Факторы правовой социализации современной российской молодежи

Социализация человека происходит в рамках схожих социальных систем (семьи, школы, улицы и т. п.). Поэтому можно говорить о единообразии мотивов и ценностей, которые формируются в данных системах. В процессе взаимодействия людей в этих системах каждый из них конформен по отношению к ожиданиям другого, когда реакция другого соответствует ожиданиям. Основными факторами - механизмами социализации человека являются: наследственность, семья, школа, улица, телевидение и Интернет, книги, общественные организации (армия, спортивная команда, партия, тюрьма и т. д.), тип общественного строя, тип цивилизации. Соотношение их в истории человечества и индивида различно. В семье и школе закладываются основы мировоззрения, морали, эстетики, приобретаются первичные роли, навыки, традиции. В школе, институте, СМИ формируются разнообразные знания. На работе, на улице, в армии формируются профессиональные, гражданские, родительские и т. п. роли [3, с. 218]. Роль перечисленных факторов в социализации человека опирается, по мнению Т. Парсонса, на несколько потребностно-когнитивно-оценочных механизмов. Подкрепление - процесс, связывающий потребность и ее удовлетворение, когда последнее усиливает стандарт поведения. Репрессия - умение отвлекаться от одной потребности ради другой. Замещение - процесс перемещения потребности с одного предмета на другой. Имитация - отвлечение знаний, умений, ценностей от процесса потребления и их самостоятельное рассмотрение. Идентификация - принятие ценностей и ролей данного общества как своих на основе взаимной привязанности воспитателя и воспитуемого [4, с. 199]. Социализация - процесс и результат взаимодействия социализирующегося и перечисленных факторов, взаимных ролей, ожиданий, санкций [15, с. 72]. Если вначале импульсы идут от воспитателей, то затем - от социализирующегося, стремящегося повысить свой статус, реализовать потребности и способности. На разных этапах социализации соотношение мотивов и внешних факторов различно. Различно оно и у разных людей. У творческого человека мотивация преобладает над внешними обстоятельствами; но воспитатель обладает контролем над ситуацией обучения, механизмом вознаграждения-наказания воспитуемого, которые побуждают также к репрессии и замещению. На социализацию решающее влияние оказывают возраст, пол, степень родства. В социологии выделяют три уровня и этапа социализации. Первичная (до 6 лет), происходящая преимущественно в семье, основана на предсознательных программах, которые у талантливого новорожденного более совершенны, чем у обычного человека. Восприятие предметного мира, языка и речи, участие в ролевой деятельности являются сигналами, развивающими механизмы предсознания в сознание, в способности к музыке, математике, физическому труду и соответствующим моделям ролей. Вторичная социализация (до 23-25 лет), происходящая в системе образования, направлена на совершенствованиевозникшего сознания, ценностных ориентаций, ролевых моделей в более сложные, профессиональные, взаимосвязанные ориентации действий, а также роли и действия: юноши и девушки, студента и спортсмена, любящего и любимого и т. п. Третичная социализация - это социализация взрослого, образованного, получившего профессию человека. В это время формируется ментальность и ценностные ориентации, статусы и роли, навыки поведения мужчины и женщины, мужа или жены, отца и матери, работника и гражданина, патриота и интернационалиста и т. п. Одна из существенных проблем социализации - совместимость разных ценностей культуры, предлагаемых разными факторами - системами социализации (семьей, улицей, школой, тюрьмой и т. п.). Она решается использованием вышеназванных механизмов социализации. То же происходит в результате разности статусов и ролей человека: ребенка, отдыхающего, школьника, заключенного и т. п. Поэтому для социализации характерен компромисс между разными традициями, нормами, ценностями, идеалами и т. п.: только в этом случае характер и ментальность человека устойчивы. Подобный компромисс предполагает также компромисс индивида с другими людьми. Согласно психологам, некоторые черты - модели - характера, закладываются в детстве. Соответственно, в то же время закладываются и основы ментальности, возникающие на основе характера, формируются ценности, нормы и роли, типичные для данной социальной группы. Данный характер и ментальность получили у социологов название «базовой личности», социализирующейся уже в детстве. Она образуется преимущественно через механизм идентификации. Такая личность является одновременно характеристикой типа общества. Состав ценностей базовой личности сказывается на новых ролевых ожиданиях социализирующейся далее личности. На разнообразие типов личности (базовой) влияет ряд факторов [6, с. 155]. Во-первых, это возможность идентификации социализируемого с альтернативными ценностями и ролями, которые всегда существуют, особенно «на улице», «на телевидении» и т. п. Во-вторых, действует иерархия регрессивных возможностей (замещение), которую представляет богатая предметами и образованием ситуация. В-третьих, новая ролевая ориентация воспитуемого встречает у него сопротивление, связанное как с прежними ролями, так и с трудностью усвоения новых ролей. Чтобы социализация была «нормальной», соответствовала