Выучите короткие отрывки из стихотворений Сергея Есенина
Поет зима — аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака.
Какое определение нашел поэт для облаков? Приведите примеры с другим значением этого слова.
Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказкой сна, Словно белою косынкой Подвязалася сосна.
Какое слово звучит в рифму со словом сосна?
Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость. Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось.
С чем сравнивает поэт солнце и почему? Вспомни имя и фамилию автора этих стихов.
Прочитайте стихотворения и найдите в них слова с твердым и мягким [с].
РИСУНОК
Это — город. Как высок он! Сколько крыш! И сколько окон! Смотрит голубь сверху вниз, Он уселся на карниз.
А на самом первом плане Нарисован человек. Выше всех высотных зданий Получился человек.
Он стоит, такой красавец, В рыжей шубе меховой, Голубых небес касаясь Непокрытой головой.
А. Варто
ВАСЕНЬКА
Непоседа Васенька не сидит на месте. Непоседа Васенька всюду с нами вместе. Есть усы у Васеньки, на усах сединки. Хвост дугой у Васеньки и пятно на спинке.
ГУСИНОЕ ВОЙСКО
По узкой тропинке гусиным шажком Гусиное войско идет гуськом. Гусиное войско в гусином строю В атаку идет под команду мою.
А. Санин
СОСЧИТАЙ!
Вышли с гоготом, гляди, Пять гусят из-за угла, И у каждого, гляди, Две ноги и два крыла.
Вышли гуси на лужок. Сосчитай в уме, дружок, Сосчитай-ка без ошибки, Сколько крыльев,
сколько ног.
А. Кодыров
ТЕНЬ НА СНЕГУ
Лег сугробом белый снег, На сугробе — синий след, Будто кто-то в синьке Выпачкал ботинки.
А за домом, на снегу, — Синий домик на боку. А из синих труб над ним Вьется струйкой синий дым.
Н. Полякова
Послушайте стихотворения И. Анденко.
ЖУЧОК
Спал жучок На бугорке, А проснулся — На грибке.
В стихотворении есть слова со звуком [с].Назовите их. Расскажите стихотворение, сопровождая его выразительными движениями.
СОВА
Вдупле Укрылась совушка.
— Кого боишься?
— Солнышка!
Назовите рифмующиеся слова со звуком [с].Расскажите стихотворение.
Раскрасьте рисунки. Карандаши или фломастеры какого цвета вы выберете?
ЁЖ
— Ты куда собрался, ёж?
Что в лукошке ты несёшь?
— Два гриба несу я
Белых
Для моих соседок
Белок.
Прочитайте это стихотворение по ролям. Следите за произношением свистящих и шипящих звуков. Выучите его наизусть.
Раскрасьте грибы в корзинке у ежика. Какая должна быть ножка у белого гриба? А шляпка?
СВЕРЧОК
Ночь пришла —
Берёт сверчок
Ноты,
Скрипку и смычок.
Спит на ветке паучок —
Для него поёт сверчок.
Расскажите стихотворение, сопровождая его движениями.
Назовите слова со звуком [с].
Раскрасьте картинку.
Взрослый читает стихотворения «Жучок», «Сова», «Ёж», «Сверчок», а дети показывают движениями содержание. Затем дети загадывают друг другу и взрослым пантомимические загадки про жука, сову, ежа, сверчка.
Покажите жестами, выразительными движениями содержание стихотворений из английского фольклора в вольном переводе В. Егорова.
МОЯ КНИГА
Открывай скорее книжку!
В книжке мошка, мышка, мишка,
В книжке мячик — круглый бок:
Вверх-вниз, прыг-скок.
В книжке зонт. Открой — и пой:
Лупит дождь — а ты сухой!
Киска в книжке близко-близко.
На цветной картинке киску
Долго глажу я рукой —
Ведь у киски мех такой
Теплый!
Какие книги ты любишь? Вспомни сказочных героев, в названиях которых есть звук [с].(Лиса. Собака. Осел. Снегурочка.)
КОТЯТА
Вот пятеро котят. Один ушел — и нет его. Ну нет его — и нет. Котят осталось четверо. Вот четверо котят. Один ночной порою На дерево залез — котят осталось трое. Но где-то запищал мышонок тонко-тонко, Котенок услыхал — осталось два котенка. Один из них с мячом исчез в дверях бесследно, А самый умный — тот, оставшийся, последний, Он к миске подошел и, как и должно киске, Лакать за пятерых стал молоко из миски.
Взрослый читает стихотворение, а дети выразительными движениями стараются передать его содержание.
Четко произнесите слова:
киска, миска.
Чем отличаются эти слова, и что общего в их произношении?
Закрасьте зеленым цветом квадрат, соответствующий звуку [с]в этих словах.
Понаблюдайте над превращением слов