Методика приобщения к слушанию музыки детей младшего дошкольного возраста

Задачи и содержание обучение

В этом возрасте у ребят уже есть небольшой опыт слушания музыки, что дает возможность поставить новые задачи формирования ее восприятия. В пер­вой младшей группе — учить внимательно слушать

спокойные, бодрые песни, музыкальные пьесы различного характера понимать, о чем (о ком) поется. Не разговаривать во время исполне­ния. Во второй младшей группе — уметь внимательно слушать музыкальные произведения до конца, понимать характер музыки рассказывать, о чем поется в песне.

Маленькие дети отзывчивы на музыку, ее настроение. Они с радостью слушают веселую пьесу, притихают, когда звучит спо­койная, нежная песня. Дети легко различают двухчастную конт­растную пьесу. При этом у них возникает желание подпевать, реагируя на музыку движением (помахивают руками, притопывают, пританцовывают).

Формируя музыкальные представления детей, педагог стремится к тому, чтобы они запоминали отдельные музыкальные произве­дения, узнавали их при повторном исполнении. Развивая музыкаль­ный слух ребенка, он включает музыкально-дидактические игры с определенным содержанием и правилами. В основе их лежат учебные задания, направленные на освоение различных свойств музыкального звука: высоты, длительности, динамики и тембра. Так, подбирая детские инструменты и игрушки, воспитатель пред­лагает детям первой младшей группы поиграть с ними, угадать, на чем он играет, сравнить тихое и громкое звучание.

Во второй младшей группе музыкально-дидактические игры, предназначенные для дальнейшего развития способностей детей, несколько усложняются. Ставится задача не только различать кон­трастные звучания, но и воспроизводить их. Например, в игре «Чей домик?» педагог предлагает ребенку показать, как мяукает кошка (низкий звук) или котенок (высокий звук).

Чей домик?

Дети, изображая «кошку» и «котят», присаживаются за стульями-«домиками», которые расставлены по кругу на небольшом расстоянии друг от друга. Воспита­тель поет песню, затем спрашивает:

Куда же наш Коля (наша Нина) пойдет?

Туда ли, где кошка поет,

А может, туда, где спросонок

Мяукает сладко котенок?

Ребенок, которого назвал педагог, проходит вдоль стульев, стучит по одно­му из них и спрашивает: «Кто в домике живет?» Сидящий за стулом «мяукает» низким или высоким голосом в зависимости от того, кого хочет изобразить (кош­ку или котенка). Правильно отгадав загадку, водящий занимает «домик».

Стр. 57

Слова Ю. Островского Музыка Е. Тиличеевой

[Не спеша]

Методика приобщения к слушанию музыки детей младшего дошкольного возраста - student2.ru

В игре «Тихие и громкие звоночки» дети в соответствии с музы­кой звенят погремушками, в других играх шагают, бегают или тан­цуют с куклой в определенном ритме, угадывают по тембру звуча­ние того или иного инструмента.

Особенности репертуара

Выполнению поставленных задач способствует программный репертуар.

В первой младшей группе он составлен из контрастных по характеру произведений («Ах, вы, сени» — русская народ­ная плясовая и спокойная колыбельная «Танечка, баю-бай» В. Агафонникова, «Лошадка» М. Раухвергера и т. д.), несложных по содержанию, отражающих яркие, близкие детям образы, без особой динамики их развития. Короткие фортепианные вступления и заклю­чения постепенно подводят детей к слушанию в дальнейшем не­больших инструментальных пьес («В лесу» Е. Тиличеевой, «Машина» Т. Попатенко).

Во второй младшей группе для слушания музыки используется более сложный репертуар. В нем имеют место песни, отражающие явления природы («Осенняя песенка» Ан. Александрова, «Зима прошла» Н. Метлова), близкие и понятные детям образы («Заинька» М. Красева, «Будем кувыркаться» И. Саца), плясовые народные мелодии. Значительное место начинает занимать программная ин­струментальная музыка («Дождь идет» И. Аросева, «Воробей» А. Руббаха, «Моя лошадка» А. Гречанинова).

