Модель эстетического отношения

включает три ведущих компонента, каж­дый из которых, в свою очередь, являет­ся многосторонним явлением.

1. Способность эмоционального пере­живания.

Ребёнок не только видит, но и ощуща­ет, чувствует художественный образ, яв­ляясь как бы соучастником событий и явлений, передаваемых художественным произведением. Эмпатия и эмоциональ­ное переживание возникают и проявля­ются в меру возрастных и индивидуаль­ных возможностей детей, они же спосо­бствуют развитию мотивационной уста­новки на активное участие в художест­венной деятельности. Эмоционально-эс-

тетическое переживание возникает на основе специфики воздействия искус­ства в разных его проявлениях. Сначала это ориентировочное действие, затем возникновение интересов и предпочте­ний, на основе которых формируется нравственно-эстетическая направлен­ность.

2.Способность к активному усвоению художественного опыта(эстети­ческой апперцепции), к самостоя­тельной творческой деятельнос­ти, к саморазвитию и эксперимен­тированию(поисковым действиям). Общеизвестно, что художественный

опыт передаётся ребёнку в различных направлениях и видах творческой дея­тельности. Ребёнок приобретает основы знаний и представлений о различных видах искусства, начинает осваивать их «язык» - изобразительно-выразитель­ные средства. На этой основе у ребёнка формируются практические художест­венные умения и в результате - склады­вается опыт художественно-творческой деятельности. Педагогу важно знать, что наиболее важными в эстетическом опы­те являются способности, которые поз­воляют ребёнку самостоятельно перено­сить свой опыт (уже знакомое и освоен­ное под руководством взрослого или в сотворчестве с ним) в новые условия и самостоятельно применять в творческих ситуациях.

3. Специфические художественные и творческие способности(восприя­тие, исполнительство и творчество).

В эстетическом воспитании ведущая деятельность детей - художественная. Развивающий характер эстетического воспитания состоится при условии овла­дения детьми обобщёнными (типичны­ми) и самостоятельными способами ху­дожественной деятельности, необходи­мыми и достаточными во всех видах ху­дожественной деятельности.

Методы эстетического воспитания:

► метод пробуждения ярких эстетичес­ких эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания;

► метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире;

► метод эстетического убеждения (По мысли А.В. Бакушинского «Форма, ко­лорит, линия, масса и пространство, фактура должны убеждать собою не­посредственно, должны быть самоцен­ны, как чистый эстетический факт».);

► метод сенсорного насыщения (без сен­сорной основы немыслимо приобще­ние детей к художественной культуре);

► метод эстетического выбора («убеж­дения красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса;

► метод разнообразной художествен­ной практики;

► метод сотворчества (с педагогом, на­родным мастером, художником, свер­стниками);

► метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятель­ности;

► метод эвристических и поисковых си­туаций.

Интеграция разных видов изобрази­тельного искусства и художественной дея­тельности детей на основе принципа взаи­мосвязи обобщённых представлений (ин­теллектуальный компонент) и обобщён­ных способов действий (операциональ­ный компонент) обеспечивает оптималь­ные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.

Авторская программа художественно­го воспитания и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» включает система­тизированный комплекс учебно-методи­ческих изданий и современного нагляд­ного материала (демонстрационного и раздаточного).

К учебно-методическим изданиям

относятся разработки занятий по изоб­разительной деятельности и художест­венному труду для всех возрастных групп детского сада. Для каждой возра­стной группы издан отдельный сборник «Изобразительная деятельность в детс­ком саду: планирование, конспекты, за­нятия, методические рекомендации», включающий примерное планирование занятий по рисованию на учебный год и конкретные разра­ботки занятий с иллюстрациями, предс­тавляющими варианты образов и компо­зиций, а также основные способы и при­ёмы создания выразительного образа.

