Тема: История как наука и учебная дисциплина

Лекция № 1.

Цель: дать студентам общее представление об истории как науке и учебной дисциплине.

Задачи: 1) образовательная: раскрыть объектно-предметную область истории, ее струактуру, функции, основные методологические подходы; 2) развивающая: развить культуру мышления; 3) воспитательная: привить интрес к истории, к пониманию необходимости ее изучения.

План:

1. Объект и предмет истории.

2. Структура исторической науки.

3. Методология исторического познания.

4. Связь исторической дисциплины с науками.

5. Функции исторической науки.

Историю можно рассматривать в двух качествах: в качестве науки и учебной дисицплины. Если характеризовать историю как науку, то необходимо вспомнить, что каждая наука имеет свой объект и предмет изучения. Под объектом в науковедении понимают фрагмент изучаемой действительности, а под предметом – часть объекта.

Объект исторической науки — это совокупность обществ, составляющих человечество. Предмет исторической науки — это конкретное общество в его конкретном пространственно-временном развитии с момента его возникновения до момента исчезновения, как в целом, так и всех его составляющих и уровней строения, а также во взаимодействии с другими конкретными обществами. Главная цель исторического познания — получение исторической истины — объективного, системного, верифицируемого конкретного знания исторического процесса развития конкретного общества.

Предмет истории подразделяется по следующим критериям:

· По времени изучения – в исторической науке утвердилось деление истории на древнюю, средних веков, новую, новейшую;

· По регионам и территоиям: история России, история Европы, история стран Азии и Африки, краеведение – история Волгограда, кубановедение, московедение;

· По сферам общества: политическая история, экономическая история, история общественно-политической мысли.

Таким образом, историю можно определить как науку, объектом которой является совокупность обществ, составляющих человечество. Также историю можно определить через предмет: история – это наука, предметом которой является конкретное общество в его конкретном пространственно-временном развитии.

Главная особенность истории – изучение прошлого человеческого общества. Прошлое – это своего рода нереальная реальность. Поэтому историю изучать очень сложно: правильность наших знаний о прошлом не так уж легко проверить.

Историю изучают, опираясь на исторические источники. Исторические источники – это фрагмент прошлого, это сохранившиеся свидетельства прошлой жизни. Цель изучения исторических источников – установление или проверка исторических фактов – событий, которые имели место быть в прошлом.

Чтобы картина прошлого была более полной, исследователи привлекают к разрешению проблем широкий спектр исторических источников. Исторические источники принято классифицировать на:

А) вещественные; б) письменные; в) этнографические; г) фотодокументы, кинодокументы. С течением времени круг исторических источников расширяется: например, появились документы, создаваемые на электронной основе.

Исторические факты, в зависимости от их подлинности, можно разделить на следующие группы:

· Общепризнанные факты: 22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война;

· Гипотетические факты: Александр Первый закончил свою жизнь в Сибири под именем Федора Кузьмича в 1864 году;

· Ложные факты: мать В.И. Ленина, Мария Александровна Бланк, была фрейлиной при дворе Александра Второго. Это утверждение опровергается с помощью такого пиьменного исторического источника как ежегодно издававшийся «Придворный календарь». В этом «Придворном календаре» М.А. Бланк не упоминается.

По значимости исторические факты можно с достоточной степени условности разделить на главные и второстепенные. Например, смерть Сталина – главный исторический факт, а публикование произведений А.И. Солженицына в журнале «Новый мир» - второстепенный.

Самое сложное в деле историка – это толковапние или интерпретиация исторических фактов. Пример - оценка реформаторской деятельности Петра Великого или П.А. Столыпина.

История – это сложная наука. Ее объектом – прошлое обществ. Поэтому историческая наука имеет сложную структуру.

Можно выделить следующие «этажи» исторической науки: философия истории – исследует общие закономерности развития общества, его движущие силы; второй этаж – теории среднего уровня (политическая история, экономическая история, военная история, история культуры); третий этаж – прикладной: археологические раскопки, этнографические экспедиции, архивные исследования, работа с первоисточниками (например, при изучении общественно-политической мысли).

