Сущность, закономерности и принципы процесса воспитания самовоспитания.
Диагностика в обучении.
Современная школьная д-ка – это совокупность методов и методик,позволяющих всесторонне исследовать ученика в с-ме пед.отношений. Д-ка-это прояснение всех обстоятельств протекания дидактич.процесса,определение его рез-в. Цель дидактического диагностир-я-своевременное выявление, оценивание и анализ течения уч.процесса. Д-ка вкл.в себя контроль,проверку,оценивание,анализ и прогнозирований дальнейшего р-я.С-матическое наблюдение учителем за св.учениками уже явл.д-кой д-тью. Важнейшими принципами д-я и контролирования успеваемости уч-ся явл. Объективность, с-матичность, наглядность(гласность).
Объективность закл.в научно-обоснованном содерж.д-х тестов(заданий,вопросов),д-х процедур, равном отношении учителя ко всем,точных критериях оценки З и У.
С-матичность сост.в необходимости проведения диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса.Регуляоному д-ю подвергаются все обучаемые с 1-го до последнего дня обуч-я в уч.заведении.Этот принцип требует комплексного подходак проведению д-я,при кот.исп.различные формы,методы и средства контроля.
Наглядность закл.в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. Принцип требует также оглашения и мотивации оценок.
Метод контроля-с-ма последовательных и взаимосвяз.д-х д-й учителя и уч-ся,обеспеч-х обрат.связь в проц.обуч.с целью получ-я данных об успешности обуч-я,эффективности уч.процесса(Пидкасистый)
Методы устного контроля–беседа, рассказ ученика.
Методы письменного контроля-к\р,изложение, диктант, реферат.
Методы практического контроля-лаб.опыты,созд.изделий.
Наблюдение-с-матич.изуч.уч-ся в проц.обуч.
Дидактич.тесты-набор стандартизир.зад.по опред.мат-лу,устанавливающий степень усвоения его уч-ся.
Оценка-процесс сравнения достигнутого уровня владения З с эталонными представлениями,описанными в уч.программе(Пидкасистый)Отметка выраж.в баллах. В соотв.с законом РБ «Об образовании»с 1сен.2002г -10б с-ма оценки З.
1-2б-низкий(узгавание,различение)3-4б-удовлетворит(д-я по воспр-ю на ур.памяти)5-6б-средний(осознанное воспр-е,опис),7-8б-достаточный(д-я по применению З в незнак.сит-ции,примен.З на основе обобщенного алгоритма),9-10б-высокий(примен.З в незнак.сит-ции для реш.нов круга задач,творч.перенос З)
Сущность, закономерности и принципы процесса воспитания самовоспитания.
Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности. Это организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечная цель - формирование личности, нужной и полезном себе и обществу. В современном понимании процесс воспитания - эффективное сотрудничество воспитателей и воспитанников, на достижение заданных целей.
Самовоспитание— целенаправленная активная деятельность человека по формированию и развитию у себя положительных и устранению отрицательных качеств.
Раскрытие сущности воспитательного процесса предполагает обоснование его закономерностей. Первая закономерность. Воспитание ребенка совершается только на основе активности самого ребенка во взаимодействии его с окружающей социальной средой. При этом решающее значение имеет гармонизация интересов общества и личных интересов учащихся при определении целей и задач педагогического процесса. Вторая закономерность определяет единство образования и воспитания. Образование направлено на формирование общей культуры человека. Третья закономерность предполагает целостность воспитательных влияний, которая обеспечивается единством декламируемых социальных установок и реальных действий педагога (отсутствие такого единства характеризуется тем, что он утверждает одно, а делает другое, призывает к активности, а проявляет пассивность и т.п.), непротиворечивостью педагогических требований, предъявляемых к ребенку всеми субъектами воспитания учащихся. Принципы самовоспитания
Принцип развития самовоспитания
- установка на проблемность в педагогической работе, которая формирует мотивы самообразования и самовоспитания;
- установка на самосознание, самооценку своей педагогической деятельности, стимулирующие ее улучшение;
- установка на личную значимость позволяет соотнести объективно существующую цель самообразования и самовоспитания с личностно-значимыми мотивами (познавательный интерес, стремление к успеху и др.).
Принципы воспитания — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:
— общественная направленность воспитания (воспитание ориентировано на упрочение государственного строя, его институтов, органов власти, формирование гражданских, социальных и личностных качеств на основе принятых и действующих в государстве идеологии, конституции, законов);
— связь воспитания с жизнью и трудом (широкое ознакомление воспитанников с общественной и трудовой жизнью людей, происходящими в ней изменениями; привлечение воспитанников к реальным жизненным отношениям, различными видами общественно полезной деятельности);
— опора на положительное в воспитании (опираясь на положительные интересы воспитанников (интеллектуальные, эстетические, технические, любовь к природе, животным и т.д.), решаются многие задачи трудового, нравственного, эстетического, правового воспитания);
— гуманизация воспитания (гуманное отношение к личности воспитанника, уважение его прав и свобод, ненасильственное формирование требуемых качеств, отказ от наказаний, унижающих честь и достоинство личности);
— личностный подход (учет индивидуальных, личностных характеристик и возможностей воспитанников);
— единство воспитательных воздействий (координация усилий школы, семьи и общественности в воспитании подрастающего поколения).
12. Общие методы, средства и формы процесса воспитания и самовоспитания.
Методы воспитания - способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания.
– первая группа: методы, с помощью которых прежде всего формируются взгляды (представления, понятия) воспитуемых и осуществляется оперативный обмен информацией в педагогической системе между ее членами;
– вторая группа: методы, с помощью которых прежде всего организуется деятельность воспитуемых и стимулируются позитивные ее мотивы;
- третья группа: методы, с помощью которых прежде всего стимулируются самооценки и оказывается помощь воспитуемым в саморегуляции их поведения, в саморефлексии (самоанализе), самовоспитании, а также официально оцениваются поступки учащихся.
Методы убеждения. Убеждение в воспитании - это путь воздействия на сознание школьника для разъяснения фактов и явлений общественной и личной жизни, формирования взглядов.
Методы упражнений. Эти методы способствуют формированию единства сознания и поведения. Упражнение – многократное повторение и совершенствование способов действия как устойчивой основы поведения.
Методы оценки и самоценки. Эти методы связаны с такими понятиями, как поощрение и наказание. Поощрение – выражение положительной оценки, одобрения, признания тех лучших качеств, которые проявились в учебе и поступках школьника; наказание - выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения и деятельности.
Средства воспитания являются «инструментарием» материальной и духовной культуры, который используется для решения воспитательных задач. К средствам относятся:
знаковые символы;
материальные средства;
способы коммуникации;
мир жизнедеятельности воспитанника;
коллектив и социальная группа как организующие условия воспитания;
технические средства;
культурные ценности (игрушки, книги, произведения искусства...);
природа (живая и неживая).
Формы воспитания — это внешнее выражение процесса воспитания. По количеству охватываемых процессом воспитания людей формы воспитания делятся на индивидуальные, микрогрупповые, групповые и массовые. Большинство современных воспитательных систем использует групповые формы воспитания, отличающиеся достаточной эффективностью и относительно низкой экономической стоимостью педагогических услуг.