К наглядно-методическим изданиям

относятся:

►► тематические плакаты для обогаще­ния восприятия детей, уточнения их представлений об окружающем мире («Осень», «Зима», «Весна», «Лето»; «Фрукты», «Овощи»; «Наш луг», «Ело­вый лес» и пр.);

► дидактические плакаты для развития чувства формы, цвета, композиции и т.д. («Радуга», «Цветные пейзажи», «Цветные натюрморты» и т.д.);

► незавершённые композиции для выс­тавочных коллективных работ по сю­жетному рисованию («Заюшкин огород», «Кошки на окош­ке», «Праздничная ёлочка», «Витрина магазина» и т.д.);

► серия альбомов для детского художе­ственного творчества «Наш верни­саж» («Дымковская игрушка», «Фили-моновская игрушка», «Изразцы», «Пи­санки»).

Младшая группа

Задачи художественно-творческого развития детей 3-4 лет

► Формировать способы зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения и уточнения восприятия особенностей их формы, пропорций, цвета, фактуры.

► Знакомить детей с народной игрушкой (филимоновской, дымковской, семё­новской, богородской) для обогаще­ния зрительных впечатлений и показа условно-обобщённой трактовки худо­жественных образов. Проводить ми­ни-спектакли с участием народных иг­рушек для создания у детей празднич­ного настроения во время встреч с произведениями народных мастеров.

► Учить детей находить связь между предметами и явлениями окружающе­го мира и их изображениями в рисун­ке, лепке, аппликации. Учить «входить в образ».

► Знакомить с книжной графикой на примере творчества известных масте­ров детской книги - Васнецова Ю., Ду-бинчик Т., Елисеева А., Конашевича В., Лебедева В., Рачева Е., Репкина П.

► Организовывать наблюдения в приро­де и уголке живой природы для уточ­нения представлений детей о внешнем виде растений и животных, а также для обогащения и уточнения зритель­ных впечатлений («Золотой листопад», «Листочки танцуют», «Снежные до­рожки», «Пушистые облака», «Тяжёлые тучи», «Весёлый дождик», «Грустный дождь», «Кошка умывается», «Воробьи купаются в лужах» и т.д.).

► Учить детей видеть цельный художест­венный образ в единстве изобрази­тельно-выразительных средств коло­ристической, композиционной и смысловой трактовки (обучение ана­лизу не должно опережать формиро­вание умения воспринимать художевенный объект нерасчленённо, в гармоничном единстве всех составля­ющих компонентов).

► Создавать условия для самостоятель­ного освоения детьми способов и при­ёмов изображения знакомых предме­тов на основе доступных средств ху­дожественно-образной выразитель­ности (цвет, пятно, линия, форма, ритм, динамика) в их единстве.

►► Побуждать детей самостоятельно вы­бирать способы изображения при соз­дании выразительных образов, ис­пользуя для этого освоенные техни­ческие приемы; развивать восприятие детей, формировать представление о предметах и явлениях окружающей действительности, создавать условия для их активного познания и на этой ос­нове учить детей:

►отображать свои представления и впечатления об окружающем мире доступными графическими и живо­писными средствами

► сопровождать движения карандаша или кисти словами, игровыми действиями (например: «Дождик, ча­ще - кап-кап-кап!», «Бегут ножки по дорожке - топ-топ-топ!»);

► продолжать учить рисовать каранда­шами и фломастерами - проводить линии (вертикальные, горизонталь­ные, волнистые, кривые) и замыкать их в формы (округлые и прямоуголь­ные), создавая тем самым вырази­тельные образы;

► продолжать знакомить детей с краска­ми и формировать навыки рисования кистью (аккуратно смачивать и промы­вать, набирать краску на ворс, вести кисть по ворсу, проводить линии, рисо­вать и раскрашивать замкнутые фор­мы); учить создавать одно-, двух- и многоцветные выразительные образы;

► переводить детей от рисования-подра­жания к самостоятельному творчеству.