Историческая наука также включает в себя широкий круг дисциплин, которые называются специальными историческими дисциплинами:

· Археология – изучение истории по предметам и сооружениям прошлого с помощью раскопок;

· Антропология – по останкам людей, извлеченных археологами, воссоздает внешний облик человека;

· Генеалогия – изучение родственных связей отдельных лиц, семей;

· Геральдика – изучение гербов, правил их составления и описаня;

· Краеведение – изучение истории населенного пункта, района;

· Нумизматика – изучение истории монет и бумажных денежных знаков;

· Историография – изучает развитие исторических знаний и исторической науки;

· Источниковедение – разрабатывает теорию, методику и технику изучения исторических источников.

Остановимся более подробно на историографии и источниковедении.

Основателем исторической науки считают древнегреческого исследователя Геродота, жившего в 5 веке до н.э. Он описал греко-персидские войны, жизнь и быт скифов. Среди древнеримских историков можно выделить Плутарха, Тацита.

Основателем российской истории – монаха Киево-Печорской лавры Нестора. Нестор в начале 12 века свел летописи в единый свод – в «Повесть временных лет» - первый известный нам исторический труд.

Первый исторический российский архив в России был создан в 1724 году. В 1918 году начала формироваться единая система государственных и ведомственных архивов. В настоящее время центральные архивы находятся в двух городах федерального значения и в Томске.

В 1993 году – Закон об архивах. Значение: установил единые правила хранения документов, порядок их выдачи исследователям. Согласно закону, документы, содержащие информацию, не подлежещую оглашению, не могут выдаваться исследователям до истечения 35-50 лет. Документы личного характера – 75 лет.

В любом архиве материалы делятся на:

· Фонды – собрание документов одной организации;

· Опись – часть фонда: охватывает документы отдела данной организации, временного отрезка;

· Дело – отдельный документ, посвященный проблеме.

При изучении истории обычно применяют следующие подходы-концепции:

1) Формационная. История делится на ряд общественно-экономических формаций, которая тракттуется как определенный этап в развитии человечества. Каждая формация определяется господствующим в ней способом производства. Под способом производства понимают отношение производительных сил и производственных отношений. Производственные силы – динамичны, производственные отношения – консервативны. Это служит источником социального конфликта. В результате – революция – смена одной формации другой. Понятие «формация» характеризует временной срез истории, нацелен на выявление общих черт у различных стран и народов. Недостатки: европоцентризм, не учитывает влияние природно-георафических факторов;

2) Цивилизационная. В основе – понятие цивилизации, которое имеет несколько значений. Первое: этап в развитии общества, следующий за дикостью и варварством. Второе: по типу развитий технологий – аграрная, индустриальная, информационная. В третьем значении понятие цивилизации используется, чтобы учитывать такие элементы духовной жизни как религию, ценности, традиции. В таком случае говорят о локальных цивилизациях. Некторые исследователи выделяют мусульманскую, христианскую, китайскую, индийскую и другие цивилизации. Цивилизационный подход, таким образом, нацелен на выявление особенностей развития стран, на учет природно-географического фактора (речные цивилизации).

Помимо двух главных подходов, в историческом познании применяются следующие методы-подходы: социально-культурный, кросс-культурный и другие.

Ведукщими методами в исторической науке являются исторический, нацеленный на детальное воспроизведение объекта, а также связанный с ним логический, с помощью которого исторические факты рассматриваются как элементы исторического процесса, выявляются исторические закономерности.

Одной из потребностей, которые свойственны человеку, - это стремление познавать мир. В зависимости от объекта познания (что познается), науки делятся на естественные (объектом познания является природа), социально-гуманитарные (в качестве объекта познания выступает общество). История относится к дисциплинам социально-гуманитарного цикла. Не удивительно, что историческая наука образом связана, прежде всего, с такими науками, которые изучают общество. К ним относятся: экономическая теория, социология, политология, юриспруденция, культурология, философия.

