Патриотическое воспитание подрастающего поколения на примерах военной истории
России и Урала
Приоритетная задача в системе образования – воспитать в детях лучшие личностные качества гражданина и патриота. Как писал В.Г. Белинский «Воспитание – великое дело: им решается участь человека». Эти известные слова не только не теряют своей актуальности, но приобретают еще большую значимость в наше тревожное и нестабильное время.
Воспитание патриотизма у подрастающего поколения призвано дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России гражданского общества. Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, готовность выполнять конституционный долг, социальная толерантность, в том числе религиозная и национальная, общественно значимое поведение и деятельность. Перечисленные качества дополняют основные структурные компоненты патриотизма- патриотическое сознание, чувства, отношения и деятельность. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности, личности: в этом проявляются целостность и неразрывность процесса воспитания как социального явления, его неразграниченность на самостоятельные направления.
За последнее время все чаще можно услышать фразу: будущее - за знанием и интеллектом. С одной стороны, все правильно. Однако уверена: для нашей молодежи не может быть достойного будущего без любви к Родине - какие бы трудные времена она не переживала. Во многом губительные реформы девяностных годов прошлого столетия имели негативные последствия не только в производстве. Трудно посчитать ущерб от того, что повсеместно были разрушены музеи и комнаты Боевой славы, а в целом- традиции воспитания молодого поколения в духе патриотизма и любви к родной земле. Такие слова как «Отчизна», «Родина», «Гражданственность», «Патриотизм» стали своего рода изгоями! Ведь до чего дошло: их начали стесняться, произносить вслух. Куда охотнее многие сегодня, в том числе, и к сожалению и молодежь, показывают как можно делать деньги, не напрягаясь и демонстративно показывать свое богатое превосходство над другими. Наше вездесущее телевидение транслирует с удовольствием сцены из жизни так называемой «золотой молодежи».
По своему содержанию патриотическое сознание — это совокупность идей, взглядов, мыслей, теорий, чувств, настроений, эмоций общества, выражающих отношение к своей стране, готовность действовать во имя ее блага, готовность ее защищать, если необходимо с оружием в руках, от нападений извне.
Исторический опыт нашего многонационального народа — это путь свершений и побед, а если история бросала вызов, то лучшие люди России находили достойный ответ.
Такие предметы, как история и культура Башкортостана воспитывают гражданскую позицию высокую нравственность, патриотизм. Поэтому в этот юбилейный для нашей страны год, 200-летнего юбилея Отечественной войны 1812 года, все мои уроки внеклассные мероприятия направлены на достойную встречу этого события.
Патриотизм — это готовность отдать жизнь за свободу родины, это долгое и верное служение ей, это борьба против косности и застоя. Любовь к Родине, восхищение ее историей, ратными подвигами ее сыновей, великими историческими деятелями, трудовыми свершениями народа воспитываются на уроках истории и культуры Башкортостана.
История любой страны — это, прежде всего, история людей, которые страну создавали и укрепляли. Память об этих людях всегда являлась основой формирования патриотического сознания.
В переломные времена твердо можно опереться только на отечественную историю и подвиги предков. Двести лет назад шла нелегкая война с Наполеоном. В ней участвовали многие народы Российской империи, но я родом из Башкирии и поэтому остановилась на участии в ней наших земляков.
История на сегодняшний день - единственная наука, благодаря которой мы можем узнать, что происходило много-много лет назад, прочувствовать, как тяжело приходилось нашим предкам, защищая Родину.
Отечественная война 1812 года - общая беда, сблизившая всех жителей России, в том числе и наших земляков - башкир. Все поднялись на защиту.
В начале XIX века по всей Европе прогремела слава башкирских воинов, которых французы прозвали «северными амурами» за присутствие в их вооружении лука и стрел. Башкирские воины, принимавшие участие в военных действиях Отечественной войны 1812 года, прошли славный ратный путь в составе русской армии до самого Парижа.
Действуя в составе корпуса, башкирские воины постоянно находились «в делах против неприятеля». Они сражались на Бородинском поле, воевали в составе «летучих» отрядов, преследовали неприятеля при наступлении русской армии, осыпали французов стрелами в битве при Березине.
Наиболее массовым было участие башкир в Отечественной войне 1812 года. Всего в Башкирии и из прилегающих уездов Пермской и Челябинской областей было сформировано 28 башкирских, 2 мишарских (мещерякских) и 2 тептярских казачьих полка. Каждый полк имел свое знамя. Знамя 5-го Башкирского полка добровольцев до сих пор свято хранится в Национальном музее Республики Башкортостан.
