Примерные конспекты на II этапе
Занятие № 1
Тема: «Короткие наклонные палочки».
Задачи:
1. Учить правильно писать короткие наклонные палочки.
2. Развивать зрительное внимание и память при выкладывании фигур из палочек (полосок).
3. Продолжать учить заштриховывать фигурки каёмочки прямыми горизонтальными линиями.
План:
1. Письмо коротких наклонных палочек.
2. Физминутка.
3. Зрительный диктант
4. Зарисовка каёмочки.
5. Анализ и самоанализ.
6. Итог.
Ход занятия
I.Письмо коротких наклонных палочек.
Воспитатель сообщает, что сегодня дети будут писать короткие наклонные палочки в одну клеточку из уголка в уголок. Обращает внимание детей на образец (А).
Воспитатель: - Посмотрите, как это делается (показ на доске ////). Возьмите карандаши правильно и проведём наклонные палочки в воздухе. (Дети проводят в воздухе наклонные палочки карандашом). Откройте тетради, посмотрите образец. У вас поставлены точки для трёх наклонных палочек (Б). (Дети открывают тетради, внимательно рассматривают образцы и выполняют гигиенические правила письма).
А - образец на доске.
Б
В
Г
- Возьмите карандаши и соедините точки из уголка в уголок, чтобы получились наклонные палочки. Обратите внимание: наклонные палочки будем писать из каждого уголочка сверху вниз. Поставьте сами три точки наверху уголочков клетки и из них проведём наклонные палочки в нижние уголки (В).
Занятие проводится под счёт: один, два, три. Воспитатель проверяет все ли дети справляются, далее продолжают самостоятельное письмо до конца строчки.
- Посмотрите, ниже у вас поставлены точки в верхнем и нижнем уголках клетки, проведите наклонные палочки по этим точкам. А теперь напишем ещё три палочки под счёт. И до конца строчки самостоятельно (Г).
Самоанализ: дети отмечают точками красным карандашом самые лучшие палочки (воспитатель проверяет).
II.Физминутка для пальцев рук(см. раздел 2.3.).
III.Зрительный диктант (Приложение 4).
Воспитатель вывешивает таблицу с изображением елочки и сосны:
- Что напоминает первая фигура? (Ёлочку). Сколько пар веточек (3 пары). Для каждой пары сколько нужно веточек? (2 веточки). А что посередине? (Ствол из двух зеленых полосок). Посмотрите на вторую фигуру. (Воспитатель объясняет, что это сосна - вверх растут ветки). Сколько палочек у ствола сосенки? (Две). Сколько пар веточек? (Три).
Воспитатель убирает таблицу.
- Возьмите для ствола зеленые палочки, для веток тоже зелёные и сложите перед собой: слева - ёлочку, справа - сосенку. (Воспитатель проверяет и выставляет для проверки таблицу. Подводит итог работы).
IV.Зарисовка каёмочки.
А – образец на доске.
Б
В
Г
На доске выставляется образец (А):
- Сегодня мы зарисуем фигуры из наклонных палочек и соединим их в каёмочку. (Показ на доске: воспитатель пишет по две пары наклонных палочек, между парами пропускает две клетки (Б). Соединим сверху и снизу по две палочки. Получаются одинаковые фигурки, а между ними нарисуем маленькие кружочки (В). (Дети выполняют задание по образцу). Теперь заштрихуем слева направо каждую фигурку. (Показ Г).
V.Самоанализ: -Отметьте лучшие фигурки, поменяйтесь тетрадями с товарищем.
VI.Итог занятия. Дети вспоминают, что делали в начале, после, в конце занятия.
Занятие № 2
Тема: «Письмо длинных наклонных палочек»
Задачи:
1. Учить правильно писать длинные наклонные палочки в две клетки.
2. Развивать зрительное и слуховое внимание и память при выкладывании фигур из палочек.
3. Учить соединять две наклонные длинные палочки и заштриховывать каждую фигуру наклонными вертикальными линиями.
План:
1. Письмо длинных наклонных палочек (в две клетки).
2. Физминутка.
3.Зрительный диктант.
4. Зарисовка каёмочки.
5. Слуховой диктант.
6. Самоанализ.
7. Итог занятия.
Ход занятия
I.Письмо длинных наклонных палочек.
Воспитатель сообщает, что будут писать длинные наклонные палочки в две клетки из уголочка в уголочек: - Посмотрите, как это делается (показ на доске А).
