Самостоятельное чтение учащихся. Проверка предположений. Деление на части
Работа во время чтения.
Какие предположения подтвердились? Чтение по частям подготовленными учениками. Ответы на вопросы и выполнение заданий.
1 часть.
- Где сидел старый медвежатник?
- Что такое завалинка?
- Что делал старик?
- Что значит - пиликал?
- А что такое скрипка?
( Показываю скрипку, подражаю игре старика, дергаю за струны, издаются звуки)
- А старик любил музыку? Подтвердите словами из текста (выборочное чтение).
На доске открывается запись – любил музыку (для составления характеристики охотника).
- А что сказал ему колхозник?
- Как вы понимаете « из ружья у тебя лучше получается»? ( На доске открываю запись – хороший охотник)
2- часть.
- Что сделал старик? (пошел в лес)
- Нашел он медведя? (нет)
- Прочитайте описание леса. ( Тихо было в лесу...)
- Как писатель говорит о звуке, услышанном стариком? (красивый, как струна, играет звонко, ласково)
Чтение 3 части.
- Откуда слышался звук? (с опушки)
- А что такое опушка?
- Какую картину увидел старик? Прочитайте.
- Понравилось старику как поет щепка?
- На что она похожа? ( на струну)
4- часть.
- Убил медведя охотник?
- А почему? Зачитайте.
- О какой черте характера говорит это?
( Открываю продолжение характеристики старика: добрый, любил животных, бережно относился к природе)
- Так к какой же части рассказа иллюстрация в книге? ( 3 часть)
Первичная проверка понимания текста.
- Какое увлечение было у старика?
- Любил ли старик музыку?
- Хорошо ли у него получалось? Прочитайте.
- Что сообщил старику колхозник?
- Что услышал охотник в лесу?
- На что был похож этот звук?
- Что же увидел охотник на опушке?
- Как оценил охотник пение щепки?
- Почему старый медвежатник не стрелял в медведя?
- О чём вспоминал охотник, когда дёргал струны на скрипке?
- О чём стоит задуматься после чтения этого рассказа?
Чтение рассказа детьми (повторно)
IV. Физминутка.
- Теперь отдохнем. На доске фигурки медведей, которые вы делали на уроке труда. Сзади записаны задания, их надо выполнить вызванному ученику. Остальные угадывают повадки медведей и повторяют движения.
Вызываю ученика, он читает задание и показывает движения. Другие отгадывают и повторяют.
1 . Покажи, как медведь просыпается ото сна.
2. Как медведь ест малину.
3.Как он ловит рыбу.
V. Итоговая беседа.
- Как называется рассказ?
- Кто его автор? ( Виталий Валентинович Бианки- показываю портрет писателя )
Сообщение о писателе делают дети.
Родился В.В.Бианки в Петербурге. Его отец был ученым. Работал в музее животных и птиц. И уж, конечно, маленький Бианки часто там бывал. Но Виталию всегда хотелось в настоящий лес, увидеть живую природу, животных. Летом они жили на даче, в Лебяжьем, на берегу Балтийского моря. Рядом был огромный лес. Отец – главный лесной учитель Виталия. Он берет его с собой в лес, учит терпеливо наблюдать, записывать свои наблюдения. Вот эти записи и пригодились писателю, когда он стал взрослым и написал множество замечательных рассказов о природе, о жизни животных. ( Знакомлю детей с выставкой книг В.В.Бианки)
Доклады о медведе.
- Теперь выйдут дети и расскажут об этом лесном хищнике.
1-ый
Медведь – это лесной, могучий хищник. Он очень много ест, поэтому такой большой и сильный. Питается он лесными ягодами, кореньями, фруктами, выкапывает жуков, личинок, ловит лягушек, рыбу. Большой любитель меда.
2-ой.
На зиму медведь ложится в берлогу. А если медведь не накопит осенью жира. Он не ляжет в спячку. Этих медведей называют – шатуны. Они очень опасны. Тогда охотники охраняют деревни, следят, чтобы медведи не подходили близко к жилью человека.
3-ий.
Говорят, когда медведь спит, он сосет лапу. Просто у медведей в середине зимы меняется кожа на лапах. Лапы чешутся, вот мишка и слизывает старую подошву. Медведь умнейший зверь. Когда он сыт, то любит забавы: камни с круч бросает и заглядывает на них, как они летят и подпрыгивают.
- А о какой же забаве мы сегодня еще узнали?
- Как называется рассказ?
- Кто же здесь музыкант?
- Какова главная мысль рассказа?
- Почему охотник не убил медведя?
- Какой он был человек?
- Как надо относиться к природе, к животным?
Домашнее задание: пересказ текста.
Урок № 91
Тема: Владимир Липский, Ирина Сергеева «Весть издалека».
Цель:совершенствовать умение читать вслух, по цепочке, навык жужжащего чтения, развивать умение самостоятельно отвечать на вопросы, используя слова текста; формировать умение подробно пересказывать текст; способствовать развитию речи, обогащению словарного запаса пословицами и поговорками о Родине; способствовать развитию памяти, внимания, самостоятельности; создавать условия для активной познавательной деятельности, расширения знаний о Беларуси, ее истории и культуре; воспитывать гордость за свою Родину.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель читает стихотворение В. Кривошеевой «Доброе утро».
Придумано кем-то Доброе утро
Просто и мудро Улыбчивым лицам
При встрече здороваться: И каждый становится
— Доброе утро! Добрым, доверчивым…
Доброе утро Доброе утро
Солнцу и птицам Длится до вечера.
II. Проверка домашнего заданияВикторина «Ах, кошки!»
1. Кто автор произведении «Кошкин дом»? (С. Маршак.)
2. Кому Кот Леопольд нес время говорил: «Ребята, давайте жить дружно!» (Мышам.)
3. Вспомните сказки, в которых встречались коты. («Кот в сапогах», «Бременские музыканты». «Дядя Федор, пес и кот», «Золотой ключик, или Приключения Буратино» и т. д.)
4. Кто говорил эти слова: «Несет меня лиса за темные леса!» (Петух.)
5. Что делает кот ученый, когда идет направо? (Песнь заводит.)
6. Кто из героев так говорил о себе: «Через это проклятое ученье я глаз лишился!»? (Кот Базилио.)
7. В какой сказке кот достался своему хозяину в наследство? («Кот в сапогах».)
8. Кто написал сказку «Кто сказал мяу?» (В. Сутеев.)
9. Каким сказочным героям принадлежат следующие реплики:
10. «Я на солнышке лежу, я на солнышко гляжу... (Львенок из мультфильма «Как Львенок и Черепаха пели песню».)
11. «А давай бояться вместе». (Котенок Гав из мультфильма «Котенок по имени Гав».)
12.«Ты, дядя Федор, неправильно бутерброд ешь... •. (Кот Матроскам, из мультфильма «Каникулы в 11ростоквишино».)