ментальности и ролями в обществе, существуют механизмы социального контроля, вознаграждения - наказания. Социализация отлична в разных общественных формациях (строях), которые мы рассмотрим в четвертой части настоящего учебного пособия. В них возникают разные типы базовых личностей. В азиатских формациях базисом общества является деспотическое государство; там образуются преимущественно коллективисты. Таковым был советский строй и человек. В экономических формациях базисом является рыночная экономика; в них формируются преимущественно индивидуалисты. Таковым является капитализм. В смешанных (эконом и ко-политических) формациях формируются солидаристы. Таковы все современные (западные) общества. В результате многообразия факторов социализации в рамках одного и того же типа общества возникают разные типы личностей: по мировоззрению, ментальности, характеру, образу жизни. Одни из них - конформисты (консерваторы) - приспосабливаются к существующему обществу. Другие становятся реформаторами, т. е. умеренно несогласными с тем обществом, которое «досталось» им «в наследство». Третьи превращаются в революционеров, стремящихся разрушить общество, в котором они живут, а на его месте построить новое. Реформаторы и революционеры вступают в социальный и межличностный конфликты, которые служат источником развития обществ (мы рассмотрим их в последней части этой книги). Коллективисты, индивидуалисты и солидаристы по-разному связаны с консерваторами, реформаторами и революционерами. Коллективисты по своей природе являются консерваторами, они не способны на реформы. Это типично для России. Индивидуалисты - реформаторы и революционеры. Они образуют движущую силу феодального и буржуазного общества, в том числе в России. Солидаристы - типичные реформаторы, которые, с одной стороны, неплохо устаиваются в обществе, где социализировались, а с другой стороны, понимают необходимость его постоянного реформирования. Современное индустриальное и постиндустриальное общество требует формирования универсальных ценностей и норм при одновременной аффективной нейтральности к ситуации. С одной стороны, в силу многообразия и сложности жизненных ситуаций человек должен опираться на универсальные ценности и нормы, которые должен уметь интерпретировать в каждой конкретной ситуации (особенно в предпринимательстве). С другой стороны, чтобы их реализовать он должен аффективно-нейтрально оценивать ситуацию, образовавшуюся из других людей и вещей. Классификация факторов социализации [1, с. 174]: Факторы социализации – это обстоятельство, условия, которые побуждают человека к активности и действию. В отечественной науке существуют различные классификации факторов социализации. Наиболее логичной и продуктивной для педагогики является та классификация, которую предложил в 1991 году А. В. Мудрик. Он выделил 3 основных группы факторов: - макрофакторы (космос, планеты, государство). Они влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах; - мезофакторы – условия социализации группы людей, которые выделяются: а) по национальному признаку (этнос); б) по месту и типу поселения (регион, область, город, район, село); в) по принадлежности к СМИ. - микрофакторы (семья, сверстники, группа людей, микросоциум, учителя, воспитательные учреждения) – социальная группа, которая оказывает непосредственное влияние на конкретных людей. Институты социализации: - семья; - культура; - образовательные учреждения; - религия. Возрастные этапы развития личности (по Д. Б. Эльконину) [2, с. 236].: Периодизация основанная на выделении возрастных особенностей детей. Возрастные особенности – характерные для определенного периода жизни анатомофизиологические функции и психические качества личности. Периодизация бывает 2 видов: полная и неполная (частичная). Полная периодизация развития охватывает всю жизнь человека с наиболее характерными стадиями. Неполная (частичная) – периодизация, которая охватывает лишь ту область развития личности, которая нас интересует. Для педагогической школы наибольший интерес представляет период охватывающий жизнь и развитие ребенка школьного возраста. В современной науке принята следующая периодизация детского возраста, которая получила название педагогическая (по Д. Б. Эльконину): 1) младенчество – от рождения до 1 года; 2) преддошкольный возраст – 1-3 года; 3) дошкольный возраст – 3-6 лет: а) младший дошкольный возраст – 3-4 года; б) средний дошкольный – 4-5 лет; в) старший дошкольный – 5-6 лет; 4) младший школьный возраст – 6-10 лет; 5) средний школьный возраст – 10-15 лет; 6) старший школьный возраст – 15-18 лет. Основу периодизации педагогической составляют стадии физического и психического развития личности, а также условия, в которых протекает воспитание ребенка. Ян Амос Коменский был первым кто настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, т.е. обучение и воспитание должны соответствовать возрастным этапам развития ребенка. Все должно идти последовательно и своевременно. Одним из основоположных принципов в педагогике является принцип учета возрастных особенностей детей. С его помощью учитываются определенные учебные нагрузки, режим дня, объемы занятий различными трудами. Возрастные особенности помогают правильно решить вопросы расположения учебных предметов и учебного материал в каждом предмете.


Наши рекомендации