Поскольку историческая наука изучает развитие общество, его прошлое, которое охватывает достаточно широкие хронологические рамки, то история связана с математикой. Исторические даты, выяснение того, какое событие произошло раньше или позже, и на сколько лет, веков, - все это делает акутуальным применение количественных методов в исторических исследованиях. Кроме того, с целью выявления исторических закономерностей, историческая наука использует данные статистики, демографические сведения. Для составления диаграмм, графиков, таблиц, схем, требуются математические знания, которые, в свою очередь, связаны с применением информационных технологий.

Прослеживается связь исторической науки с естественными науками. Историческая наука изучает не только развитие общества. Она также и выявляет воздействие природных факторов на воздействие социума. Например, без изучения подобного взаимодействия невозможно понять причин смуты. Кроме того, вместе с развитием общества изменялись и границы государств. Историческая наука уже доказала, что в основе многих исторических фактов, имеющих глобальное значение (например, неолетическая революция, Великое переселение народов) лежат природные, климатические факторы. Следовательно, историческая наука не можнт быть не связана с географией, палеонтологией, биологией.

Связана историческая наука и с техническими дисциплинами. Развитие общества невозможно представить без развития техники. Более того, социальный и технический прогресс органично взаимосвязанны. Научно-техническая революция, причины, сущность и последствия информационной революции уже стали предметами исторических исследований.

Таким образом, история взаимосвязана с различными социальными, точными, техническими науками. Это свидетельствует о том, что история имеет интегративный характер. В связи с этим не стоит удивлятся тому, что история, в первую очередь, связана с другой интегративной наукой, - философией. Различие между ними заключается в том, что история – конкретная наука, построенная на анализе исторических фактов, подчерпнутых из исторических источников. Философия, напротив, наука абстрактная, в основе которой – логический метод исследования. Если история изучает, выражаясь философски, нисходящее бытие, занимается его актуализацией, то философия изучает главным образом не конкретную форму бытия, а бытие вообще, взятое в предельно абстрактной форме.

Из всего сказанного можно сделать следующие выводы:

1. История – это сложная наука и сложная учебная дисцциплина, изучающая не только прошлое общества, а также всю совокупность факторов, влияющих на его развитие.

2. История – это интресная, увлекательная наука. По этим характеристикам она может сравниться с юриспруденицией, а профессия историка – с профессией следователя. И историк, и следователь, занимаются одним делом – пытаются реконструировать прошлое, опираясь на реальные факты, которые отражены в различных источниках.

История как наука и учебная дисицплина – большую роль в жизни общества и человека. Это выражается в функциях:

1) Познавательная. Изучая историю, мы познаем прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее. «История, - писал Мигель де Сервантес, - сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого и поучение для настоящего, предостережение для будущего». Испанскому писателю вторил его русский коллега Леонид Андреев: «Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе вы забудите, откуда вышли и куда нужно вам идти». Таким образом, история обеспечивает не только познание прошлого, настоящего и будущего, но и связь времен;

2) Воспитательная. Древнеримский оратор Цицерон называл историю учительницей жизни. Русский историк Карамзин трактовал историю как зеркало, в которое смотриться народ;

3) Развивающая или общекультурная. Изучение истории разивает интеллект, мышление человека, его культуру. Человек, изучающий историю, сталкивается с необходимостью интерпретиации исторических фактов, с необходимостью их систмного анализа. Чернышевский говорил, что «можно не знать, не чувствовать влечения к математике, … химии, но не любить истории может только человек, совершенно не развитый уственно»;

4) Практическая или прогностическая: уметь применять полученные знания на практике. Например, прогнозировать последствия антиалкогольной компании;

5) Идеологическая: «история – это политика, опрокинутая в прошлое» (Покровский);

6) Витальная (пример с манкрутами или маркрутами Айтматова).

Наши рекомендации