Вопрос 1. Общая характеристика методов, приемов и средств обучения русскому языку школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Методы - это система способов обучении, при помощи которой учитель передает школьникам знания, организует их самостоятельную деятельность по усвоению учебных умений и навыков.
Классификация методов И.Я.Лернера (по типу познавательной деятельности):
1) Объяснительно-иллюстративный заключается в том, что учитель дает ученикам определенную информацию в готовом виде, организуя и регламентируя ее восприятие. В таких условиях ученик является своеобразным приемником сообщаемых ему сведений.
2) Репродуктивный метод (репродукция - воспроизведение чего-либо по образцу или по памяти.) – предполагает кроме восприятия, практическое исполнение полученных знаний. С точки зрения участия детей может быть активным и пассивным. Пассивная – учитель сообщает ученикам алгоритм действий, необходимый для решения какого-то типа учебных задач, и дает образцы выполнения этих действий. Активная форма – ученики самостоятельно определяют или выбирают алгоритм действий, а затем упражняются в его применении.
3) Метод проблемного изложения – искусственно созданная проблема и показываются пути и способы её решения
а) осознание проблемы
б) выдвижение гипотезы
в) практический эксперимент
г) анализ результатов
Ученики оказываются наблюдателями, которые прослеживают логичность и оценивают результаты.
4) Эвристический, частично поисковый метод (Направлен на переработку информации, поиск противоречий, поиск решений и анализ результатов). Основан на самостоятельной деятельности учеников.
5) Исследовательский метод - самый эффективный.
Учитель вместе с учениками формулирует проблему, дает возможность ученикам решить самостоятельно, но контролирует и направляет процесс. Ученики сами выбирают методы решения, техники решения проблемы.
В качестве средств обучения разных категорий детей используются устная и письменная речь, наглядные пособия, технические средства (диафильмы, кинофильмы и пр.).
Письменная речь в специальной школе является не только предметом овладения, но и дидактическим средством, которое несет важную коррекционную функцию в формировании устной речи, а также речи в целом и словесного отвлеченного мышления.
Наглядные средства, наряду с использованием их в иллюстративной роли, в значительно большей мере привлекаются для обеспечения реальной основы при семантизации лексики, предложений, текста и подведении детей к наглядно-действенным, образным, а затем и словесно-понятийным обобщениям.
Имеются и другие классификации методов и приемов. Например, когда за основу деления взят такой признак, как сопряженность того или иного способа обучения с определенными его средствами.
Так, можно выделить методы, которые по преимуществу включают наглядные приемы (демонстрация, наблюдения, кино и пр.) или словесные (беседы, чтение материала учебника и др.).
Чаще же всего приходится говорить о так называемых «смешанных», наглядно-словесных методах (наблюдения или демонстрации, сопровождающиеся беседой, чтением и т. д.).
Вопрос 2. Тематика и планирование уроков произношения. Составить конспект урока «Дифференциация С-Ш».
Раздел «произношение» является самостоятельным в учебной программе по русскому языку в начальных классах.
Характеристика и анализ программы: изучение данной учебной дисциплины рассчитано в основном на 2 года, а в 3-ем классе -1 час в неделю. Наиболее объемно эта дисциплина идет в 1-ом семестре 1-го класса (3раза в нед.). Во 2-ом классе количество часов снижается в зависимости от контингента детей.
Программные требования. Основная задача - воспитание четкой, внятной, выразительной речи. Программой предусмотрена особая последовательность усвоения звуков речи. Она зависит от артикуляционной сложности. Работа начинается с сохраненных звуков, а потом включаются нуждающиеся в коррекции. Включение определенных тем зависит от сохранности остальных, но исключения могут быть у сложных дизартриков.
Уроки произношения в школе для детей с ТНР
Тематика: определяется программой. В программе определяется последовательность прохождения тем, при этом на определенном этапе появляются пары звуков, то есть программой предусматривается 2 вида уроков:
А) автоматизации
Б) дифференциации
Тема урока формулируется в зависимости от того, какой проходится звук по плану.
В уроке выделяются цели и задачи.
Цель- конечный, обобщенный результат работы на уроке.
(прим. : цель – использование звуков в словах различной сложности и в составе предложений, текста).
Задачи – связаны с тем, что по каждому из разделов, подлежащих усвоению на уроке, ставятся конкретные задачи.(обычно, не больше 3). Разделы :
На первом месте стоит задача автоматизации – автоматизация звука «*» в слогах, словах, фразах.
Либо: учить детей дифференцировать звуки «с» - «з» на слух и в собственном произношении в слогах, словах, предложений, текстах – для уроков дифференциации.
Развивать фонематическое восприятие в связи с работой над звуком «*» (для автоматизации).
Развивать умение детей использовать различную силу голоса и изменять её.
Тренировать детей в правильном произношении двухсложных слов с одним стечением согласных.
Формировать навык фонемного анализа слов типа «мак» (с использованием схем и фишек)
Речевые задачи являются коррекционными. Помимо них существуют развивающие и коррекционные.
Планирование уроков произношения.
Все разделы работы, предусмотренные в задачах должны отразиться в плане.
В плане учитывается определенная структура урока.
Структура урока произношения:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока (подведение к теме).
3. Артикуляционная минутка (для уточнения артикуляции данного звука/звуков).
4. Характеристика звука/ сравнительная характеристика звуков.
5. Задания на фонематическое восприятие.
6. Произношение слогов с данным звуком (автоматизация/ дифференциация).
+ На этих же заданиях можно работать над слоговой структурой слова, над компонентами интонации (тихо/громко)
7. Автоматизация звука в словах (или дифференциация).
8. Физкультминутка.
9. Фонемный анализ слов (2-3 слога) + слоговая структура и интонация.
10. Автоматизация (дифференциация в предложении + интонация)
11. Автоматизация (дифференциация в тексте + интонация)
12. Подведение итогов и оценка работы с возвращением к теме и характеристике звуков.
Обязательно в каждом занятии:
автоматизация;
дифференциация;
фонематическое восприятие
интонация
совершенствование слоговой структуры
обучение различным видам языкового анализа
и восприятие, и продуцирование.
Литература:
1). К. В. КОМАРОВ
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Учебное пособие для студентов-заочников дефектологических факультетов педагогических институтов
МОСКВА ПРОСВЕЩЕНИЕ 1982
2). Г. Г.МИСАРЕНКО