики» с корзинками и предлагают поиграть в игру «Кто быстрее соберет ягоды и грибы». Дети делятся на 2 команды, «дети-ежики» высыпают содержимое корзин и дают задание: 1-ая команда – обирает грибы, а 2-ая – ягоды.
Незнайка: Здорово, теперь я знаю что на Земле живут веселые и забавные ёжики.
Ведущий:На лужайке возле речки
В травке прыгает ….
(кузнечик)
В зал вбегает Кузнечик и предлагает всем исполнить танец «Прыг – скок».
Ведущий:Чернокожий карапуз
Не по росту тянет груз.
(муравей)
Выход Муравей, читает стихотворение.
Ведущий:Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся
Взвился вверх и улетел.
(бабочка)
Исполняется «Танец бабочек».
Ведущий:Видишь Незнайка как много животных и насекомых живет на планете Земля, ни их гораздо больше – ребята каких животных вы еще знаете? (дети по очереди говорят варианты)
Незнайка:Как здорово, а я и не знал что рядом с нами живет так много разных животных! Теперь я с ними со всеми буду дружить!
Ведущий: Молодец! С обитателями Земли действительно нужно дружить, но им нужна и наша защита. Я предлагаю вам поиграть в игру «Экологический светофор».
Всем зрителям раздаются красно-зеленые карточки.
Ведущий:Сейчас я расскажу вам несколько историй о том, как дети ведут себя на природе, если вы считаете, что они ведут себя правильно, то зажигайте зеленый свет, а если нет – то красный.
№1: Однажды друзья решили сходить в поход в лес. Вдоволь наигравшись в мяч и накупавшись, они начали собираться домой. Ребята вырыли яму и сложили в нее весь мусор.
· Как вы считаете, правильно ли поступили ребята?
№2: Света с родителями поехала за город на машине. Когда они подъехали к лесу, папа Светы спросил: «Где остановимся?» Можно было свернуть с дороги и проехать между деревьями в глубь леса. Кто-то уже поступал так – и следы от машин остались надолго. Поэтому на этой земле почти не росла трава. Светины родители решили в лес не въезжать. Они поставили машину на обочине дороги и отправились в лес пешком.
· Правильно ли поступили Светины родители?
№3: Андрей спросил папу: «Почему растения растут только в земле, а не в глине, например?» Папа ответил: «В земле много питательных веществ, которые необходимы растениям, и земля лучше чем глина впитывает воду».
· Верно ли ответил папа на вопрос Андрея?
Ведущий хвалит детей и в зале появляется Учитель Незнайки.
Учитель:Ну, что как у вас дела?
Ведущий:Превосходно! Незнайка расскажи чему научили тебя ребята!
Незнайка:Теперь я знаю какие животные и насекомые живут рядом с нами, и как правильно относится к нашей Земле, чтобы она была красивой. Мне так понравилось узнавать, пойдем скорее , расскажи мне еще что – нибудь!
Учитель:Ребята спасибо вам большое, вы нам очень помогли! (собираются уходить)
Ведущий:Подождите, останьтесь! Ребята хотят подарить вам в подарок песню «Земля наш дом» (Р.Рождественский.)
После исполнения песни дети и родители принимают участие в хороводе «Давайте дружить!» на муз. Р. Габичвадзе.
Экологический праздник
«Праздник Солнца»
Цель:закрепить знания о солнечной системе (в большей части о Солнце); обобщить и расширить знания детей о значении солнца в жизни живых организмов; продолжать формировать положительное эмоциональное отношение
Подготовительная работа:проводиться занятие «Солнечное царство, космическое государство»; формирование команд; закрепить техники нетрадиционного рисования.
Действующие лица:Ведущий, 2 команды.
Оформление зала:на центральной стене изображено Солнце, по обе стороны от него написаны названия команд – участниц, выше – изображение голубя ( символ дружбы и честного соревнования).
Ход праздника:Муз. из песни «Выглянуло солнышко».
Ведущий: Здравствуй, солнце ясное
И земля прекрасная!
Здравствуй, матушка-природа
И хорошая погода!
Представление команд. В составе команд по 8 – 10 человек.
1-ая команда: «Солнечные лучики»
2-ая команда: «Солнечные зайчики»
Конкурсы:
- приветствие команд (название, девиз, стих или песня).
- кто больше назовет определений: Солнце, какое оно? Поочередно по одному слову от команд.
- нарисовать солнце нетрадиционным способом: Мат-ал – краски, мятая бумага, кисти, вода, щётки. Дети по – желанию пользуются руками. Участвует вся команда.
Музыкальная пауза. Исполняются песни о Солнце и лете.
- изобразить солнце всей командой.
- конкурс капитанов: Солнечный зайчик. Капитаны команд изображают «солнечного зайчика».
- поймай «Солнечного зайчика». Играет вся команда. Команда образует круг, взявшись за руки, «солнечный зайчик» соперника пытается войти в круг и выйти из круга. Побеждает тот «зайчик», который сделает больше входов и выходов.
Музыкальная пауза. Дети исполняют танец «Бабочки и Солнце».
- домашнее задание: Костюм Солнца. Демонстрация костюмов для солнца.
- «Я – Солнце!»: участвует один человек из команды, нужно представить себя солнцем и быстрее соперника «испарить» воду (дети вычерпывают воду).
- муз. конкурс: исполнить песню о солнце всей командой.
Подведение итогов. Слово жюри. Награждение.
Ведущий:Солнце светит, солнце греет
И детей оно лелеет.
Загорайте, детки, сил вы набирайтесь.
Чтоб здоровы были, вы уж постарайтесь.
Капитан 1-ой команды:
Утром встали по порядку,
Дружно делаем зарядку.
Свежий воздух мы вдыхаем,
Руки к солнцу поднимаем.
Капитан 2-ой команды:
Спасибо, Солнце, что ты есть
Тебе хвала, тебе и честь.
Ведь без тебя померкло б небо,
Не выросло бы в поле хлеба.
Ведущий:И гимн мы солнцу все поем
Раз солнце светит мы…
Все:Мы живем!!!
Литература
1. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов н/Д.: Изд. «Феникс», 1996. – 480с.
2. Зацепина М.Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников. Учебно-методическое пособие. – М.: Пед. общество России, 2004. – 144с.
3. Молодова Л.П. Экологические праздники для детей: Учебно-методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2003. – 128с.
4. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. уч. зав-ий. – М.: Изд-ий центр «Академия», 2002. – 336с.
5. Рыжова Н.А.Экологическое образование в детском саду. – М.: «Карапуз», 2001. – 432с.
«Экологические праздники и досуги»
Праздник в детском саду - важная часть жизни ребенка, это радость общения, радость творчества и радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения, что способствует решению многих задач экологического воспитания.