А – образец на доске.
Б
В
- Откройте тетради, посмотрите образец. У вас поставлены точки для наклонных палочек и соедините их из уголка в уголок, чтобы получились наклонные палочки. Обратите внимание: палочки будем писать из каждого уголочка сверху вниз – с верхнего правого уголка в левый нижний уголок длинной в две клетки. Поставьте сами точки в верхних уголочках клетки, из них проведём длинные наклонные палочки в левые нижние уголки (Б). (Задание проводится под счёт - 1, 2, 3. Проверяется, если дети справляются, то пишут самостоятельно до конца строчки).
Воспитатель: - Посмотрите, ниже у вас поставлены точки в верхних и нижних уголках, проведите палочки по этим точкам. Напишем ещё три палочки под счёт 1, 2, 3 и до конца строчки самостоятельно (В).
II.Физминутка для пальцев рук. (см. раздел 2.3.).
III.Зрительный диктант (Приложение 4).
Вывешивается таблица, воспитатель напоминает, чтобы дети были внимательными: - На что похожи эти фигуры? (На букву Ш и на обратную Е). Какого цвета? (Синего, красного). Как расположены? (Одна фигура стоит, другая – перевернута). Из чего состоит каждая фигура? (Из 4 палочек).
Таблица убирается. Воспитатель проверяет выполнение задания. По окончанию снова выставляется таблица. Дети вслух отмечают свои ошибки. Подводятся итоги выполнения задания.
IV.Зарисовка каёмочки.
А – образец на доске.
Б
В
Воспитатель: - Сегодня мы с вами зарисуем фигуры из наклонных палочек и соединим их в каёмочку. (Показ образца на доске А, Б. Ход выполнения задания аналогичен занятию № 1). Соединяем сверху и снизу по две палочки, а между ними рисуем кружочек. Получаются одинаковые фигуры. Возьмите тетради и карандаши правильно и соедините по две палочки до конца строчки. (Воспитатель следит, как дети выполняют). А теперь заштрихуем каждую фигурку наклонными линиями (показ сверху вниз В).
V.Слуховой диктант (Приложение 4).
-В центр листа положите наклонно две зеленые короткие полоски, слева от них - большой синий прямоугольник, справа от них - большой красный круг. (Дети выкладывают. По окончанию выставляется образец).
VI.Самоанализ: - Отметьте лучшие фигурки. Поменяйтесь тетрадями с товарищем.
VII.Итог занятия. Дети вспоминают, что делали в начале, после, в конце занятия. Воспитатель поощряет внимательных детей.
Занятие №3
Тема: «Письмо наклонных палочек в две клетки, чередующиеся с кроткими прямыми палочками»
Задачи:
1. Учить правильно писать наклонные палочки в две клетки и чередовать их короткими прямыми палочками.
2. Развивать зрительное внимание и память при выкладывании фигур.
3. Учить заштриховывать фигуры прямыми линиями слева направо.
План:
1. Письмо наклонных палочек в две клетки, чередующиеся с кроткими прямыми палочками.
2. Физминутка.
3. Зрительный диктант.
4. Зарисовка каёмочки и штриховка прямыми линиями слева направо.
5. Самоанализ.
6. Итог занятия.
Ход занятия
I.Письмо наклонных палочек в две клетки, чередующиеся с короткими палочками.
Воспитатель: - Сегодня мы будем писать наклонные и прямые палочки, которые чередуются. Внимательно посмотрите образец на доске (А): первая палочка, наклонная в две клетки, начинается с верхнего уголка и ведём в нижний, пропустив клеточку, пишем маленькую прямую палочку в одну клетку. Посмотрите, как правильно надо писать эти палочки. (Показ на доске).
А – образец на доске.
Б
В
- Возьмите все карандаши и напишем эти палочки в воздухе. Откройте тетради, рассмотрите образцы, напишите по точкам большую наклонную и маленькую прямую (Б). А теперь напишем без точек. Не забывайте пропускать только одну клеточку. (Пишут до конца строчки). На второй строчке напишем две палочки по точкам, а затем самостоятельно (В).
II.Физминутка (см. раздел 2.3.).
III.Зрительный диктант (Приложение 4).
