Анализ и конспект лекционного занятия
1. Общие сведения. Лекционное занятие проводилось у студентов Сибирской Академии Государственной Службы факультета Государственного и муниципального управления, дневного отделения, 1-го курса группы 09117 и 09118, по специальности «Управление персоналом».
Тема лекции: Педагогика как наука и ее связь с другими науками о человеке.
Цель лекции:
· Образовательная цель – усвоение обучаемыми определенного объема знаний.
· Развивающая цель – развитие способностей обучаемых, их мышления, логики, памяти, воображения, чувств, воли, познавательных умений.
2.Классификация лекции. Вводная лекция познакомила студентов с целью и назначением курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин. На лекции давался краткий обзор курса (вехи развития данной науки, имена известных ученых), ставились научные проблемы, выдвигались гипотезы, раскрывались перспективы развития науки и ее вклада в практику. Подобное введение помогает студентам получить общее представление о предмете, ориентирует их на систематическую работу над конспектами и литературой, знакомит с методикой работы над курсом.
Структура лекции.
При раскрытии темы применяла индуктивный метод: примеры, факты, подводящие к научным выводам; также использовала метод дедукции: разъяснение общих положений с последующим показом возможности их приложения на конкретных примерах. По каждому из анализируемых положений делала вывод. В конце лекции студенты подвели итоги услышанному. При подготовке и проведении лекции использовалась традиционная структура проведения лекционного занятия.
1. Первый этап - мотивационный компонент ведения лекции. Мотивационный компонент подразумевал на данном занятии настрой студентов на работу с помощью вводных вопросов.
2. Второй этап - операционный компонент.
Лекция проводилась по следующему плану:
1. Педагогика как наука. Основные категории педагогики
2. Методы и технологии в педагогике
3 Связь педагогики с другими науками
· Третий этап - контрольно-оценочный компонент.
На втором этапе был раскрыт предмет и объект педагогики, её происхождение как науки. Рассматривались определения понятия педагогики. Также раскрыла педагогику как теоретический аспект и практический. Перечислила и описала основные функции педагогики: аналитическая, прогностическая, проективно-конструктивная. Были перечислены основные задачи и проблемы, которые изучает педагогика.
Были рассмотрены основные категории педагогики, такие как воспитание (как в широком социальном смысле, так и в узком социальном смысле), развитие, образование (как специально организованная система и как процесс и результат усвоения знаний, умений, навыков, отношений), обучение, самовоспитание.
Была перечислена целая система разнообразных методов, с помощью которых осуществляется педагогическое исследование (педагогическое наблюдение, исследовательская беседа, изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся, педагогический эксперимент, изучение и обобщение передового педагогического опыта, социологические методы исследования, методы математической статистики, теоретический анализ педагогических наук и др.)
Давались характеристики основных технологий обучения в педагогике,виды технологий- технологии дифференцированного обучения, развивающего обучения, альтернативные технологии, технологии авторских школ.
В последнем пункте рассказывала о взаимосвязи педагогики с другими науками, такими как психология, физиология, социология, философия, педагогическая психология, возрастная педагогика и т.д.
В заключение подвела итог, что педагогика одна из важных и необходимых дисциплин для человека.
В конце занятия продиктовала методические пособия по данному курсу. Таким образом, в ходе лекции придерживалась четкой структуре ее проведения и следовала плану.
Содержание лекции
· Соответствие содержания лекции программе и учебно-тематическому плану дисциплины;
· Обзор содержания понятия «педагогики», её место и её связь с другими науками;
· Определила актуальность, связь с практикой, место в системе других наук;
· Научность, доказательность и аргументированность лекции;
· Информативность (соответствие современному уровню развития науки);
· Освещение истории вопроса, показ различных концепций;
· Использование примеров из практики, ярких, эмоционально окрашенных фактов;
· Методические рекомендации по СРС (указание литературы и пр.).