Развитие у детей эстетического отношения К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Роль взрослого в развитии эстетического отношении ребен-
ка к окружающей действительности заключается не только в
том, чтобы привлекать внимание ребенка к красивым вещам,
явлениям природы, произведениям искусства, но и включать
его в процесс сопереживания по поводу воспринятого. Конеч-
но взрослы ft должен сам уметь испытывать и выражать эстети-
ческие эмоции, откликаться на чу вства малыша.

Предметом совместного эстетического переживания могут
быть не только произведения искусства, но и проявления
красоты в обыденной жизни: яркий коврик на полу или ваза
на столе, разноцветные чашечки для чая или нарядная одеж-

да малыша. Например, расставляя посуду па столе, можпо
спросить детей: «А где наши красивые чашечки? Вот эти
желтенькие поставим на стол Машеньке и Пете, с красными
пятнышками — Сашеньке и Танюше». Можно попросить ма-
лышей выбрать вазу для принесенных с прогулки цветов или
листьев, сказать: «Вот какой получился красивый букет!»
Воспитателям следует обращать внимание детей на декора-
тивные детали одеясды (бантики, вышивку на кармашке,
красивые пуговицы).

Рассматривая с детьми картинки в книжках, можно обра-
тить их внимание на красные сапожки петушка, на яркий,
веселый узор сарафана матрешки, отметить в иллюстрациях
и противоположные примеры: девочка-грязнуля, неряха-по-
росенок. С целью ознакомления малышей с эталонами «кра-
сивый — некрасивый» можно подобрать соответствующие
картинки из книжек и обсудить их с ними. Не следует ис-
пользовать в качестве негативного примера особенности
внешнего облика детей.

Особое внимапие следует уделять интерьеру помещения,
в котором находятся дети. Известно, что для развития у
человека умения воспринимать и различать красивое и не-
красивое чрезвычайно важное значение имеет ранний опыт
запечатления окружающего мира. Групповые помещения,
лестницы, коридоры детского учреждения должны быть кра-
сиво, со вкусом оформлены. Их могут украсить детские
рисунки, поделки, иллюстрации картин, экспозиции произ-
ведений народиого творчества, которые следует периодичес-
ки менять, обращая внимание детей на то, что нового и
красивого появилось в групповом помещепни. Предметом
совместного наблюдения может стать только что распустив-
шийся цветок на подоконнике, необычный букет в вазе, засу-
шенные листья деревьев, их цвет, форма и др.

Важно обращать внимание малышей на красоту природы
во всех ее проявлениях (деревья и травка осенью и весной;
сверкающий снег или иней, узор ледяных лужиц, прозрач-
ные сосульки; разноцветная радуга и т.д.). Можно заранее
подобрать соответствующие подобным явлепиям стихи или
отрывки из них, записи музыкальных фрагментов, картин-
ки, которые будут способствовать более эмоциональному от-
клику ребенка на окружающее, закрепят полученные им
впечатления. Во время прогулки нужно побуждать детей иг-

рать с разнообразным природным материалом: листьями,
травой, снегом, песком, камегаками, водой и т.д. Так, мож-
но складывать узоры-ковры из веточек и цветов, украшать
домики из леска травой и камешками: любоваться полетом
пушистых снежинок, слушать веселое журчание ручейка.
Воспитатель предлагает детям сравнивать, сопоставлять, ус-
танавливать сходство наблюдаемых явлений, пользуясь ху-
дожественными образами. Например, «листики шуршат,
будто шепчутся»; «камешек холодный, как льдинка» или
«похож на лягушку». Малыши учатся чувствовать необыч-
ность происходящего в природе (разноцветная капелька дож-
дя па веточке, распустившийся бутон, цветован гамма неба,
скрип снега и т.д.). Такие наблюдения способствуют накоп-
лению художественных впечатлений, создают основу для
развития эстетической деятельности.

Малыши чрезвычайно чувствительны к эмоциональным
проявлениям взрослого: его искреннее восхищение или удив-
ление при встрече с прекрасным всегда находят у них
отклик. Любые их попытки выразить свои эстетические пе-
реживания должны находить поддержку и одобрение взрос-
лого. Следует учитывать, что эстетические эмоции не могут
возникнуть у ребенка по указке педагога, для этого требует-
ся особый настрой и взрослый может лишь способствовать
его возникновению. Необходимо проявлять чуткость и дели-
катность в обращении к настроению малыша. Принуждение
и навязывание приводят к выхолащиванию чувств, форми-
рованию у него негативного отношения к общению на эстети-
ческие темы.

Особое значение в эстетическом воспитании детей имеет
знакомство с произведениями искусства. Чем раньше состо-
ится встреча ребенка с миром искусства — тем лучше. При
этом необходимо соблюдать меру, исходя из индивидуаль-
ных ею особенностей, желаний, предпочтений. Если малы-
шу не хочется слушать музыку, стихотворение (он устал, от-
влекся), не стоит настаивать, можно привлечь его внимание
к этому в другой раз или подобрать для совместного восприя-
тия что-либо иное.

Для обогащения запаса детских впечатлений полезно про-
слушивать в качестве иллюстраций к различным видам дея-
тельности фрагменты классических поэтических и музы-
кальных произведений. Малыши с удовольствием двигаются

под эмоционально выразительные отрывки музыки М. Глин-
ки, П. Чайковского, X. Глюка, А. Вивальди, Ж. Бизе, охотно
фантазируют, ассоциируя музыкальные образы со своими
жизненными впечатлениями. Подобные произведения содер-
жат глубокое эмоциональное содержание, необходимое для
воспитания эстетических чувств у детей. Важно, чтобы про-
изведения искусства были включены в контекст общения
взрослого с ребенком, сопутствовали его жизни. Например,
выходя с малышами на прогулку в ясный зимний день, мож-
но выразительно прочесть отрывок из стихотворения
А.С. Пушкина «Зимнее утро»: «Мороз и солнце; день чудес-
ный!» Или, рассматривая с ребятами цветы — «Колокольчи-
ки мои, цветики степные! Что глядите на меня, темно-голу-
бые?» А.К. Толстого. Укладывая детей спать, можно напеть
колыбельную песню или включить ее запись, затем иод этот
же музыкальный фрагмент попросить малышей покачать ку-
кол и т.п.

Чтение потешек, сказок желательно сопровождать рас-
сматриванием иллюстраций В. Васнецова, И. Билибина,
Т. Мавриной и др.

Наши рекомендации