Методика приобщения к слушанию музыки детей подготовительной к школе группы

Задачи и содержание обучения

Возросшие возможности детей, накопленный ими опыт восприятия музыки позволяют активнее воспи­тывать эстетическое отношение к ней. Ребята в этом

возрасте способны самостоятельно различать некоторые особенности музыкальных произведений, на основе полученных сведений выска­зывать свое отношение к песням, пьесам, их характерным признакам.

Углубляя навык слушания музыки, педагог продолжает разви­вать эмоциональную отзывчивость и музыкальное восприятие до­школьников. Их знакомят с произведениями, передающими доволь­но широкий объем переживаний, которые иногда трудно выразить словами.

Обогащаются детские представления и об окружающем. Особен­но волнует ребят патриотическая тема, переданная в произведениях: «Ленин на параде» А. Фаттаха, «Мир нужен всем» В. Мурадели, «Здравствуй, Родина моя!» Ю. Чичкова и особенно Государствен­ный Гимн СССР (музыка Ан. Александрова, слова С. Михалкова и Г. Эль-Регистана).

В спокойной по характеру музыке дети могут различать свет­лое звучание «Вальса» Д. Кабалевского, легкую грусть первой части песни «Осень» Ан. Александрова, печаль, сочувствие в пьесе «Болезнь куклы» П. Чайковского.

Слушание разнообразной вокальной и инструментальной музы­ки также расширяет кругозор детей. Слушая, например, инстру­ментальную пьесу в грамзаписи, они могут различать звуки скрип­ки, аккордеона. Систематически развивая музыкальное восприятие, следует предоставлять детям возможность самостоятельно отме-

Стр. 68

чать разнообразные выразительные средства, определять характер музыки (праздничный, нежный, жалобный, плясовой и т. д.).

Достаточно развитые у детей навыки слушания музыки, опре­деления общего ее характера, содержания позволяют педагогу вести дальнейшую работу и учить ребят различать средства музы­кальной выразительности, построение произведений. Они узнают термины «музыкальная фраза», «вступление», «заключение» и поль­зуются ими в своей практической деятельности.

Шести-, семилетние дети знают, что музыку создает народ пишут композиторы. Им известны имена М. Глинки, П. Чайковского' Н. Римского-Корсакова, которые много лет назад создавали заме­чательные произведения, а также имена композиторов нашего вре­мени.

Таким образом, в соответствии с программой по слушанию музыки надо воспитывать у старших дошкольников интерес к твор­честву композиторов-классиков М. Глинки, П. Чайковского, Н. Рим­ского-Корсакова, Р. Шумана, Б. Бартока, советских композиторов Д. Кабалевского, М. Красева, Ан. Александрова, Е. Тиличеевой и др. Развивать умение слушать вокальную и инструментальную музыку, различать звучание фортепиано, скрипки, аккордеона, хоро­вое пение взрослых, чувствовать особенности звучания — спокой­ного, веселого, торжественного, грустного. Учить узнавать знакомые произведения, накапливать запас любимых песен, пьес; различать танец, колыбельную, марш; привлекать внимание к форме произве­дения — вступлению, заключению, напеву, припеву, фразе. Педагог систематически поддерживает желание детей слушать музыкальные произведения и высказываться о них.

Особенности репертуара

Репертуар для слушания музыки составлен в соот­ветствии с программой. Иногда в нем можно заме­нить те или иные произведения и включить в работу новые, недавно созданные, но проверенные на практике. Важно руководствоваться общими художественно-педагогическими требо­ваниями. Произведения должны отличаться высокими художествен­ными качествами — идейным содержанием, способом выражения, чтобы вызывать сопереживание и воздействовать на внутренний мир ребенка.

Поэтому в репертуар необходимо включать произведения класси­ков, ведущих современных детских композиторов, народного твор­чества, написанных в различных жанрах (песня, марш, танец), пере­дающих большое разнообразие чувств, настроений (лирических и героических, комических и повествовательно-эпических). Эти требо­вания находят свое отражение в конкретных произведениях. Рас­смотрим их несколько подробнее.

Часто источником возникновения музыки являются реальные звучания природы и живые интонации человеческой речи. Музыко­вед И. Нестьев отмечает, что с древнейших времен человек стремил­ся воспроизводить, в пении или в инструментальных наигрышах то, что он слышал вокруг себя: щебетание птиц, грохотание грома,

Стр. 69

журчание ручья, жужжание прялки. Он также отмечает, что основу музыкального искусства составляет осмысленная, чувственно выра­зительная речь человека.

Произведения, отмеченные этими чертами, активно восприни­маются детьми дошкольного возраста. Они оживляются, с удо­вольствием прислушиваясь к знакомым им интонациям «пения» кукушки, чириканья воробья и других птиц (пьесы П. Чайковского «Песня жаворонка», Э. Грига «Птичка»).

Привлекательны для ребят интонации знакомых им музыкаль­ных инструментов. Назовем для примера «Камаринскую» П. Чай­ковского, имитирующую в фортепианном изложении звуки бала­лайки, аккордеона, баяна, и пьесу «Барабанщик» Д. Кабалев­ского, во вступлении к которой слышится звучание горна. Четкий, повторяющийся ритм, характерная мелодия очень образно имити­руют это звучание.

Методика приобщения к слушанию музыки детей подготовительной к школе группы - student2.ru

Различные «ауканья», «баюканья», неоднократно воспринимае­мые детьми в жизни, активизируют детское внимание во время слуша­ния колыбельных и лирических пьес.

Эти жизненные интонации нельзя рассматривать изолированно от музыкального образа всего произведения в целом. Следует подчеркнуть, что наличие их придает образу особую конкретность, выразительность, делает его понятнее, ближе детям. Средства музы­кальной выразительности всегда подчинены задачам создания художественного образа. Например, в песне «Птичий дом» Д. Ка­балевского музыка запева передает нежное, радостное чувство ожидания приближения весны.

Стр. 69 - 70

Птичий дом

Наши рекомендации