Прочитайте отрывки из стихотворений русских поэтов XIX века и даже современных поэтов с тем ударением, которое сохранилось в них.

1) Лебедь тут, вздохнув глубоко,

Молвила: «Зачем далёко?

Знай, близка судьба твоя,

Ведь царевна – это я». (Пушкин)

2) И степь, раскинувшись широко,

В тумане дремлет одиноко. (Никитин)

3) А кисти сочные, как яхонты горят;

Лишь то беда, висят они высоко:

Отколь и как она к нам ни зайдет,

Хоть видит око, да зуб неймет. (Крылов)

4) Между тем как он далеко

Бьется долго и жестоко,

Наступает срок один. (Пушкин)

4. Обозначьте вертикалью раздельные написания наречий.Поставьте ударение, обоснуйте выбор его постановки.

Стояли (на)смерть – несмотря (на)смерть друга; завернуть (в)плотную ткань – подойти (в)плотную; успеть (во)время – (во)время перерыва; (во)все не растерялся – бросить (во)все стороны); разделить (на)трое) – посадить (на)трое суток; выйти (в)тихую погоду – действовать (в)тихую; налить (в)чистую посуду – выложить всё (в)чистую; следить (из)дали – (из)дали голубой; лечь (на)бок – жаловаться (на)бок; (тот)час исправить положение – вспомнить (тот)час расставания; поступить (по)своему – то есть (по)своему усмотрению; (не)где ночевать – важно (не)где жить, а как; (не)зачем хвастаться – узнать, почему вернулся, а (не)зачем; жили долго и счастливо – счастливо оставаться.

5. Учитывая местоположение ударения (на корне или суффиксе), подчеркните «четвертое лишнее» наречие:

1. Доверху, донизу, досиня, донельзя.

2. Задолго, заживо, замертво, запросто.

3. Поверху, попросту, порознь, поверх.

4. Надолго, наскоро, настрого, начисто.

5. Подолгу, подчас, поодаль, посуху.

6. Досуха, догола, допоздна, допьяна.

7. Издавна, издали, изредка, издревле.

8. Мельком, ничком, кругом, тайком.

9. Навек, наверх, наутро, наспех.

10. Чертовски, шутовски, воровски, щегольски.

11. Неспроста, негде, некуда, неоткуда.

Н о р м ы п р о и з н о ш е н и я

И случаи их нарушения

● Определенную трудность вызывает различение [э] и [о] (на письме е и ё) п о с л е м я г к и х согласных. ♦ Произносим всегда [э] в словах: атлет, афера, бытие, валежник, двоеженец, за­бредший, опека, оседлый, отцветший, пекло, полуденный, помпезный, преемник, соплеменник (одноплеменник), стегальщик, тесальщик, тяжелоатлет, филистер, хребет, ярем и др.; ♦ произносим всегда [о]: двоежёнство, затёкший, новорождённый, ост­риё, принёсший и др. НО и здесь можно отметить варианты: белесый и белёсый, желчь и жёлчь, поблекший и поблёкший.
●Ошибки наблюдаются в произношении сочетания ЧН, ко­торое в большинстве случаев произносится в соответствии с на­писанием: бесконечный, прочный, типичный и др. ♦ Только в не­многих словах сохраняется произношение [ШН] на месте ЧН: горчичник, конечно, скучно, подсвечник и др.
● Много ошибок наблюдается при произношении д в о й н ы х согласных в иноязычных словах или морфемах: иногда двойные согласные не произносятся (ассамблея, ассоциация, миллиард).
● Особую трудность вызывает произношение з а и м с т в о в а н ­н ы х слов: ♦ в некоторых из них сохраняется нетипичное для русского произношения [о] в безударной позиции: поэт, вето, сонет, оа­зис, Флобер и др.; ♦ в большинстве других слов произносится [а] в безударной позиции: роман, концепция, Колорадо и др.; ♦ в соответствии с законами русского произношения перед гласным е произносится мягкий согласный звук: вельвет, теле­фон, термин, дилемма. НОзубные согласные т, д, з, с, н, р могут сохранять твер­дость перед е: антенна, гротеск, фонема, тест, асептика.

