Новые технологии обучения экономики. Имитационные задачи. Игровые технологии в курсе экономики. Деловые экономические игры

Использование новых технологий в учебно-воспитательном процессе вызвано следующими основными причинами: необходимость внедрения в педагогику системно деятельностного подхода, систематизации классного обучения; потребность мотивации и активизации познавательной деятельности школьника, замена новыми технологиями малоэффективного вербального способа передачи знаний, возможности экспертного проектирования организационных форм взаимодействия учеников и учителя, обеспечивающие хорошие результаты обучения. Разработка проблем использования новых методик и технологий обучения является одним из важных и перспективных направлений развития современного образования. Педагогическая технология – это систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования. К новым педагогическим технологиям активного обучения относят: имитационные задачи; деловые игры, проектное обучение через выполнение творческих заданий, создание малых групп по проведению диспутов, дискуссий, имитации ситуаций, ситуационный анализ, кейс-методы, «мозговой штурм», уроки-семинары, уроки-лекции, уроки-консультации, компьютерные технологии и т.д.

Имитационные задачи - наиболее простой в организации способ активизации деятельности учащихся на уроках экономики. В настоящий момент разработаны методические комплексы, которые можно использовать для имитации ситуаций в классе. Например: Мицкевич А.А. Экономика в задачах и тестах. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 1995. Мицкевич А.А. Сборник заданий по экономике: Для учащихся 9 -11 классов. – В 3-х книгах. Кн.1 Задачник по микроэкономике.- М.: Вита – Пресс, 2001. Вигдогорчик Е., Нежданова Т. Элементарная математика в экономике и бизнесе.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 1995.

Деловые игры. В начальной школе методика преподавания экономики должна быть построена в игровой форме. Но и в средней школе у детей-подростков четко обозначен игровой дефицит. Поэтому, предлагая ему участвовать в серии ролевых, деловых игр, учитель делает ребенка своим союзников в процессе познания экономики. В старших классах учащиеся рассматривают игру как проверку своей силы и готовности к реальной жизни. Существует множество методологической литературы для подготовки деловой игры. Приведем только насколько примеров деловых игр, которые собраны в пособии «Уроки экономики в школе: активные формы преподавания» под редакцией Азимова Л.Б., Журавской Е.В..- М.: Аспект Пресс, 1995.

· Геологическая дилемма – содержание связано с ограниченностью ресурсов, с проблемами добычи энергоресурсов,

· Заработать на жизнь – моделирует кругооборот ресурсов, товаров, услуг и денег,

· Книжная фабрика – моделирует производство книг, , учит детей принимать обоснованные экономические решения по поводу разделения труда между участниками производственного процесса, по поводу капиталовложений, рассчитывать основные экономические показатели :стоимость, производительность труда, трудоемкость.

· Рынок кофе – моделирует работу конкурентного рынка.

· Связанные рынки – моделирование воздействий на изменений на рынках одних товаров на состояние рынков дополняющих товаров и товаров-заменителей.

В настоящий момент все большее распространение получают компьютерные технологии в обучении экономике. Наиболее эффективным из методов активного обучения школьников и студентов экономическим дисциплинам являются деловые компьютерные игры.

-интерактивные лабораторные практикумы-тренажеры, которые служат для отработки практических навыков, позволяют обучающимся исследовать влияние тех, или иных факторов на результаты экономической деятельности. (Программное средство. “Мentor тм“ Комплект интерактивных лабораторных практикумов-тренажеров “Микроэкономика.” (С.С. Кужель. “Опережающие образовательные технологии” - Курск, 2000.) ;

- “МЭКОМ” - Моделирование экономики и менеджмента, созданная Международным Центром Экономического и Бизнес Образования; моделирует действия менеджеров фирм в условиях совершенной конкуренции, в состязательной форме учит учащихся принимать управленческие решения о цене на продукцию фирмы, инвестициях, кредитах в банке, о расходах на маркетинг и НИОКР.

- “Банки в действии (Воронежский региональный центр “Достижения молодых”); программа моделирует конкурирующую на рынке среду по управлению коммерческим банком. Принципы построения и проведения деловых игр: наглядность и простота конструкции (модели) деловой игры; возможность дальнейшего совершенствования и развития конструкции (модели) деловой игры, правдоподобие экспериментальной ситуации полностью соблюдены в данных деловых играх. Компьютерные игры “МЭКОМ”, “Банки в действии” достаточно просты в использовании, благодаря спонсорам нашли широкое применение в школах г. Курска.

Наши рекомендации