Перспективное тематическое планирование занятий в младшей группе по изобразительной деятельности ( 3-4 года)

месяц Название занятия Задачи занятия
сентябрь «Мой весёлый, звонкий мяч»   Рисование круглых двуцветных предметов: создание контурных рисунков, замыкание линии в кольцо и раскрашивание, повторяющее очертания нарисованной фигуры.
«Разноцветные шарики»   Рисование овальных предметов: создание контурных рисунков, замыкание линии в кольцо и раскрашивание, повторяющее очертания нарисованной фигуры. Дополнение изображения карандашными рисунками (ниточки на шариках).
«Яблоко с листочком и червячком»   «Ягодка за ягодкой (на кустиках)»   Рисование предметов, состоящих из 2-3 частей разной формы. Отработка техники рисования гуашевыми красками. Развитие чувства цвета и формы.   Создание ритмической композиции. Сочетание изобразительных техник: рисование веточек цветными карандашами и ягодок -ватными палочками.
октябрь «Падают, падают листья» Рисование осенних листьев приёмом «примакивания» тёплыми цветами (красным, жёлтым, оранжевым
«Грибы на пенёчке»   Создание коллективной композиции из грибов. Рисование грибов из 3-х частей (ножка, шляпка, травка).
«Выросла репка большая-пребольшая» Создание сказочной композиции, рисование репки и домика .
«Мышка-норушка» Рисование овальной формы, дорисовывание необходимых элементов, создание сказочного образа.
ноябрь «Град, град!»   Изображение тучи и града ватными палочками с изменением частоты размещения пятен (пятнышки на туче близко друг к другу, град на небе -более редко, с просветами.
«Светлячок (по мотивам стихотворения Г. Лагздынь) » Знакомство с явлением контраста. Рисование светлячка (по представлению) на бумаге чёрного или тёмно-синего цвета. Развитие воображения
«Сороконожка в магазине» Рисование сложных по форме изображений на основе волнистых линий. Согласование пропорций фона (листа бумаги) и задуманного образа.
«Полосатые полотенца для лесных зверушек»   Рисование узоров из прямых и волнистых линий на длинном прямоугольнике. Развитие чувства ритма (чередование в узоре 2-3 цветов или разных линий)
декабрь «Вьюга-завирюха»   «Серпантин»   «Праздничная ёлочка»     «Волшебные снежинки»   Рисование хаотичных узоров в технике по-мокрому. Раскрепощение рисующей руки: свободное проведение кривых линий. Развитие чувства цвета (восприятие и создание разных оттенков синего). Выделение и обозначение голубого опенка. Свободное проведение линий разного цвета (красного, синего, жёлтого, зелёного) и различной конфигурации (волнистых, спиралевидных, с петлями и их сочетание). Самостоятельный выбор листа бумаги для фона (формат, размер, величина). Раскрепощение рисующей руки.Развитие чувства цвета и формы. Рисование и украшение пушистой нарядной ёлочки. Освоение формы и цвета как средств образной выразительности. Понимание взаимосвязи формы, величины и пропорций изображаемого предмета. Рисование шестилучевых снежинок из трёх линий с учётом исходной формы (круг, шестигранник), дорисовывание узоров фломастерами или красками (по выбору детей).
Январь «Бублики-баранки»   «Катится колобок по дорожке»     «Снеговик-великан»   Рисование кругов, контрастных по размеру (диаметру). Самостоятельный выбор кисти: с широким ворсом - для рисования баранок, с узким ворсом -для рисования бубликов. Рисование по сюжету сказки «Колобок». Создание образа колобка на основе круга или овала, петляющей дорожки -на основе волнистой линии с петлями. Самостоятельное использование таких выразительных средств, как линия, форма, цвет. Создание образа снеговика, сказочной обстановки. Развитие чувства формы и ритма, глазомера и мелкой моторики.
Февраль «В некотором царстве»   «Робин Красношейка»     «Большая стирка (платочки и полотенца)»     «Мойдодыр»     Рисование по мотивам сказок. Самостоятельный выбор темы, образов сказочных героев и средств художественно-образной выразительности. Развитие воображения. Создание образа лесенки: наклеивание готовых форм -бумажных полосок. Дорисовывание сюжета по своему замыслу. Рисование предметов квадратной и прямоугольной формы. Создание композиции на основе линейного рисунка (бельё сушится на верёвочке. Создание весёлых композиций: рисование готовых фигурок на цветной фон, рисование на них «грязных» пятен, дорисовка «ёмкостей» для купания (тазик, ванночка, лужа, ручей)
Март «Цветок для мамочки»     «Сосульки»     «Неваляшка танцует»   «Солнышко,солнышко, Раскидай колечки!»   Подготовка картин в подарок мамам на праздник. Освоение техники рисования тюльпанов в вазе. Самостоятельный выбор цвета красок, размера кисточек и формата бумаги. Создание изображений в форме вытянутого треугольника. Сочетание изобразительных техник: обрывная аппликация, рисование красками и карандашами. Воспитание интереса к рисованию Изображение неваляшки в движении (в наклонном положении). Сочетание материалов и способов создания образа. Развитие чувства формы и ритма Самостоятельный выбор материалов и средств художественной выразительности для создания образа фольклорного солнышка
Апрель «Ручеёк и кораблик»   «Почки и листочки»     «Божья коровка»     «Флажки» Составление композиции из нескольких элементов разной формы (ручеёк и кораблики). Развитие чувства формы и композиции. Освоение изобразительно-выразительных средств для передачи трансформации образа: рисование ветки с почками и листочками. Рисование выразительного, эмоционального образа жука «солнышко» (божьей коровки), на основе зелёного листика, вырезанного воспитателем. Развитие чувства цвета и формы. Рисование флажков разной формы (прямоугольных, пятиугольных, полукруглых). Развитие чувства формы и цвета.
Май «Филимоновские игрушки»     «Цыплята и одуванчики» Продолжение знакомства с филимоновской игрушкой. Оформление силуэтов фигурок освоенными декоративными элементами. Проведение тонких прямых линий кисточкой, нанесение цветных пятен приёмом «примакивание». Воспитание интереса к народному декоративно-прикладному искусству. Развитие «зрительской» культуры и художественного вкуса. Создание монохромной композиции на цветном фоне. Рисование цыплят и одуванчиков нетрадиционными способами (пальчиками, ватными палочками, тряпочкой). Создание условий для экспериментирования с художественными материалами. Воспитание интереса к природе и отражению представлений (впетчатлений) в доступной изобразительной деятельности.