· Читайте ПРАВИЛЬНО:

1) с мягким согласным перед Э: абрек, антрекот, антресоль, бенефис, бассейн, бухгалтерия, венецианский, гипотеза, гипотенуза, дебаты, дезинфекция, дегенерат, дебош, дебют, декламатор, декорация, демагог, демократия, демонстрант, деспотизм, дефицит, запатентовать, комбинезон, компетентный, паштет, полисемия, пресса, редуцированный, тематический, тенор, термин, термометр, территория, фанера, хореограф, эссенция;

2) с твердым согласным перед Э:атеизм, ателье, декольте, декор, деликатес, деноминация, дефляция, дециметр, дере, де-факто, диатез, интеграция, интервал, интенсивный, интервенция, интервью, пастель, пастеризация, пенсне, синтетика, тембр, темп, термос, терракота, террариум, тет-а-тет, филателист, фортепьяно, цитадель, штемпель, штепсель, эстетика, юриспруденция.

1. Подчеркните в каждой паре слово с неправильным произношением, отраженным в транскрипции.

Авангарди[зм], авангарди[з´м]; авторитари[зм], авторитари[з´м]; атеи[зм], атеи[з´м]; аф[е]ра, аф[ё]ра; бюрократи[зм], бюрократи[з´м]; [д´е]мократия, [д]емократия; [д´]емократический, [д]емократический; карьери[зм], карьери[з´м]; кли[зм]а, кли[з´м]а; кон[т´]екст, кон[т]екст; ко[с]венный, ко[с´]венный; лакони[зм], лакони[з´м]; монополи[зм], монополи[з´м]; оп[е]ка, оп[ё]ка; парламентари[зм], парламентари[з´м]; плюрали[зм], плюрали[з´м]; террори[зм], террори[з´м]; тоталитари[зм]; тоталитари[з´м]; федерали[зм], федерали[з´м]; фемини[зм], фемини[з´м]; фундаментали[зм], фундаментали[з´м]; центри[зм]; центри[з´м]; це[р]ковь, це[р´]ковь; экстреми[зм], экстреми[з´м].

2. Прочитайте выразительно и, затранскрибируйте сочетания букв [ЧН] и [ШН], [ЧТ] и [ШТ]. Подчеркните слово, с которым можно составить устойчивое сочетание.

Алчн[__]ый, скучн[__]ый, дачн[__]ик, девичн[__]ик, беспечн[__]ый, сердечн[__]ый, вечн[__]о, конечн[__]о, срочн[__]о, нарочн[__]о, кишечн[__]ик, закадычн[__]ый, молочн[__]ый, пасечн[__]ик, скворечн[__]ик, аптечн[__]ая, прачечн[__]ая, посадочн[__]ый, пустячн[__]ый, нечт[__]о, ничт[__]о, конечн[__]ый, копеечн[__]ый, справочн[__]ик, горчич[__]ник, заочн[__]ик, подсвечн[__]ик.

3. Обозначьте в транскрипции произношение ударных гласных: [э] или [о].

Атле[__]т, груже[__]ный, афе[__]ра, даре[__]ный, бытие[__], же[__]лчь, житие[__],забре[__]дший, исте[__]кший, никче[__]мный, оглаше[__]нный, оглуше[__]нный, одновреме[__]нный, одноиме[__]нный, опе[__]ка, новорожде[__]нный, осе[__]длый, острие[__], отцве[__]тший, плате[__]жеспособный, прине[__]сший, прее[__]мник, прие[__]мник, разновреме[__]нный, отыме[__]нный, шле[__]м, ще[__]лка.

Наши рекомендации