В каком ряду все слова не имеют окончания?

1) Досуха, стряпуха, старуха;

2) олово, заново, одинаково;

3) читая, листая, чистая;

4) вглубь, встарь, вновь.

Литература:

1. Антонова, Е.С. Русский язык: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования [Текст]/Е.С.Антонова, Т.М.Воителева, - М.: Издательский центр «Академия», 2013. – С. 120 – 140.

2. Власенков, А.И. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений [Текст]/А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2005. – 350с.

3. http://www.studfiles.ru/preview/1771880/page:4/

4. http://rus.1september.ru/article.php?ID=200701903

Практическая работа 10

Распределение слов по словообразовательным гнёздам, восстановление словообразовательной цепочки. Выработка навыка составления слов с помощью различных словообразовательных моделей и способов словообразования

(наименование практического занятия)

Цель работы:

студент должен уметь:

-характеризовать словообразовательную цепочку и словообразовательные гнезда, устанавливать смысловую и структурную связи однокоренных слов, извлекать необходимую информацию из словообразовательных словарей и пособий, определять способы словообразования.

Дидактическое оснащение практической работы:

настоящие методические рекомендации по выполнению практической работы.

Задания:

1. Установите словообразовательную мотивированность и представьте словообразовательное гнездо:

а) тихий, тишина, тишь, тихонький, тихонечко, затихнуть, притихнуть, тихонько;

б) море, морской, взморье, по-морскому, моряк, приморский, приморье;

в) цена, ценить, ценный, оценить, прицениться, бесценок, бесценный, ценно, бесценно, обесценить, обесцениться.

2. Распределите слова по группам в зависимости от способа словообразования.

Приставить, подпись, сталевар, прибрежный, булочная, мигом, ракетчик, стенгазета, тишь, подрасти, искатель, подоконник, синь, пригорок, больной, военный, выход, сегодня, кулак, титан, осенью, придорожный, военная (тайна).

3. От данных существительных образуйте суффиксальным способом прилагательные.

Интерес, учеба, гигант, стихия, магистраль.

4. От имен прилагательных образуйте существительные со значением качества, свойства. Какие суффиксы вы для этого использовали?

а) Плавучий, свежий, живучий, неуклюжий;

б) белый, дешевый, кривой, желтый;

в) упрямый, безумный, коварный, богатый;

г) пестрый, острый, тесный, высокий;

д) толстый, тихий, глубокий, высокий.

5. От глаголов образуйте названия человека (лица по действию). Запишите полученные слова, сгруппировав их в зависимости от суффиксов.

Образец: Строить. Человек, который строит, — строитель.

Мечтать, пахать, искать, переводить, победить, подражать, печь, налетать, погонять, читать.

6. К каждому слову подберите существительное, обозначающее род занятий, профессию. Обозначьте суффиксы, с помощью которых образовались записанные вами слова.

Барабан, табун; трактор, журнал; программа, артиллерия; учить, воспитать, смотреть; музыка, оркестр; фокус, гриб, весть.

Запишите названия профессий ваших родителей. Подумайте, как они образованы. Произведите словообразовательный разбор записанных слов.

7. Проанализируйте примеры и скажите, как меняется значение слова при изменении словообразовательной морфемы.

Старик, старец; глухость, глухота; изгнать, выгнать; сломать, изломать; войти, выйти; включить, выключить; юнец, юноша.

8. Образуйте слова приставочным способом от глаголов и прилагательных:

ходить, лететь, рисовать; большой, прекрасный.

У кого получилось больше слов?

9. С помощью каких суффиксов можно от данных слов образовать новые, относящиеся к той же части речи? Запишите полученные слова.

Красный, соленый, слабый.

Костюм, скрипка, голубь.

Кто нашел больше суффиксов?

10. Объясните лексическое значение данных слов, укажите производящую и производную основы, выделите словообразовательную морфему, определите способ словообразования.

Контрнаступление, пришкольный; обновить, ширь, миллионер, освоить, разгрузить, повсюду, ахать.

Определите, от каких частей речи образованы слова.

11. Определите строение, способ образования, лексическое значение существительных.

Писец, писарь, писака, писатель, переписчик, подписчик, писательница, летописец, баснописец, бытописатель.

12. От одной или разных производящих основ образовались слова? Докажите правильность своего утверждения.

Расписание, расписка; подмосковный, московский; пуск, запуск; домишко, домик, домище; соломенный, соломинка, соломка.

13. Подберите к данным словам по 3-4 слова, образованных тем же способом.

Железнодорожный, подстаканник, безразмерный, насыпь, вечнозеленый, чернеть, ТОО.

