Раскройте особенности современной социализации детей, выделите трудности социализации старших дошкольников.

Ситуация:

Воспитателем старшей группы было проведено изучение социальной среды воспитанников.

Анализ социального паспорта группы показал, что из 27 семей в данной группе: неполных – 11%, из них вследствие развода родителей – 7,5% и 3,7% - семьи, в которых мама воспитывает ребенка одна.

Изучение образовательного уровня родителей показало следущие результаты: высшее образование имеют – 33%, среднее профессиональное – 53%, среднее – 10%, неполное среднее 4%.

При анализе уровня здоровья воспитанников было выявлено здоровье в норме – 63% детей, хронические заболевания – у 15% детей, часто болеющие дети – 22%.

Ответ:

Каждый исторический период определяет особенности социализации в зависимости от ее факторов на данном этапе реализации. Современная социализация имеет свою специфику, обусловленную быстрыми темпами развития науки и новых технологий, влияющих на все сферы жизни человека.

К одной из наиболее явных особенностей современной социализации относится ее длительность по сравнению с предшествующими периодами. Детство как первичный период социализации значительно увеличилось по сравнению с предшествующими эпохами. Вообще статус детства изменился. Если раньше оно рассматривалось лишь как к особому периоду жизнедеятельности, который обладает не меньшей ценностью, чем жизнь взрослого человека. Такое отношение предполагает большее уважение и более высокий статус детства по сравнению с предшествующими временами. Появляются особые законы, охраняющее права детей и действующие на межгосударственном уровне. Общество становится более терпимо к детству, поскольку оно определяет его будущее.

История знает немало примеров достаточно жесткого обращения с детьми, когда родители спокойно бросали своих детей или отдавали их в распоряжение чужим людям на подсобные работы, и все это происходило в масштабах всего общества. Были даже периоды массовых убийств детей в условиях дефицита питания на ранних стадиях развития общества.

Начиная примерно с ХV века отношение общества к детям постепенно меняется. Сначала ребенок рассматривается как исходный пластичный материал, из которого воспитатель может создавать все, что угодно. При этом всякое выражение детской самостоятельности, инициативы и независимости пресекалось. С XVIII века можно наблюдать развитие более мягкого отношения к детям, несмотря на полный контроль со стороны родителей. Постепенно взрослые начинают понимать значение детства и его влияние на будущую взрослость. Общество начинает стремиться к развитию интеллекта и воли детей, формированию их социальных качеств средствами воспитания и обучения. Однако только с середины ХХ века начинается новый процесс целенаправленной массовой социализации, заключающийся в помощи детскому развитию со стороны взрослых.

Если отмечать гуманизацию некоторых общественных процессов в развитых странах, то на одном из первых мест будет отношение к детям, характеризующееся большим вниманием, вложением средств в образовательные процессы, разработку и принятые законов, защищающих детские права. Ребенок – это не маленький взрослый. Это человек определенной стадии развития и определенной культуры. Таким образом, современная социализации характеризуется гуманизацией детства (по крайней мере в большинстве развитых стран), когда ребенок выступает в качестве основной ценности семьи и общества.

Для того чтобы выступать в качестве полноправного члена общества, способного оптимально функционировать среди других людей, человеку требуется все больше времени. Если раньше социализация охватывала только период детства, то современному человеку необходимо социализироваться всю жизнь. Общество лишено стабильности и усвоенный социальный опыт устаревает очень быстро. Но меняются не только технологии, другими становятся ценности, нормы, идеалы. Этот процесс изменения ставших неадекватными ценностей, норм и отношений человека получил название ресоциализации.

Особая роль в современной социализации принадлежит образованию и приобретению профессии. Образование является необходимым условием социализации почти во всех странах мира. Успех современного образования определяются не только тем, чему человек научился и каковы его знания, умения и навыки, но также и способностью добывать новые знания и использовать их в новых условиях. Высокий уровень профессионализма уже не является чем-то исключительным, поскольку сложнейшее производство требует и соответствующих специалистов.

Творчество также становится необходимым условием социализации человека и уже не рассматривается современной педагогикой как нечто редкостное и необычное. Современные подходы в педагогике и психологии обучения предполагают, что каждый человек – творческая личность. Социальной проблемой образования как фактора современной социализации является то, что существует разрыв между его стоимостью и результативностью, недостаточной социальной эффективностью.

Достаточно часто трудности социализации ребенка берут начало еще в младенчестве (от рождения до года). Общеизвестно, что наиболее значимым фактором нормального развитии личности младенца является общение с матерью и дефицит общения может привести к, различного рода, нарушениям развития ребенка. Однако помимо дефицита общении можно выделить и другие, менее очевидные типы взаимодействия матери с младенцем, неблагоприятно сказывающиеся на его психологическом здоровье. Именно такое воспитание достаточно характерно для многих современных семей, но именно оно традиционно расценивается как благоприятное и не рассматривается как фактор риска, ни самими родителями, ни даже специалистами-психологами.

Перевозбуждение ребенка могут наблюдаться в случае материнской «гиперопеки» с отстранением отца, когда ребенок играет роль «эмоционального костыля матери» и находится с ней в симбиотической связи. Такая мать постоянно пребывает с ребенком, не оставляя его ни на минуту, потому что ей хорошо с ним, потому что без ребенка она чувствует пустоту и одиночество. Нарушение взаимодействия ребенка с матерью может привести к формированию тревожной привязанности и недоверию к окружающему миру.

В раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) также сохраняется значимость взаимоотношений с матерью, но важным становятся и взаимоотношения с отцом. Отец в этом возрасте должен быть физически и эмоционально доступен ребенку, поскольку:

а) подает ребенку пример отношений с матерью;

б) выступает прообразом внешнего мира;

в) является менее конфликтным объектом, чем мать, и становится источником защиты.

Таким образом, и отношения с отцом чаще всего неблагоприятно сказываются на формировании автономности и самостоятельности ребенка.

Самым существенным фактором риска в семейной системе является взаимодействия по типу «ребенок – кумир семьи». Следствием такого типа семейного взаимодейтсвия может явиться нарушение в развитии такого важнейшего новообразования дошкольного возраста, как эмоциональная децентрация. – способность ребенка воспринимать и учитывать желания и интересы, не умеет общаться со сверстниками, понимать требования взрослых.

Следующий фактор риска – это отсутствие одного из родителей или же конфликтные отношения между ними. И если влияние неполной семьи на развитие ребенка изучено достаточно хорошо, то роль конфликтных взаимоотношений часто недооценивается. У некоторых же детей может привести к характерным изменениям в поведении: сильно выраженной общей готовности к реагированию, боязливости и робости, покорности, склонности к депрессивным настроениям, недостаточной способности к аффектам и фантазированию

Следует отметить встречу в детском саду ребенка с первым чужим значимым взрослым – воспитателем, которая во многом определит его последующее взаимодействие со значимым взрослыми. Как показали исследования, воспитательница не замечает обычно около 50% направленных к ней обращения детей. Внутренний конфликт вызывается противоречиями между требованиями других людей и возможностями ребенка, нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование личности.

Практическое задание № 17.

Наши рекомендации