Тема 1 Педагогика высшей школы как наука и учебная дисциплина
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе БГПУ
_______________ В.В. Шлыков
«______» ____________ 2012 г.
Регистрационный № УД-15-00-1/ р.
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Учебная программа дисциплины
второй ступени высшего образования (магистратура)
для специальностей
1-08 80 01 Теория и методика дошкольного образования
1-08 80 02 Теория и методика обучения и воспитания
(по областям и уровням образования)
1-08 80 03 Теория и методика профессионального образования
1-08 80 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной
тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
1-08 80 05 Коррекционная педагогика
1-08 80 06 Общая педагогика, история педагогики и образования
1-08 80 10 Литературоведение
1-08 80 11 Языкознание
1-21 80 15 Всеобщая история
1-21 80 16 Отечественная история
1-23 80 03 Психология
1-31 80 01 Биология
1-31 80 02 География
1-31 80 03 Математика
1-31 80 05 Физика
1-31 80 06 Химия
Кафедра: педагогики, возрастной и педагогической психологии
Курс (курсы) 1
Семестр (семестры) 1
Лекции 30 Экзамен --
(количество часов) (семестр)
Практические (семинарские)
занятия 26 Зачет 1
(количество часов) (семестр)
Лабораторные
занятия -- Курсовая работа (проект) --
(количество часов) (семестр)
Всего аудиторных часов
по дисциплине 56
(количество часов)
Всего часов Форма получения – дневная
по дисциплине 80 высшего образования заочная
(количество часов)
Составили: И.И. Цыркун, доктор педагогических наук, профессор;
А.П. Лобанов, кандидат психологических наук, доцент
2012 г.
Учебная программа составлена на основе типовой программы «Педагогика и психология высшей школы» 18. 07. 2011г. Рег. № ТД – СГ. 019 / тип.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению кафедрой педагогики БГПУ
|
Одобрена и рекомендована к утверждению
научно-методической комиссией кафедры педагогики БГПУ
|
|
Одобрена и рекомендована к утверждению
научно-методической комиссией кафедры возрастной и педагогической психологии БГПУ
|
Ответственный за редакцию: Е.Н. Артеменок, канд. пед. наук,
доцент кафедры педагогики БГПУ
Ответственный за выпуск: Е.Н. Артеменок, канд. пед. наук,
доцент кафедры педагогики БГПУ
Оформление учебной программы и сопровождающих ее материалов действующим требованиям Министерства образования Республики Беларусь соответствует.
Методист учебно-методического
управления БГПУ
_________________ С.В. Пантелей
Пояснительная записка
Педагогический состав высших учебных заведений пополнялся до недавнего времени в основном специалистами, получившими высшее образование в определенной предметной области, не связанной с педагогической деятельностью. Поэтому их педагогическая деятельность основывалась в основном на интуитивно-эмпирических решениях. Для будущих магистров, которые ориентированы на работу в высшей школе, педагогическая деятельность и ее проектирование являются предметом специального изучения.
Психология высшей школы представляет собой структурный компонент педагогической психологии, рассчитанный на академическую и профессиональную подготовку специалистов, включая подготовку преподавателей высшей школы и исследователей.
Целью дисциплины «Педагогика и психология высшей школы» является – развитие личностных качеств магистрантов, адекватных продуктивной деятельности преподавателя высшей школы, и формирование системы знаний в сфере обучения и воспитания студентов, а также формирование готовности к психолого-педагогическому сопровождению внедрения образовательных инновационных технологий, фасилитации профессионального и личностного роста субъектов образовательного процесса.
Задачи дисциплины «Педагогика и психология высшей школы» это:
– формирование знаний о сущности высшего образования как социокультурного феномена; о тенденциях развития высшего образования в мире;
– формирование системы знаний о концептуальных основах организации педагогического процесса в высшей школе и развитие на этой основе умений реализовывать инновационные методы, формы, средства и условия обучения и воспитания студентов в высшей школе;
– формирование умений решать практические педагогические проблемы на основе научных методов, самостоятельного инновационно-педагогического мышления, а также позитивного ценностно-эмоционального отношения к педагогической деятельности в высшей школе
– формирование знаний о психологических парадигмах и направлениях развития психологической науки; методологии и методах психологических исследований;
– формирование знаний и умений психолого-педагогического взаимодействия и общения преподавателей и студентов;
– формирования перцептивных, коммуникативных, рефлексивных и исследовательских компетенций и готовности к освоению и разработке психолого-педагогических инноваций.
Новизна программы курса состоит в том, что педагогическая традиция высшей школы органично дополнена инновационной составляющей.
Содержание курса раскрывается в следующих темах:
1. Педагогика и психология высшей школы как наука и учебная дисциплина.
2. Личностное взаимодействие преподавателя и студентов в педагогическом процессе высшей школы.