В 1812 году в Башкирии был неурожай, народ голодал, но снаряжал воинов конями, обмундированием и оружием. Население края собирало деньги на нужды войны. Уже к 15 августа 1812 года башкиры, тептяри и мишари пожертвовали в пользу армии 500 тысяч тогдашних полновесных рублей царской чеканки. Добровольные взносы продолжались и в сентябре. Башкиры собрали и подарили армии 4139 лучших строевых лошадей. Народ был охвачен небывалым патриотическим подъемом; на войну вместе с мужьями шли даже женщины.
Самый большой след оставили башкирские конники в Отечественной войне 1812 года. Башкирские полки приняли активное участие в сражениях и в период вторжения Наполеона в Россию и в период заграничных походов русских войск.
Во время сражений башкирские конники проявляли мужество и отвагу. Описывая сильную стычку с французской кавалерией, Р. Вильсон отмечает “личную храбрость” башкир, которые, только что, прибыв в армию, бросились на французов вместе с другими казаками вплавь через р. Аллер. Башкирские конники, стреляя из луков, “с большим эффектом атаковали отряды врага, захватив пленных”. Р. Вильсон не раз подчеркивал храбрость и бесстрашие башкирских конников в борьбе с такой сильной регулярной армией, как французская.
На мироощущение башкир сильное влияние оказала Отечественная война 1812 года, которое так заметно отразилось на различных жанрах его фольклора: особенно в исторических песнях и легендах.
Исторические песни о войне 1812 года, рожденные в условиях огромного и душевного подъема на первый план ставили изображение народных масс: во всех песнях повествование ведется устами народа, и в каждой из них отразились его мысли и чаяния.
Окрашенные мотивами патриотизма и бессмертия народа, вставшего за честь и свободу общей Родины - России, эти песни, как память тех героических лет, и поныне живут в народах Башкортостана, глубоко волнуют, выполняя большую воспитательную и познавательную функции.
В этом цикле особое место по своей поэтике занимает песня “Любизар”. В ней не дается картина какого-то определённого события, как того требует специфика жанра. Напротив, она последовательно рассказывает о войне, начиная с вступления Наполеона в Москву и завершая возвращением домой башкирских конников после блистательного окончания войны. В этой песне есть, как бы предупреждение возможным недругам России о необходимости извлечь уроки прошлого:
Враг Россию взять не смог,
Получил он здесь урок:
Русский и башкир прижали –
Побежал, не чуя ног.
Башкиры всегда гордились своим массовым участием в Отечественной войне 1812 года, где по их словам, «доказывали преданность и усердие Отечеству». Французы отмечали их удивительную меткость и смелость. Боевые качества башкирских конников - смелость, решительность, бесстрашие и выносливость - отличали их во всех военных походах и сражениях. Они представляли собой довольно значительную военную силу, особенно когда действовали в привычных условиях - в лесах, степях и горах, где они были почти неуловимыми, угнаться за ними было невозможно.
Участие в многочисленных войнах в составе российской армии, в охране границ принесли славу башкирским воинам. Совместная служба, совместные походы с русскими казаками и солдатами способствовали воспитанию чувства солидарности и взаимопомощи. Наши предки, проливая кровь, защищали свою Родину. Об этом мы должны всегда помнить, сохраняя память о героизме башкирских джигитов, укрепляя дружбу между всеми народами, живущими в нашем родном Башкортостане.
Население края добровольными пожертвованиями оказало значительную помощь армии и населению освобожденных от французских захватчиков районов России. Башкиры всегда гордились своим массовым участием в Отечественной войне 1812 г., где, по их словам «доказали преданность и усердие Отечеству». В боях за свободу крепла боевая дружба народов России.
И я считаю, что на уроках истории, истории и культуры Башкортостана , а также во внеклассных мероприятиях мы должны вести целенаправленную работу по патриотическому воспитанию на конкретных примерах из истории войны.
Народный поэт Башкортостана Мустай Карим выразил свое отношение к патриотизму убежденностью в том, что "даже если бы были полные карманы денег у всех, душа все равно оставалась бы пустой, если нет в ней чувства Родины".
ЛИТЕРАТУРА
1. Акманов И.Г. и др. Рассказы по истории Башкортостана. Учебник для 5 класса. - Уфа: Китап, 2005.
2. Акманов И.Г. Рассказы по истории Башкортостана. – Уфа: Китап, 2001
3. Ворожейкина Н.И., Виноградова Н.Ф. Наша Родина в прошлом. Беседы по истории России для 3 класса. 2001.
4. История Башкортостана с древнейших времен до наших дней. В 2-х томах Т.1. - Уфа: Китап, 2004.
5. Рахимов Р. Отечественная война 1812 г. в современном сознании.- Уфа. Ватандаш.-2000.-№3.
6. Хрестоматия по истории Башкортостана. Часть первая. - Уфа: Китап, 2005.
А.Р. Муллагалимова,
учитель истории и обществознания
(Архангельский район д. Тавакачево)