Изобразительная деятельность в средней группе

Задачи художественно-творческого развития детей 4-5 лет

Особенности возраста обусловливают необходимость подкрепления любого продуктивного вида деятельности сло­вом, пластическим движением, проигры­ванием... Без этого ребёнку сложно рас­крыть задуманный образ, объяснить же­лаемое действие. В силу возрастных особенностей маленький ребёнок легко перевоплощается, активно общается и быстро включается в игру, увлекаясь придуманным образом и действием. По­этому любой вид продуктивной творчес­кой работы детей целесообразно обога­щать и поддерживать другими видами художественной деятельности (словом, жестом, игровой ситуацией).

Интеграция видов художественно-эсте­тической деятельности в дошкольном дет­стве имеет естественный характер. Дети дошкольного возраста часто самостоя­тельно интегрируют виды изобразитель­ной деятельности. Особенно ярко это про­является в деятельности экспериментиро­вания с художественными материалами (бумагой, глиной), инструментами (каран­дашами, кисточками, стеками) и в процес­се освоения способов создания образа и средств художественной выразительнос­ти. Дошкольники разных возрастов с увле­чением рассматривают и обследуют нату­ру, предложенную для рисования или леп­ки, изучают «на глаз» и тактильно (ощупы­вая руками) художественные материалы, формы поверхности; осваивают самыми разными приёмами особенности бумаги, красок, пастели, восковых мелков, ткани, природного материала..