Вывешивается таблица. Воспитатель просит детей внимательно рассмотреть фигуры: - На что похожи эти две фигуры? (На букву Е и перевернутую букву Е). Какого они цвета? (Одна фигура желтого, вторая – зеленого цвета). Как они расположены? (Они смотрят друг на друга). Сколько палочек необходимо для каждой фигуры? (Четыре).
Таблица убирается. Дети выкладывают самостоятельно фигуры из палочек. Проверка результатов.
IV.Зарисовка каёмочек.
А – образец на доске.
Б
- Сегодня мы с вами зарисуем фигуры из наклонной длинной и короткой прямой палочек и соединим их в каёмочку. (Вывешивается образец А). Посмотрите, как нужно соединить каёмочки, чтобы получился флажок: первую палочку соединяем со второй сверху и снизу, где заканчивается маленькая палочка. (Дети самостоятельно выполняют задание, воспитатель проверяет). А теперь заштрихуем флажки слева направо (показ на доске Б).
V.Самоанализ: - Отметьте свои удачные фигуры, поменяйтесь тетрадями со своими товарищами, посмотрите и поставьте точки над самыми правильными фигурками и проанализируйте работу товарища.
VI.Итог занятия: - Вспомните по порядку, что мы делали? (Ответы детей).
Занятие №4
Тема: «Письмо наклонной и прямой большой палочки»
Задачи:
1. Учить правильно писать наклонную большую и прямую палочку в две клетки из одной точки.
2. Развивать слуховое внимание и память при выкладывании фигур из палочек.
3. Учить заштриховывать наклонными линиями справа налево.
План:
1. Письмо наклонной большой палочки и большой прямой, начинающихся из одной точки сверху.
2. Физминутка.
3. Слуховой диктант.
4. Зарисовка каёмочки.
5. Самоанализ.
6. Итог занятия.
Ход занятия
I.Письмо наклонной и прямой большой палочки.
Воспитатель: - Посмотрите, какие палочки мы будем сегодня писать (образец на доске А).
А – образец на доске.
Б
В
- Первая палочка большая в 2 клеточки, она наклонная, начинается с верхнего угла и доходит до нижнего, вторая тоже большая палочка в 2 клетки, но она прямая и начинается с того же угла, что и первая наклонная палочка. Пропускаем 1 клетку и начинаем писать следующую пару палочек. (Показывает на доске, объясняет). Из точки ведем наклонную палочку, потом из этой же точки - прямую палочку. Напишем палочки в воздухе. (Дети выполняют). Откройте тетради, внимательно рассмотрите образец. На верхней линейке у вас поставлены точки, откуда должны начинаться палочки. Напишите 2 палочки из этой точки (Б). Посмотрите, правильно ли написали: первая наклонная, вторая прямая. Продолжайте писать всю строчку до конца. На второй строчке поставлена точка для одной пары палочек (В). Соедините с точкой наклонную и прямую палочки. Пропустите 1 клетку, и продолжайте писать до конца строчки (воспитатель проверяет).
II.Физминутка (см. раздел 2.3.).
III.Слуховой диктант.
Воспитатель: - Дети, сейчас вы должны быть особенно внимательными. Я вам дам задание и повторю его только один раз, а вы запомните и выложите из палочек фигуры. Из 8 красных палочек выложите большой квадрат, из 4 зеленых с правой стороны от большого - маленький квадрат, справа от маленького - положите большой красный круг. Все фигуры должны быть расположены внизу на одном уровне. Выполняйте задание. (Воспитатель проверяет, отмечает правильность выполнения). Сравните свои работы с образцом. (Выставляется образец).
IV. Зарисовка каёмочки.
А – образец на доске.
Б
В
Выставляется образец (Б): - Откройте тетради и рассмотрите свои палочки, если я соединю первую палочку со второй внизу, что у нас получиться? (Получиться треугольник). Соединяйте все пары палочек до конца. (Дети зарисовывают каемочки). Сейчас заштрихуем треугольники наклонными линиями сверху вниз. (Дети заштриховывают В).
V.Самоанализ. Дети меняются тетрадями и анализируют работу своих товарищей.
VI.Итог занятия: вспоминают все проделанные задания по порядку.
Занятие №5
Тема: «Письмо групп прямых палочек»
Задачи:
1. Учит детей писать группы прямых палочек, чередуя большие и маленькие палочки.
2. Учит выкладывать фигуры из палочек, правильно воспроизводя их цвет, размер, расположение.
