Имитационные и неимитационные игровые технологии в деятельности педагога
В. А. Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребёнка... Для него игра - это самое серьёзное дело. В игре перед детьми раскрывается мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В традиционной педагогике образовательная деятельность всегда была ориентирована на обучающегося как на объект педагогического процесса. Соотношение «педагог-субъект —студент-объект» ограничивало возможности межличностного взаимодействия, эффективной коммуникации, имело личностно-отчужденный характер, демонстрировало оторванность педагогического процесса от реального применения полученных знаний на практике в профессиональной деятельности. Обучающиеся «натаскивались» на определенный уровень информации, которая, как уже отмечалось ранее, успевала устареть до того, как человек начинал осуществлять свою профессиональную деятельность, да и умение быстро реагировать на изменения у многих выпускников вузов была недостаточно развита, о чем свидетельствует анализ их практического опыта.
В игровом моделировании обучающийся рассматривается, как уже было отмечено, в качестве субъекта педагогического процесса, и, следовательно, речь идет о субъект-субъектной деятельности, а образовательный процесс становится личностно ориентированным, педагогикой сотрудничества и партнерства.
В связи со сказанным важно выделить имитационные и неимитационные технологии обучения.
К неимитационным технологиям обученияобычно относят традиционные методы, широко практикуемые в образовательном процессе:
- лекция и ее разновидности:
- проблемная лекция,
- лекция-беседа,
- лекция-дискуссия,
- лекция с применением обратной связи,
- лекция с разбором кейсов,
- бинарная лекция;
- вводная сессия и др.;
- семинар;
- реферат, контрольная, курсовая, аттестационная и дипломная работы;
- практическое и лабораторное занятия;
- индивидуальное консультирование и инструктирование;
- письменное и устное тестирование обучаемых;
- алгоритмизированный контроль знаний;
- дистанционное и модульное обучение;
- открытое обучение (программное обучение, обучение на расстоянии, учебные пакеты) и др.;
- обучение на основе компьютера;
демонстрация, экспериментальное или исследовательское обучение
Таким образом,понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом,которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.