Особенности фонетического письма учащихся вспомогательной школы
Одной из основных задач обучения русскому языку во вспомогательной школе является выработка у детей навыков грамотного письма. Для ее решения необходимо знать как особенности русского правописания, так и своеобразие развития умственно отсталых школьников.
В основе русского правописания лежит несколько принципов: фонетический, морфологический, традиционно-исторический и семантический при ведущей роли морфологического. На начальном этапе обучения письму первостепенное значение имеет фонетический принцип, когда написание слов соответствует их произношению. Основой правописания при фонетическом принципе становится звуковой анализ речи. От пишущего требуется умение услышать и выделить звуки (фонемы) записываемых слов, определить их последовательность, а затем фиксировать их соответствующими буквами.
В современном русском языке к фонетическим относятся следующие написания: все гласные под ударением, безударные ы, у; звонкие и глухие согласные перед гласными, сонорными и в; твердые и мягкие согласные, твердость и мягкость которых обозначается соответственно буквами а, у, ы, о, я, ю, и, е, ё, э и буквой ь; раздельное написание слов в предложении.
В настоящее время сущность и природа звукового письма определены достаточно полно. Письмо рассматривается как речевая деятельность, которая в отличие от устной речи уже с самого начала является осознанным актом. В то же время формирование письма, как более позднего компонента речи, может быть полноценным только при условии достаточного развития устной речи.
Процесс письма представляет собой сложную деятельность, которая включает в себя ряд психофизиологических компонентов, таких, как: акустический, позволяющий выделить звуки из речевого потока; артикуляционный, направленный на уточнение звукового состава слова и установление последовательности входящих в него звуков; зрительные представления и точные двигательные навыки, которые обеспечивают перевод звуковой структуры слова в графические знаки; удерживание в памяти этих графических символов и их правильную пространственную организацию. Наконец, существенное значение для письма, как и для всякой другой деятельности, имеет достаточно устойчивое внимание (А. Р. Лурия). Только взаимодействие всех компонентов создает возможность прочного овладения письмом в процессе обучения.
Для детей, у которых имеются отклонения в умственном развитии, овладение грамотным письмом, несомненно, представляет гораздо большие трудности, чем для их нормально развивающихся сверстников. Одна из основных причин нарушения письма у умственно отсталых школьников заключается в недостатке их интеллектуальных возможностей, в результате чего у них наблюдается отставание в речевом развитии. Прежде всего это проявляется в задержке и затрудненном формировании представлений о звуковом составе слова, с чем связано большое количество ошибок, искажающих структуру слова, в письменных работах олигофренов. Ошибки эти стойкие, часто сохраняются при письме и у учащихся старших классов.
Анализ ошибок в письменных работах, наблюдение за другими сторонами речевой деятельности олигофренов помогут учителю понять причины их затруднений в овладении фонетически правильным письмом и целенаправленно осуществлять коррекцию имеющихся у школьников недостатков, а опираясь на их сохранные возможности, успешно обучать по программе вспомогательной школы.
Из числа всех школьников обычно выделяется группа, в тетрадях которой встречается незначительное количество ошибок. Это олигофрены, которые не испытывают затруднений в овладении навыком фонетически правильного письма. Систематическая работа над звуко-буквенным анализом, развитие их познавательной деятельности при достаточной работоспособности помогают детям достаточно успешно обучаться во вспомогательной школе.
Формирование навыка письма у остальных учащихся осложнено в разной степени. Причины этих осложнений неодинаковы, что обнаруживается в своеобразии письма учащихся и характере ошибок.
Наиболее распространено у умственно отсталых школьников фонематическое недоразвитие. Из их числа выделяются ученики, которые в силу грубого нарушения фонематического слуха на начальных этапах обучения почти не овладевают письмом. Только в отдельных случаях можно понять написанное ими. Эти дети обычно воспроизводят из диктуемых слов только наиболее отчетливо слышимые звуки. Часто у них наблюдается слитное написание двух и более слов, слияние частей слов с пропусками и перестановками (контаминации), возникающие вследствие нерасчлененного восприятия речевого потока.