14. Восстановите пропущенные звенья в словообразовательных цепочках:

давний -... - недавно; теннис -...- теннисистка; велосипед -...- велосипедистка; привлекать - ... - привлекательность; разделить - ... - разделительный.

15. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните слова, образованные бессуффиксным способом. Скажите, от каких глаголов и прилагательных они образованы.

1. Зелень проб_валась через с_лому и сено прошлого года. 2. Треск льдинок под моими ногами был далеко слышен птицам. 3. Вокруг ра_стилалась необ_ятная ширь. 4. Я услыш_л легкий с г_лубиным гульканьем взлет птицы. 5. До самого заката спорили на пойм_ три дятла. Давно уже подошло время прилета птиц. 6. Пр_должает_ся суш_ великая. 7. Непр_ходимую глуш_ предст_вляет собой этот лес летом и осен_ю.

(По М.Пришвину)

16. Составьте словообразовательную семью с вершиной берег. Объясните значение слов, входящих в эту семью однокоренных слов, и установите, как образованы данные слова.

Образец: берег ---> бережок (ласк. к берег).

17. Составьте две семьи однокоренных слов с вершинами цвет1 (тон, окраска) и цвет2 (цветок). Сравните составленные словообразовательные гнезда. Одинаковы ли они? Почему?

18. Рассмотрите словообразовательное гнездо. Составьте словообразовательные цепочки со словами данного гнезда.

Ученик [учить ---> уч-ен-ик]. Тот, кого учат чему-либо.
Учитель [учить ---> уч-и-тель]. Тот, кто учит кого-либо чему-либо.
Учительница [учитель ---> учитель-ниц(а)]. Женск. к учитель.
Учительский [учитель ---> учитель-ск(ий)]. Принадлежащий учителю.

19. Определите место однокоренных слов в словообразовательном гнезде. Какое слово будет являться вершиной? Заполните пропуски. При затруднении обратитесь к словарю.

Заморский, морской, море, моряк, приморский.
... – [море ---> ...]. Относящийся к морю, прил. к море.
... – [море ---> ...]. Тот, кто ходит в море, служит на флоте.
... – [море ---> ...]. Находящийся за морем.
... – [море ---> ...]. Расположенный около моря.

20. Рассмотрите словообразовательное гнездо с вершиной густой и составьте гнездо с вершиной алый. Выпишите слова, образованные по одной модели (схеме).

Густеть [густой ---> густ-е(ть)]. Становиться густым.
Густоватый [густой ---> густ-оват(ый)]. Слегка, немного густой.
Густота [густой ---> густ-от(а)]. То же, что густой, сущ.
Загустеть [густеть ---> за-густе(ть)]. Завершение действия, названного глаголом густеть.

21. Распределите слова по словообразовательным гнездам. Укажите их вершины.

Проводить, вода, водить, проводник, подводник, проводница, приводниться, проводы, водный, приводить, водянистый, сопроводить, водяной.

Что означает выделенное слово? Приведите примеры слов, подобных данному, то есть образованных по той же модели (схеме).

Содержание отчёта:

выполненные задания.

Контрольные вопросы:

- Дать определение терминам, привести свои примеры: морфологический способ образования слов; префиксальный способ образования слов; суффиксальный способ образования слов; префиксально-суффиксальный способ образования слов; бессуффиксный способ образования слов; постфиксальный способ образования слов; сложение; сращение; аббревиация и её разновидности; неморфологические способы образования слов; морфолого-синтаксический способ; лексико-семантический способ; лексико-синтаксический; словообразовательная цепочка; гнездо однокоренных слов.

Литература:

1. Антонова, Е.С. Русский язык: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования [Текст]/Е.С.Антонова, Т.М.Воителева, - М.: Издательский центр «Академия», 2013. – С. 120 – 140.

2. Власенков, А.И. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений [Текст]/А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2005. – 350с.

3. http://www.studfiles.ru/preview/1771880/page:4/

4. http://rus.1september.ru/article.php?ID=200701903

5. Словообразовательные словари.

Практическая работа 11

Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов. Составление текстов (устных и письменных) с использованием однокоренных слов, слов одной структуры

(наименование практического занятия)

Цель работы:

студент должен уметь:

- опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста;

- характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;

- опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их.

Дидактическое оснащение практической работы:

настоящие методические рекомендации по выполнению практических работ, учебник [1].

Задания:

1. Прочитайте текст. Выделите и выпишите сложные слова.

