Зрительного и слухового анализаторов

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Б.2. Б.3. Анатомия и возрастная физиология

Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению 050400 Психолого-педагогическое образованиепрофиль Психология образования

Практическое занятие № 1

Определение и оценка уровня физического развития

Детей и подростков. Анализ индивидуальных медицинских карт

План

1. Рассмотреть основные понятия, используемые при изучении физического развития

2. Овладеть методами изучения и оценки физического развития учащихся

3. 0ценить уровень физического развития студентов груп­пы (произвести самооценку физического развития).

Вопросы для коллективного обсуждения

1. Понятие роста, развития и состояния здоровья.

2. Фазы роста, изменения пропорции тела с возрастом, фазы уве­личения массы тела, факторы физического развития.

3. Особенности развития: волнообразность, гетерохронность и гармоничность, акцелерация. Биологический смысл, педагогическое значение учета особенностей развития. Понятие надежности организ­ма. Энергетическое правило скелетных мышц (И.А. Аршавский).

4. Методики исследования и оценки физического развития детей и подростков.

Литература

1. Аршавский И.А. Физиологические механизмы н закономер­ности индивидуального развития. М.: Наука, 1982. С. 5-13, 43-54.

2. Безруких М.М. и др. Возрастная физиология (физиология развития ребенка) М., «Академия», 2003. – С. 41-71.

3. Властовский В.Г. Акцелерация роста и развития. М.: МГУ, 1976. С. 3-9.

4. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. М.: Высшая школа, 1985,2001. С. 21-48.

5. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. М., 2000. С.6-21.

6. Харрисон Дж. и др. Биология человека. М., "Мир", 1979. С.366-471

Практическое занятие № 2

Строение и функциональное значение различных отделов ЦНС

План

1. Значение нервной системы.

2. Возрастные особенности в строении и функционировании нервной системы.

3. Особенности мозга человека.

Вопросы для коллективного обсуждения

1. Строение и функции спинного мозга

2. Строение и функции ствола головного мозга

3. Строение и функции мозжечка

4. Строение и функции больших полушарий

5. Строение и функции подкорковых центров

6. Строение и функции вегетативной нервной системы

7. Понятия «серое» и «белое» вещество.

8. Морфологическое развитие коры головного мозга (борозды и извилины, нервные центры)

9. Функциональное развитие коры головного мозга (функциональная асимметрия мозга)

Литература

1. Безруких М.М. и др. Возрастная физиология (физиология развития ребенка) М., «Академия», 2003. –С. 215-236.

2. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. М., "Медицина", 1981. – С. 5-8.

3. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология М., «Высш.школа», 1985 (2001). – С. 83-92; 106-131.

Практическое занятие № 3

Определение функционального состояния нервной системы

План

1. Возрастные особенности функционирования различных отделов нервной системы.

2. Овладеть некоторыми методиками определения функ­ционального состояния нервной системы.

3. 0ценить уровень функционального состояния нервной системы у студентов груп­пы (произвести самооценку функционального состояния нервной системы).

Вопросы для коллективного обсуждения

1. Функциональное значение соматической и вегетативной нервных систем.

2. Структурно-функциональная организация коры головного мозга. Функциональная асимметрия мозга.

3. Процесс становления функциональной асимметрии мозга у детей различного возраста.

Литература

  1. Безруких М.М. и др. Возрастная физиология (физиология развития ребенка) М., «Академия», 2003. – С. 237-243.

2. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. С. 412-468.

3. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. М.: Высшая школа, 1985. С.83-131; 162-232.

4. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. М., 2000. С.325-419.

5. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. М.: Просвещение, 1990. С. 23-38; 67-96.

Практическое занятие № 4

Анатомия и определение функционального состояния

зрительного и слухового анализаторов

План

  1. Понятия "органы чувств", "анализатор", "сенсорная система".
  2. Особенности строения рецепторных образований.
  3. Строение оптической системы глаза.
  4. Возрастные особенности в строения и функционировании зрительного анализатора
  5. Возрастные особенности слухового анализатора

Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Схема строения сенсорных систем человека.
  2. Строение различных отделов глаза и их становление с возрастом
  3. Строение внутреннего уха и вестибулярного аппарата и их возрастное развитие
  4. Взаимодействие анализаторов

Литература

  1. Безруких М.М. и др. Возрастная физиология (физиология развития ребенка) М., «Академия», 2003. С. 246-251.
  2. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. М.: Высшая школа, 1985. С. 132- 161.
  3. Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма. М., «Просвещение», 1986. С.205-252.
  4. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. М., 2000. С.325-419.

Практическое занятие № 5

Наши рекомендации