Основные принципы управления качеством образования

Происходящие изменения в обществе определяют демократический характер управления качеством образования, который раскрывается в принципах партисипативности, субсидиарности, рефлексивности и дуальности.

Партисипативность предполагает широкое участие всех субъектов образовательной деятельности в подготовке, обсуждении, принятии и реализации управленческих решений в области качества. Данный принцип проявляется в общественно-государственном характере управления (Экспертный совет, Совет образовательного учреждения, Попечительский совет, Координационный совет и т. п.).

Субсидиарность подразумевает принятие решений и ответственность за их реализацию на максимально низком административном уровне. При наличии определенных объективных условий, препятствующих самостоятельному принятию решения, ответственность за него передается вышестоящему звену управления.

В основе рефлексивности лежат постоянные самооценка, самоанализ и самоконтроль профессиональной деятельности, позволяющие отслеживать качество образования.

Принцип дуальности, во-первых, отражает направленность управленческой деятельности на реализацию двух групп целей — нормативных (закрепленных в государственном образовательном стандарте и других нормативных документах) и маркетинговых (определяемых особенностями образовательной системы и требованиями разных образовательных услуг); во-вторых, указывает на необходимость сочетания управления качеством функционирования (консервативный момент: управление на основе предыдущего опыта) и управление качеством развития (инновационный момент: управление «от будущего» на основе прогнозных моделей).

На современном этапе развития образования сохраняют свою актуальность и общие принципы управления качеством, к которым можно отнести комплексность, объективность, преемственность, оптимальность, опережение.

Комплексность предполагает всесторонний анализ всей совокупности условий образовательной деятельности, обеспечивающей как качество процесса, так и качество достигнутых результатов.

В основе объективности лежит возможность и необходимость точных и обоснованных измерений объектов качества образования.

Преемственность отражает необходимость установления соответствия между образовательными программами, реализуемыми на различных этапах обучения. Данный принцип включает также «скользящее» улучшение качества и отслеживает позитивные изменения в уровне образованности ученика.

Оптимальность определяет соответствие затраченных усилий, средств и времени качеству достигнутого образовательного результата.

Опережение предполагает учет тенденций развития образовательной системы, изменений внешних и внутренних условий осуществления образовательной деятельности, прогнозирование возникающих проблем и своевременное принятие управленческих решений по их предупреждению.

Перспективность предусматривает направленность на решение актуальных и долгосрочных задач развития образования.

Новые подходы к управлению качеством образования характеризуются следующими особенностями: ярко выраженным стимулирующим характером, опорой на экономическую заинтересованность субъектов управления; отказом либо значительным отходом от командно-административных методов управления; приоритетностью контроля за результатами образовательного процесса при сокращении контроля за его ходом; приоритетностью самоконтроля при анализе и оценке хода образовательного процесса. Управление качеством образования как процесс предполагает планирование, организацию, руководство, контроль функционирования и развития основных и обеспечивающих процессов.

Существенным показателем того, насколько эффективно реализуется стратегия, является ее влияние на деятельность организации, связанную с человеческим фактором, на межличностные, деловые и неформальные отношения в коллективе вуза. Если стратегия эффективна, то неизбежно сокращается число деструктивных конфликтов, усиливается роль корпоративной культуры как ресурса инновационного развития, повышается мотивация учебной и трудовой деятельности преподавателей и студентов, растет удовлетворенность всех субъектов организации достигнутыми результатами. Появляются новые традиции, символы и ритуалы, усиливается процесс идентификации работников вуза со своим учреждением и его интересами.

Выбранная стратегия образовательного менеджмента организации должна содействовать решению главной задачи любого вуза – обеспечению высокого уровня подготовки квалифицированных специалистов. Разработка концепции качества образования опирается на ряд фундаментальных положений всеобщей системы качества.

Во–первых, качество должно ориентироваться на запросы заказчиков и потребителей образовательных услуг – студентов, работодателей, государства, региональных властей.

Во–вторых, при оценке качества рассматривается не только конечный продукт, но и вся цепочка качества, т.е. совокупность процессов и ресурсов, обеспечивающих результат.

Поэтому в поле зрения оказываются не только достигнутые цели, но и вся образовательная среда, отношения между субъектами образовательного процесса, корпоративная культура университета, включающая интенсивную и слаженную работу управленческих команд и целевых рабочих групп.

Педагогическое управление: сущность, структура, методы и стили

Управление (или менеджмент) означает сознательное регулирование сложных процессов и отношений, протекающих или имеющихся в вузе: учебных, воспитательных, научных, методических, организационных, хозяйственных с целью получения высоких результатов за надлежащий период при использовании оптимальных средств и ресурсов.

Главный смысл управления вузом состоит в целенаправленном воздействии администрации, коллегиальных органов на структурные подразделения вуза, на профессорско-преподавательский состав, на студентов для получения оптимальных результатов в воспитательно-образовательном процессе, в профессиональной подготовке специалистов.

Управление будет эффективным, если оно четко согласуется с основными компонентами педагогической системы. В педагогической системе выделяют пять структурных элементов: 1) субъект педагогического воздействия, 2) объект педагогического воздействия, 3) предмет их совместной деятельности, 4)цели обучения, 5) средства педагогической коммуникации. Все эти составляющие педагогической системы находятся как в прямой , так и в обратной зависимости. Центральная задача педагогики и педагогической психологии как науки заключается в том, чтобы описать, как именно данные компоненты системы зависят друг от друга.

Любая деятельность, в том числе и управленческая, реализуется посредством комплекса специфических методов. Методы управления – это способы взаимодействия субъекта управления (администрации, управляющей подсистемы) с объектами управления для достижения намеченных целей управления.

В педагогической теории различают методы управления и методы руководства. Методы управления нацелены на управляемый объект – саму систему или ее подсистему; методы руководства – на конкретных исполнителей, осуществляющих определенные функции и имеющих индивидуальные особенности. В педагогической литературе представлены разные подходы к классификации методов управления.

Так, в типологии методов и стилей управления Д.П.Кайдалов и Е.М.Суименко выделяют несколько подходов к их определению:

- по сущности воздействующего на человека фактора: экономические, организационно-распорядительные (административные), социально-психологические методы (соответственно прагматический, административный и морализаторский стили);

- по характеру цели: деловой и бюрократический методы и стили;

- по способам воздействия (формальному и неформальному): директивный (формалистический), товарищеский (авторитетный, волевой), демократический и пассивный (либеральный) методы и стили.

Выделяют три группы методов внутривузовского управления в такой последовательности: социально-психологические, организационно-распорядительные и экономические.

Социально-психологические методы – это методы управления социально-массовыми процессами, базирующиеся на информационном обеспечении. К этой группе относят также методы управления коллективами и группами (оценка индивидуальных качеств работников, выработка ориентиров, создающих условия для максимального проявления профессиональных качеств) Кроме того выделяют методы управления внутригрупповыми явлениями и процессами и методы управления индивидуально-личностным поведением.

Организационно-распорядительные методы – это методы прямого централизованного воздействия на управляемый объект. Формы их проявления – приказы, планы, инструкции, распоряжения и т.п. Использование распорядительных форм и методов связано с необходимостью выполнения управленческих задач, поддержанием устойчивости организационных связей в системе управления.

Наши рекомендации