БУДУЩЕЕ НАУКИ И ТЕХНИКИ

Представьте, что в нашем доме установлен фантастический полителеэкран. Поворот рычажка— и сразу вспыхивает много живых картин. Антенны радиотелескопов ловят сигналы далеких миров... Агрохимики выращивают фрукты-лекарства... По морям летают суда на подводных крыльях... Мчатся экспрессы-катамараны, двухкорпусные тела которых режут морские воды, не образуя волн... В топках термоядерных электростанций вспыхивает «звездное вещество» — та же самая реакция, что служит Солнцу источником тепла, на Земле дает электрический ток... Тракторы без трактористов, повинуясь радиолучу, поднимают зябь... В фокусе электромагнитных волн вспыхивают над тундрой искусственные солнца.

Будущее стремительно надвигается, и вас, конечно, влечет в открывающийся мир новой науки и техники. Чтобы быть в нем в числе первооткрывателей, нужно многое знать.

2. Прочитайте текст. Обратите внимание на правописание сложных слов. Напишите изложение.

СТАРОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК

Старославянский язык понятен русскому культурному человеку как язык религии и древней славянской культуры. Русский литературный язык начиная с X века испытывал огромное влияние этого древнего славянского языка. Какова же его история?

Термин «старославянский» язык нельзя понимать буквально: это не старый славянский язык (как и не древнерусский и не общеславянский), а книжный язык, созданный на основе древнеболгарского диалекта первы­ми проповедниками христианства в славянских странах.

В IX веке на территории нынешней Чехословакии было славянское княжество Моравия. В 863 году моравский князь Ростислав обратился к императору Византии

Михаилу с просьбой прислать людей, которые могли бы проповедовать христианство на славянском языке. Византийский император направил в Моравию ученых братьев Константина и Мефодия, хорошо знавших греческий и славянские языки, чтобы выполнить эту миссию.

Миссионеры перевели византийские богослужебные книги с греческого языка на хорошо известный им диалект древнеболгарского языка. Константин (который, став монахом, взял имя Кирилл) создал для этого книжного языка славянскую азбуку, получившую впоследствии название «кириллица». Старославянский язык, как и славянская азбука кириллица, распространялся церковно-книжным путем вначале среди западных и южных славян. После крещения Руси этот язык проник и в восточнославянскую землю. В эпоху Киевской Руси старославянский язык стал языком религии, письменной культуры, государственности. Вполне понятно, что он оказал положительное влияние на древнерусскую речевую культуру. Элементы старославянского влияния до сих пор прослеживаются в русском литературном языке, увеличивая его богатство и выразительность.

3. Спишите. Выделите корни с чередованием гласных. Отметьте условия выбора орфограмм.

Распол_житься на отдых, соб_раться у друзей, разг_релся спор, заст_лить постель, прил_гаемые усилия, бл_стать в обществе, уб_рать комнату, уп_раться ногами, к_снуться вопроса, написать изл_жение, заг_релась бумага, обж_гать пальцы, отвратительный р_стовщик, выт_реть посуду, раст_рать ушиб, сг_реть от стыда, выр_щенный р_сток, прот_реть окна, обг_ревшая свечка.

4. Спишите, объясните графически орфограмму.

Ира очень аккуратная. Каждое утро она уб_рает квартиру, отт_рает всю грязь, ст_рает пыль, зап_рает шкафы, заст_лает постели, а потом заж_гает лампу и любуется, как все бл_стит. Она не сч_тается с тем, что просто ум_рает от усталости.

Но иногда она обижается на своего брата-лентяя, убегает и говорит: «Пусть он хоть раз здесь уб_рет! Неужели трудно ему зап_реть шкаф, заст_лить постель, прот_реть стол, чтобы все сияло и бл_стело? Не ум_р бы, если бы поработал».

5. Проверьте свое умение распознавать орфограммы. Заполните таблицу данными словами.

Насл_ждение, предл_гать, неув_дающий, обм_кнуть, заг_рать, к_рнавал, _кварель, распол_гать, уд_вление, б_гровый, р_сток, ст_дион, просл_влять, _ромат, зам_реть, р_стительный, ф_нтан, оз_рение, возр_ст, кр_вать.

6. Вставьте пропущенные буквы. Объясните, от чего зависит выбор гласной в словах с чередованием в корне. Выберите нужное объяснение, поставив знак «+» в таблице.

  Выбор гласной в словах с чередованием в корне зависит
от согласной в корне от наличия/отсутствия ударения от суффикса -а- после корня от лексического значения
Зам_рать        
Ср_внить        
Заг_р        
Р_внина        
Прод_раться        
Ср_внять        
Р_стительность        
Непром_каемый        
З_ря        
Обм_кнуть        
Прик_сновение        
Зап_реть        
Заг_релый        
Бл_стеть        
Отр_сль        
Подл_жить        
Выр_щенный        
Р_сток        
К_сание        

7. Выполните задания теста:

Наши рекомендации