3. Методологические аспекты организации и психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в высшей школе.
4. Теоретические аспекты обучения и воспитания студентов.
5. Инновационные методы, формы и средства обучения в высшей школе.
6. Психологическая компетентность преподавателя и выпускника магистра.
При изучении дисциплины магистрантами применяются асинхронная модель организации педагогического процесса, разностороннее проектное обучение, управляемая самостоятельная работа.
В соответствии с требованиями образовательного стандарта второй ступени высшего образования после изучения дисциплины «Педагогика и психология высшей школы» магистрант должен знать:
– сущность высшего образования как социокультурного феномена;
– тенденции развития высшего образования в мире;
– проблемы педагогики высшей школы как научной дисциплины;
– нормативные, нормативно-правовые и законодательные документы в области высшего образования Республики Беларусь;
– методологические аспекты организации педагогического процесса в высшей школе;
– требования к личности преподавателя высшей школы и критерии успешной педагогической деятельности;
– концептуальные основы организации педагогического процесса в высшей школе;
– инновационные методы, формы, средства и условия обучения и воспитания студентов в высшей школе.
Магистрант должен уметь:
– изучать педагогический процесс с применением научных методов;
– формировать образовательные и воспитательные цели в высшей школе;
– проектировать и организовывать различные формы учебных занятий и воспитательных мероприятий (дел) в высшей школе;
– применять современные технические средства, в том числе информационные технологии в условиях высшей школы;
– управлять познавательной деятельностью студентов;
– оценивать результат педагогической деятельности в высшей школе.
Магистрант должен овладеть следующими ключевыми компетенциями (активным профессиональным опытом):
– разработки и реализация модели традиционного обучения (воспитания) в высшей школе;
– разработки и реализация модели инновационного обучения (воспитания) в высшей школе, включая средства ее диагностики и контроля;
– рефлексии себя и педагогической деятельности в высшей школе.
Объем дисциплины – 80 часов, из них: аудиторных – 56 часов (лекций – 30 часов, практических – 26 часов).
Для заочной формы получения образования 10 часов аудиторных, из них – 6 лекционных часов и 4 часа практических занятий.
Дисциплина по педагогическому блоку завершается защитой проектов традиционной и инновационной моделей организации педагогического процесса в высшей школе, а также сдачей зачета; по психологическому блоку – анализом и интерпретацией результатов психологических исследований в области образования и диагностики компетенций / компетентности и рефератом, а также сдачей зачета.
Педагогика высшей школы
Тематический план
(дневная форма получения образования)
№ п/п | Наименование темы | Кол-во часов | |
Лекции | Практич. | ||
1. 1 | Педагогика высшей школы как наука и учебная дисциплина. | ||
2. | Личностное взаимодействие преподавателя и студентов в педагогическом процессе высшей школы. | ||
3. | Методологические аспекты организации педагогического процесса в высшей школе. | ||
4. | Теоретические аспекты обучения и воспитания студентов (традиция). | ||
5. | Инновационные методы, формы и средства обучения в высшей школе. | ||
Всего |
Тематический план
(заочная форма получения образования)
№ п/п | Наименование темы | Кол-во часов | ||
Лекции | Практич. | Самост. работа | ||
1. 1 | Педагогика высшей школы как наука и учебная дисциплина. | |||
2. | Личностное взаимодействие преподавателя и студентов в педагогическом процессе высшей школы. | |||
3. | Методологические аспекты организации педагогического процесса в высшей школе. | |||
4. | Теоретические аспекты обучения и воспитания студентов (традиция). | |||
5. | Инновационные методы, формы и средства обучения в высшей школе. | |||
Всего |
Психология высшей школы
Тематический план
(дневная форма получения образования)
№ п/п | Наименование темы | Кол-во часов | |
Лекции | Практич. | ||
1. | Психологические особенности обучения в высшей школе | ||
2. | Психология личности студента | ||
3. | Педагог как субъект образовательного процесса | ||
4. | Педагогическое общение | ||
5. | Способы психологического воздействия на личность. Субъективные переживания субъектов обучения | ||
Всего |
Тематический план
(заочная форма получения образования)
№ п/п | Наименование темы | Кол-во часов | ||
Лекции | Практич. | Самост. работа | ||
1. | Психологические особенности обучения в высшей школе | |||
2. | Психология личности студента | |||
3. | Педагог как субъект образовательного процесса | |||
4. | Педагогическое общение. | |||
5. | Способы психологического воздействия на личность. Субъективные переживания субъектов обучения | |||
Всего |
Содержание учебного материала
Тема 1 Педагогика высшей школы как наука и учебная дисциплина.
Актуальность педагогического знания для преподавателя высшей школы.
Объект, предмет педагогики высшей школы и ее особенности.
Кризисные явления в образовании.
Модели разрешения кризисных явлений.