Методические приемы

Основой методики организации слушания музы­ки является выразительное исполнение музыкаль­ного произведения, теплота и задушевность интонаций голоса педагога, передающего его отношение к художественному образу.

Стр. 58

Вместе с тем в работе с трехлетними детьми необходимы на­глядные приемы, привлекающие ребенка к музыке, в частности показ игрушки. Детям доставляет большое удовольствие слушать музыку и смотреть на игрушку, о которой поется в песне. Зри­тельно воспринимаемый образ способствует пониманию содержа­ния исполняемой песни, ее запоминанию. С этой целью применя­ются и персонажи кукольного театра, с помощью которых инсце­нируется содержание того или иного произведения.

Помогают педагогу также короткие пояснения. Например, зна­комя детей с песней «Праздничная» Л. Сидельникова, музыкальный руководитель говорит о том, что скоро наступит праздник, детский сад будет украшен, ребята и взрослые придут нарядные, с флаж­ками, цветами, вечером вспыхнут огни салюта. Эмоциональный тон настраивает малышей, заставляет внимательно, с интересом слушать песню, усваивая знакомые слова. После двух-, трехкрат­ного исполнения педагог повторяет название песни.

В процессе занятий дети часто ставятся в такие условия, когда они должны узнать, что исполняется, какая музыка звучит.

Во второй младшей группе более разнообразный музыкальный репертуар помогает заинтересовать ребенка музыкой, вызвать и поддержать его радостные переживания. Этому главным образом способствует выразительное исполнение музыкальным руководителем всех произведений.

Развитию интереса к музыке помогают и некоторые яркие осо­бенности произведения, в частности изобразительные моменты (подражание игре на барабанево вступлении к песне Т. Попатенко «Праздничная», чириканью воробья в песне А. Руббаха «Во­робей» и др.). Музыкальный руководитель проигрывает эти фраг­менты отдельно, заостряя на них внимание детей.

В этом возрасте сохраняет свое значение использование игруш­ки как средства, вызывающего интерес к исполняемым произведе­ниям.

Усвоению музыки помогают также краткие пояснения педагога. Например, при ознакомлении с новой песней он обращает внимание детей на характер музыки, выделяет наиболее яркие художественные средства.

При повторном прослушивании на следующем занятии педагог задает детям вопрос, помнят ли они, какую новую песню слушали. Если дети не могут ответить, песня исполняется повторно. Педагог привлекает внимание ребят к характерному вступлению или фор­тепианному сопровождению, отдельно проигрывая их.

Некоторые произведения яркого динамичного характера не требуют вступительной беседы. Например, произведение «Моя лошадка» А. Гречанинова педагог может исполнить сразу, предложив послушать новую музыку, а затем спросить, кто это скачет.

На повторных занятиях закрепляется усвоение музыкальных пьес. Этому способствуют игровые приемы. Например, под плясо­вую мелодию дети весело хлопают в ладоши, изображая лошад-

Стр. 59

ку - цокают языком, постукивают пальцами по коленям, показы­вают, как сильно идет дождь. В дальнейшем эти приемы, активи­зирующие музыкальное восприятие, не применяются. Дети слу­шают знакомую музыку, угадывая ее название.

На занятиях происходит также первоначальное знакомство с дидактическими музыкальными играми. Руководитель разучивает их с детьми, привлекая внимание к основной учебной задаче (на­пример, сопоставить свойства музыкального звука). Когда ребята освоили игру, воспитатель повторяет ее в часы детского досуга, подыгрывая мелодию песни на металлофоне или другом инстру­менте.

Определяя уровень музыкального развития, педагог предла­гает ребятам узнать знакомую песню, пьесу, выбрать соответст­вующую игрушку, показать, что может кукла делать под плясовую или колыбельную мелодию, точно выполнять задание в музыкаль­но-дидактической игре.

К концу года дошкольники должны охотно, с интересом слушать несложные песни и пьесы, узнавать знакомые образы, называть их.

Наши рекомендации