Внеклассное занятие по русскому языку

Вечер-игра «По морям, по волнам…»

Класс

Цели: Обобщить знания учащихся по теме «Лексика и фразеология»; расширять кругозор, словарный запас учащихся, повышать речевую культуру посредством занимательных упражнений и заданий; воспитывать чувство ответственности, взаимовыручки, сплоченности, дружбы.

Оборудование: карточки с фразеологизмами; плакаты для конкурса капитанов; призы-подарки учебные принадлежности (самодельные закладки, тетради).

Ход занятия

I. Вступление. Ведущий:

— Сегодня у нас необычный вечер. Мы отправляемся в далекое и трудное плавание. Конечно, море будет ненастоящим, но плыть от этого не станет легче. Это море знаний — самое бурное, штормовое из всех морей, существующих на земле. Мы отправляемся в путешествие на двух кораблях. Наше плавание будет проходить не только в пространстве, но и во времени. Итак, в путь!

II. Конкурс «Чей корабль первым отойдет от причала?».

Ведущий предлагает равное количество вопросов и заданий для обеих команд. Каждое правильное решение — очко. Команда, набравшая большее количество очков, первой уходит в море.

1-й комплекс вопросов и заданий

1. Поставьте ударение в словах: апостроф, баловать, газопровод, диспансер, дозвониться, древко, завидно, завсегдатай, зубчатый, индустрия, иссушенный, исчерпать, каталог, кичиться.

2. Вспомните слова, которые совсем недавно появились в нашей речи. Как называются такие слова?

3. Как можно назвать слова посвятить — посветить? Придумайте с ними предложения.

4. Определите род существительных: интервью, пенальти, памперо, сулунги, авеню, салями, атташе, пони, какаду, Миссисипи.

5. Исключите из каждой тройки неродственное слово: сожаление, сочувствие, жалость; жаркое, жаровня, раскаленный.

2-й комплекс вопросов и заданий

1. Поставьте ударение в словах: звала, мизерный, толика, намерение, обеспечение, пломбировать, статуя, свекла, псевдоним, феномен, хлопковый (костюм), холеный, шасси, эксперт.

2. Как называются слова, которые уже не употребляются в нашей речи? Приведите примеры.

3. Как называются такие слова, как безответный — безответственный? Составьте с ними предложения.

4. Определите род существительных: статус-кво, шимми, экю, хинди, рантье, кенгуру, шимпанзе, иваси, Гоби, рояль.

5. Исключите неродственное слово из каждой тройки: ветер, вихрь, безветренный; учить, изучать, зубрить.

III. — Вот и первый риф. Его преодолеет тот, кто назовет большее количество фразеологизмов, характеризующих нашу игровую ситуацию, относящихся к ней. (Можно предложить свои фразеологизмы, а соревнующиеся должны выбрать подходящие.)

Владеть собой; собираться с силами; между жизнью и смертью; ни жив ни мертв; как рыба в воде; не вешать носа; не терять головы; идти своей дорогой; не в своей тарелке; как на иголках; закидывать удочку; наломать дров; сложить руки; навострить уши; засучить рукава; капля в море; путеводная звезда; в сорочке родиться; выйти сухим из воды; один за всех, все за одного.

— А теперь три самых отважных матроса из каждой команды должны составить запись в судовой журнал об этом приключении, у кого она будет наиболее интересной, насыщенной подходящими фразеологизмами, тот и получит дополнительное очко.

IV. — Чтобы путешествие было нескучным, мы проведем викторину. Вопросы викторины:

1. Почему так названы город Москва, река Волга, город Владимир, город Бологое.

2. Приведите примеры географических названий нашего края и объясните, почему они так именуются.

(Даниловка — село, основанное помещиком Данилой Мордовцевым.
В 1997 году Даниловке было 350 лет.)

3. Как назовете жителей Курска, Вологды, Архангельска?

4. Что значат данные пословицы?

Береги платье снову, а честь смолоду.

В одну воду дважды не войдешь.

Всякая дорога вдвоем весела.

Делали наспех, сделали насмех.

5. Отгадайте загадки. На какой особенности русского языка они построены?

(За)чем прячется солнце?

(На)что мужик шляпу купил?

— Смотрите, смотрите! Справа по борту какой-то предмет! Это закупоренная бутылка. Выловим и откроем ее. На листке что-то написано. Кто правильно расшифрует послание, получит дополнительное очко.

ШВАА ДОМАШ НАТОЧДСЮ БЫДШО. (Ваша команда достойна победы.)

V. Конкурс капитанов.

— Капитаны, пришло время доказывать, правильным ли курсом вы ведете команду.

1. Кто быстрее?

Ведущий дает каждому капитану слово, записанное вертикально. К каждой букве этого слова нужно подобрать другие слова, относящиеся к разным частям речи, не повторяясь.

т — ты — местоимение л

р — разве — частица и

у — удивляться — глагол т

д — девять — числительное е

о р

л а

ю т

б у

и р

е а

2. Превратите реку в море, изменяя в каждом последующем слове одну букву.

(Река — рука — мука — муза — луза — лоза — поза — пора — гора — горе — море.)

— Ура! Капитаны с честью выдержали испытание. Нас, очевидно, ожидает спокойное плавание правильным курсом. Но взгляните, что там вдали? Пиратский флаг!

VI. Выбегают пираты (третья команда).

— У пиратов длинные крючья. Они могут взять ваши корабли на абордаж. Чтобы этого не случилось, нужно отбить атаку. Каждый пират быстро закидывает крюк на корабль и при этом задает свой вопрос. Если ответ правильный, то крюк сбрасывается.

Команда, которая не ответила на большее количество вопросов, покидает корабль, а ее место занимают пираты и продолжают плавание на завоеванном корабле с очками, которые имелись у побежденной команды.

Вопросы и задания пиратов:

1. Что общего в названиях городов: Красноуфимск, Червоноармейск, Кизляр, Улан-Удэ?

2. Можно ли в существительных неряха, соня, плакса, грязнуля, выскочка, невежа, невежда определить род и как это сделать?

3. Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).

4. Что было «завтра», а будет «вчера» (сегодня).

5. Какое наречие пишется с двумя дефисами и двумя мягкими знаками? (Точь-в-точь.)

6. Найдите наибольшее количество слов, которые от перестановки слогов не меняют своего значения. (Мама, няня, папа, дядя.)

VII. — Наше плавание подходит к концу. Мы благополучно обошли все

подводные и надводные препятствия, но, чтобы пристать к берегу, нужно решить еще одну задачу: найдите в стихотворении все ошибки в употреблении рода имен существительных.

Слыхали эту новость? У нас в шкафу живет Тот, кто любую овощь, Любой продукт сжует.   Он яблок, помидору И всю картофель съест, Баранок без разбору Умнет в один присест.   Прожорлив, как собака, Тот, кто живет в шкафу: Пропали тюль и тапок И туфель на меху. Он съел жилетку кунью И дедовский папах, Персолем и шампунью Который весь пропах.   Так кто же путь проделал Из шкафа в антресоль? Мыш ненасытный, где он? Где он, огромный моль?   Вы скажете: «Не верим!!! Чтоб все пустить в труху?» Но есть обжора Время — Вот кто живет в шкафу.

VIII. Ведущий подводит итоги вечера-игры, жюри объявляет победителей, раздаются подарки и призы.

Наши рекомендации