В менее выраженных случаях фонематическое недоразвитие проявляется в значительном нарушении звуко-буквенного анализа слов и, следовательно, в серьезных ошибках на письме. Для учеников с недостаточно сформировавшимся фонематическим восприятием характерны замены гласных и различных групп согласных сходными, в основном близко звучащими фонемами; пропу ски букв, чаще всего гласных в многосложных словах и согласных при их стечении, находящихся в слабой позиции и поэтому менее отчетливо воспринимаемых на слух; добавление лишних букв, главным образом гласных при стечении согласных; слитное написание нескольких слов вследствие недостаточного расчленения воспринимаемого потока речи на составные части (слова).
Эти ученики испытывают значительные затруднения в звуковом анализе слов, в чтении и понимании смысла прочитанного.
Олигофрены другой группы вследствие нарушенного произношения, недостаточного овладения четкой кинестетической схемой пишут так, как говорят. Для них характерны ошибки преимущественно на замену букв. Они слабо дифференцируют гласные, близкие и сложные по артикуляции согласные, затрудняются в различении твердых и мягких, звонких и глухих согласных. В то же время у школьников данной группы достаточно сохранен устный анализ. Они могут правильно установить количество звуков в данном слове, перечислить их последовательность, определить местонахождение указанного звука. Резкой разницы между письмом по слуху и списыванием у них не наблюдается. Под диктовку, опираясь на сохранный фонематический слух, они пишут лучше, чем при самостоятельном письме, когда в качестве опоры выступает собственное произношение.
При чтении они испытывают затруднения в основном в сложных для произношения словах; смысл прочитанного понимают.
У следующей группы детей трудности в обучении письму связаны с нарушением моторики. У них страдает и техника письма, и грамотность. Эти школьники имеют своеобразный почерк — сильный нажим, неровные буквы. Некоторые из них с трудом удерживают пальцами ручку, тратят много времени на то, чтобы подготовиться к работе, поэтому выполнить задание такого же объема, какой дается всем остальным ученикам, они не в состоянии. При письме моторные затруднения проявляются в сложном комплексе ошибок. Наряду с пропуском букв, дети пропускают слоги, слова, элементы букв, а также недописывают слова, предложения, что объясняется отставанием самого моторного акта, вследствие его несовершенства, от проговаривания. Вместе с тем в их работах можно наблюдать персеверативные (стереотипные) добавления одной и той же буквы, элемента буквы, слога, слова, что объясняется патологической инертностью, проявляющейся в форме двигательной стереотипии.
Группа учащихся с нарушением зрительного восприятия и пространственной ориентировки прежде всего затрудняется в запоминании образа буквы, в соблюдении строчки. В случаях грубого нарушения у них наблюдается зеркальное письмо. Характерными ошибками этих школьников являются замены букв. Однако в отличие от учеников других групп, путающих буквы по акустическому или артикуляторному сходству, они, как правило, заменяют буквы похожими по начертанию, т. е. оптически слабо различимыми. Ученики этой группы не испытывают серьезных затруднений в звуко-буквенном анализе. Списывание для них более трудно, чем письмо под диктовку, так как требует достаточно сформированного зрительного восприятия, способствующего овладению образом буквы, как печатной, так и письменной, дифференциации сходных по начертанию графем. Чтением они овладевают менее успешно, допускают ошибки на смешение оптически сходных печатных букв.
Олигофрены, у которых нарушена учебная деятельность, наблюдается нестойкость внимания, неуравновешенность поведения, сниженная работоспособность, обладают сохранной техникой письма, у них не возникает больших затруднений ни при произношении слов, ни при устном анализе. Как правило, трудностей в овладении письмом эти ученики не испытывают. Говорить о типичности ошибок у этой группы школьников не представляется возможным, так как они встречаются в неодинаковых количествах и во всевозможных сочетаниях. Даже работы одного и того же ученика, написанные в разных ситуациях, резко отличаются друг от друга. Решающее влияние оказывает состояние ученика в момент выполнения предложенного задания.