В средней группе воспитатель ставит и реализует следующие задачи:

► Поддерживать интерес детей к народ­ному и декоративному искусству (дымковская, филимоновская, бого­родская игрушка, семёновская или полхов-майданская матрёшка), знако­мить с произведениями разных видов изобразительного искусства (живо­пись, натюрморт, книжная графика); поощрять интерес детей к изобрази­тельной деятельности.

► Расширять тематику детских работ в согласовании с содержанием раздела «Познавательное развитие»; поддер­живать желание изображать знако­мые бытовые и природные объекты (посуда, мебель, транспорт, овощи, фрукты, цветы, деревья, животные), а также явления природы (дождь, сне­гопад) и яркие события общественной жизни (праздники); учить самостоя­тельно находить простые сюжеты в окружающей жизни, художественной литературе; помогать выбирать сюжет коллективной работы.

► Обращать внимание детей на образ­ную выразительность разных объектов в искусстве, природном и бытовом ок­ружении (вещи, созданные руками на­родных умельцев, архитектурные со­оружения, природные ландшафты, специально оформленные помещения, мебель, посуда, одежда, игрушки, кни­ги и т.п.); учить замечать общие очер­тания и отдельные детали, контур, ко­лорит, узор; показывать, из каких де­талей складываются многофигурные композиции, как по-разному выглядит с разных сторон один и тот же объект.

► Поощрять детей воплощать в художест­венной форме свои представления, пе­реживания, чувства, мысли; поддержи­вать личностное творческое начало.

►Учить передавать характерные осо­бенности изображаемых объектов (городской дом высокий, многоэтаж­ный, каменный, а деревенский низкий, одноэтажный, деревянный)

►Знакомить с цветовой гаммой, с вари­антами композиций и разным распо­ложением изображения на листе бу­маги.

► Развивать у детей способность пере­давать одну и ту жеформу или образ в разных техниках (изображать солнце, цветок, птичку в рисунке).

►Сочетать различные техники изобра­зительной деятельности (графика, живопись, ) (например, сюжеты «Наш огород», «Наш аквариум»).

► Поддерживать интерес к содержанию новых слов: «художник», «музей», «вы­ставка», «картина», «скульптура» и пр.;

► Проводить коллективные работы («Зо­лотая осень», «Цветные зонтики», «Муха-Цокотуха»), учить согласовывать свои действия с действиями других де­тей (под руководством взрослого).

► Консультировать родителей на тему того, как организовать дома изобрази­тельную деятельность ребенка.

► Проявлять уважение к художествен­ным интересам и работам ребенка, бе­режно относиться к результатам его творческой деятельности.

►Создавать условия для самостоятель­ного художественного творчества.

► В дидактических играх с художествен­ным содержанием учить различать цветовые контрасты; предлагать раз­мещать цвета по степени интенсивно­сти (до 5 светлотных оттенков), по по­рядку размещения цветов в радуге, на цветовой модели (спектральный круг), соблюдая переходы от одного цвета к другому.

► Создавать условия для свободного, са­мостоятельного, разнопланового экс­периментирования с художественны­ми материалами , изобра­зительными техниками, учить детей создавать с натуры или по представлению образы и простые сюжеты, передавая основные признаки изображаемых объектов, их структуру и цвет; помогать восприни­мать и более точно передавать форму объектов через обрисовывающий жест; учить координировать движения рисую­щей руки (широкие движения при рисо­вании на большом пространстве бумаж­ного листа, мелкие - для прорисовыва­ния деталей, ритмичные - для рисова­ния узоров); варьировать формы, созда­вать многофигурные композиции при помощи цветных линий, мазков, пятен, геометрических форм..

Перспективное тематическое планирование занятий в средней группе ( 4-5 лет)

Наши рекомендации