Технология опыта
Надо отразить последовательность действий: осознание цели, изучение состояния постановки задач, подбор форм, методов, средств, планирование, применение, подведение итогов, анализ, корректировка.
Описание средств достижения цели (методов и форм организации работы), организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с поставленными целями и задачами (алгоритм осуществления педагогических действий с описанием особенностей технологии автора опыта).
Содержание и этапы реализации (какие действия были осуществлены автором опыта или планируются в проекте, какие этапы реализации инновации можно выделить, в чем назначение и основное содержание каждого из этапов.)
Раскрытие методики во всей ее операционной, технологической полноте и последовательности; полное, последовательное описание приемов, методов. Раскрытие путей достижения положительных результатов, эффективных форм, методов и приемов работы.
Цель (для чего), содержание (что), методы и средства (как), результат (какой)
Это основной раздел, в котором происходит описание системы работы педагогов. Описывается технология опыта (система оптимальных и эффективных средств, конкретных педагогических действий, организация, содержание, формы, приемы, методы обучения и воспитания), в том числе: содержание воспитательно-образовательной работы (характер доказательств, фактов, приемов, способствующих глубокому усвоению детьми тех или иных мировоззренческих проблем); формы и методы учебно-воспитательной работы, их оптимальный подбор в соответствии с поставленными целями и задачами, технологии их применения, способы деятельности педагогов и детей; организация воспитательно-образовательного процесса, способы включения детей в различные виды деятельности; связь полученных результатов с поставленными целями, задачами и способами деятельности педагога и детей.
Технология опыта раскрывается в системе конкретных педагогических действий, в организации содержания воспитательно-образовательного процесса, в приёмах и методах воспитания и обучения детей. Описывается и анализируется то, что педагогу удалось и дало положительный результат.
Технология – это процедура деятельности, ее состав и содержание.
К данной части описания есть ряд обязательных требований:
- отразить взаимосвязь педагогических явлений, факторов, влияющих на результат деятельности;
- выбрать структуру описания технологии (по этапам и типам занятия (непосредственно образовательной деятельности), по возрастным группам, предметам, разделам программы и др.);
- показать общие подходы, сформировать свои педагогические принципы и правила, создать модели и алгоритмы своих действий);
- показать индивидуальность автора опыта (авторские педагогические «находки»);
- содержание описания технологии должно соответствовать теме опыта.
Раскрывая особенности технологии работы, надо действия педагога соотносить с конкретными условиями, в которых эти действия предпринимаются. Поэтому в описаниях не обойтись без примеров, без приведения конкретных педагогических фактов.
Формы, методы и средства воспитательно-образовательной работы, их оптимальный выбор в соответствии с поставленными целями и задачами, технология их применения: методы обучения; формы работы с детьми; средства обучения; преобладающие виды деятельности; описание алгоритмов деятельности дошкольников, поэтапных действий педагога; приемы стимулирования и контроля, взаимоконтроля, самоконтроля деятельности.