Особенности социализации современной студенческой молодежи
Проблема социализации студенческой молодежи имеет многофакторный характер. Социализация студентов происходит в социокультурной среде, которая имеет определенные особенности (социально-психологические связи в группе, общежитии, общении друг с другом в свободное от учебы время, постоянный контакт с преподавателями, что способствует развитию у них знаний, умений и навыков культурной коммуникации).
В современной психологии высшей школы выделяют три основных типа социализации:
Социально-личностный, который предусматривает единство, неразрывность личных и социальных приоритетов: лично значимыми выступают профессиональные ценности, профессиональными приоритетами – личностные;
Социальный тип характеризуется первоочередным принятием социальных норм как ценностных и предоставлением им приоритетности перед личностными;
Индивидуалистический тип – доминирование индивидуальных мотивов над социальными: потребность в самоутверждении, повышении самооценки, потребность в признании.
Существует мнение, что изучение проблемы социализации должно рассматриваться в соответствии с понятием «социальная адаптация», под сущностью которой часто понимают взаимный, двусторонний процесс.
Адаптацией в широком смысле считается процесс и результат приспособления личности к внутренним и внешним условиям, которые изменяются. Под адаптацией социальной понимается активное приспособление индивида к условиям среды и интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции.
Процесс адаптации включает в себя несколько стадий (этапов):
- первая стадия – автономизация – характеризуется тем, что студент противопоставляет себя новой для него среде;
- вторая стадия - идентификация – подразумевает включение «вчерашнего школьника» в систему окружающей его студенческой среды;
- третья стадия – интеграция – достигается только тогда, когда студент ощущает себя элементом системы образовательного пространства вуза.
Таким образом, процесс социализации студентов всегда включает два плана действий личности: адаптация к социуму и самоопределение в социуме. В процессе социализации молодых людей формируются ценностные ориентации человека, которые проявляются в его целях, убеждениях, интересах , привычках и т.д.
Важнейшим фактором, влияющим на процесс социализации студенческой молодежи, является учебная деятельность.
С коммуникативной позиции, обучение – двуединая деятельность педагога и студента. Она имеет системный характер, предметом ее являются:
- взаимодействие между тем, кто учит, и учащимися;
- сложная совокупность взаимодействий и связей преподавателя и студентов, опосредуемая системой средств, методов и организационных форм обучения и общения;
- процесс обучения охватывает не только дидактический компонент, связанный с усвоением знаний, но и социально-психологический, воспроизводящий характер взаимоотношений в студенческой группе, социально-психологическую групповую атмосферу, уровень понимания в системе «педагог-студент» и др.
Социально-психологический компонент учебной деятельности студентов включает в себя ряд следующих факторов:
- проблемы адаптации студентов к условиям обучения в вузе;
- особенности создания позитивного социально-психологического климата в студенческой группе;
- особенности налаживания отношений студентов с преподавателями;
- социально-психологические барьеры у студентов, возникающие в процессе обучения;
- типы общения и деятельности на уровне «педагог-студент», «педагог - студенческая аудитория»;
- проблемы взаимопонимания преподавателя и студентов;
- этнопсихологические особенности общения в процессе обучения и взаимодействия;
- проблемы межличностных конфликтов:
- особенности проявления десоциализирующих воздействий на молодого человека.
Действие этих факторов обуславливает конкретные особенности социализации студенчества. В этом контексте особенно значимой является проблема адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в вузе, которая обусловлена недостаточной ориентацией вчерашнего школьника в социально-психологическом пространстве нового для него социального института.
Одной из главных предпосылок в процессе социализации студента как специалиста является личность преподавателя, его уровень психолого-педагогической культуры. В данном контексте такая личность выступает как совокупная, коллективная, с которой взаимодействуют студенты.
Преподавателям вуза, руководству кафедр, деканатов, ректорату в процессе учебно-воспитательной работы со студентами следует знать и учитывать особенности социализации молодежи в условиях современного мира конца ХХ начала ХХ1 веков. В настоящее время все возрастающее значение для социализации молодежи приобретают следующие факторы:
- усиление роли современных электронных СМИ, Интернета в формировании сознания и поведенческих установок личности;
- для социализации молодежи все большее значение приобретает взаимодействие молодых людей со сверстниками, что обусловлено, в частности, ослаблением влияния на подрастающее поколение современной семьи, ее кризисом, ростом однодетных и неполных семей;
- в обществе растет число воспитательных институтов и меняется их роль в социализации молодежи: СМИ и образование, армия, церковь и учреждения культуры, политические и общественные организации. К сожалению, роль учреждений образования в данном направлении в последние годы значительно ослабла;
- возрастание роли религии как фактора социализации, что проявляется в увеличении числа верующих, повышении интереса к православной культуре, истории церкви.
Проблемы социализации студенческой молодежи, ее адаптации к реалиям современного общества должны быть в центре внимания всего коллектива преподавателей и сот рудников вуза.