3. Учить зарисовывать каёмочку, соединяя палочки между собой, заштриховывать фигуры в разных направлениях, не выходя за контуры.
4. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе. Развивать зрительное восприятие и память.
План:
1. Письмо групп прямых палочек.
2. Физминутка.
3. Зрительный диктант.
4. Зарисовка каёмочки.
5. Анализ работ детьми.
6. Итог занятия.
Активация словаря: заштриховывать, каёмочка.
Оборудование: тетради в клетку, цветные палочки (полоски), таблица, простые карандаши.
Ход занятия
I.Письмо групп прямых палочек.
Воспитатель:- Сегодня мы будем повторять письмо больших и маленьких палочек, выкладывать фигуры из палочек, зарисовывать каёмочку,
- Посмотрите, какую группу палочек мы будем писать. (Дети рассматривают на доске образец А). Возьмите правильно карандаши и проведите палочки в воздухе: большая, маленькая, большая, маленькая, маленькая, большая.
А - образец на доске.
Б
- Откройте тетради, положите их правильно, сядьте прямо. Отступите две клетки от образца и напишите самостоятельно под счет. (Считает воспитатель 1,2,3,4,5,6). Пропустите 2 клетки и продолжайте писать до конца строчки. (Воспитатель проходит по рядам, проверяет). На второй строчке поставлены точки для одной группы палочек. Напишите палочки по этим точкам. Отступите две клетки, продолжайте писать до конца строчки. (Анализ работы воспитателем).
II.Физминутка:
Мы писали, мы писали, наши пальчики устали,
А теперь мы дружно встали.
Ножками потопаем, ручками похлопаем,
Руки к верху поднимаем, а потом их опускаем,
А потом их разведем и к себе скорей прижмем,
Затем пальчики сожмем и опять писать начнем.
III.Зрительный диктант (Приложение 4).
Воспитатель: - Я покажу таблицу, а вы внимательно посмотрите и запомните то, что на ней изображено (Вывешивается таблица). Что нарисовано на таблице? (На таблице нарисованы флажки). Какие флажки по размеру? (Все флажки одинакового размера). Какого цвета первый и второй флажок? (Первый и второй флажок зеленого цвета). Какого цвета третий флажок? (Третий флажок желтого цвета). Как расположены флажки? (Первый и второй флажок стоят друг за другом, а третий флажок смотрит на второй). Обратите внимание: вверх всех флажков расположен на одном уровне. Сколько палочек нужно для каждого флажка? (Для каждого флажка нужно 5 палочек). Еще раз внимательно посмотрите на таблицу, я её уберу, а вы самостоятельно выкладывайте такие же флажки из палочек. (Воспитатель проверяет как дети выполняют работу, а затем вывешивает таблицу). Посмотрите на таблицу, у кого не так? Исправьте свои ошибки. (Воспитатель подводит итог задания, отмечает внимательных).
IV.Зарисовка каёмочки.
А – образец на доске.
Б
В
Воспитатель: - Мы с вами уже учились зарисовывать каёмочки. Сегодня мы будем фокусниками – нарисуем второй и третий флажок друг против друга. Если соединим первую палочку со второй, а третью с четвертой, что получится? (Получится два флажка) (А). Мы уже зарисовывали каёмочки из флажков. Попробуем соединить эти флажки так, чтобы получилась новая фигура. Мы соединяем 2 большие палочки посередине и внизу (Б). Что получилось? (Получился узор из квадратиков). Сколько получилось квадратиков? (3 квадратика). Посмотрите, как они расположены: два - вверху, средний – внизу. (По образцу дети выполняют задание). А сейчас мы заштрихуем квадраты (В). Будьте очень внимательны: два верхних квадрата заштриховываем слева направо, а нижний – сверху вниз. Старайтесь, чтобы линии штриховки не выходили за контуры квадрата. (Дети заштриховывают каёмочки до конца строки самостоятельно).
V.Анализ работ детьми: - Внимательно рассмотрите палочки на первой строчке и поставьте точку над самыми ровными палочками, затем посмотрите каемочку и на второй строчке отметьте точкой самую красивую фигуру. (Дети отмечают красным карандашом). А теперь, поменяйтесь тетрадями друг с другом, внимательно посмотрите, правильно ли ваш товарищ оценил свою работу. (Дети анализируют).
VI.Итог занятия. Дети вспоминают по порядку, какие задания они выполняли. Воспитатель отмечает удачи каждого ребенка.